Право как закон («позитивное право»).
I. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, «свобода» и «право» выражают единый смысл. Отношения «свободы» и «права» опосредуются через диалектику свободной воли.
II. Система права как царство осуществленной свободы представляет собой иерархию «особых прав» (от абстрактных форм к конкретным). Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье обществу и государству. Эти особые права даны исторически и хронологически одновременно. На вершине иерархии особых прав стоит государство.
III. Право как закон (позитивное право), является разновидностью особых прав[1069].
Русский ученый Е.Н. Трубецкой в начале XX столетия писал, что право следует рассматривать:
«1) как совокупность норм, представляющих, но вместе с тем и ограничивающих свободу лица, и 2) как свободу представленную и ограниченную нормами[1070]. Причем, под правом в объективном смысле, «нужно было разуметь совокупность всех юридических норм», а под правом в субъективном смысле «следует разуметь ту сферу внешней свободы, которая представляется человеческой личности нормами объективного права»[1071].
В современном правоведении одной из популярных является лебертарно-юридическаяконцепция толкования права. В соответствии с ней право – материализуется в рамках отношений формального равенства, свободы и справедливости[1072].
В.А. Четвернин является противником таких абстрактных подходов к правопониманию. Он предлагает изучать право исключительно в рамках юридических конструкций. Так, по его мнению, «право – это система норм и полномочий свободного общественно-политического существования формально равных субъектов (индивидов и организаций). Правовые нормы и полномочия (требования, притязания) должны быть сформулированы в законах и других общеобязательных актах государства, т.е. должны признаваться и защищаться государством»[1073].
Для Ю.В. Тихонравова право есть эмпирическое явление, выраженное в системе «регулирования поведения людей в обществе посредством норм, устанавливаемых теми или иными организациями, при условии, что исполнение этих норм обеспечивается санкциями, осуществляемыми теми или иными организациями в меру их реальной власти»[1074].
Вместе с тем, в данном случае, как справедливо отмечает профессор И.А. Иванников, «под «организациями» можно иметь в виду что угодно. Поэтому лишь обладание государственной властью позволит сделать норму права общественно обязательной»[1075].
Кроме того, особо следует акцентировать внимание на классовой сущности права, ибо в любом государстве, издающем правовые нормы, всегда имеется правящая элита и подчиненные обыватели. В этом смысле право есть не что иное, как возведенная в закон воля экономически и политически господствующего класса, нации или иной социальной группы[1076].
Ведь в реальном применении право никогда не бывает абстрактным. Оно всегда выражает и закрепляет волю и интересы политически доминирующих группировок в обществе, как правило, объединенных общими частнособственническими и публично властными интересами. «Это проявляется, прежде всего, в том, что право на всех стадиях его развития освящает и закрепляет имущественное, социальное и иное неравенство людей. Неравенство рабовладельца и раба, феодала, помещика и крепостного, работодателя и работополучателя»[1077]. Если бы право защищало интересы всех, то в нем не было бы необходимости, ибо совершенно очевидно, что нельзя поставить в одинаковое положение собственника и не титульного владельца, преступника и законопослушного гражданина, подданного и иностранца и т.д.
Стоит сказать, что для постижения смысла права, его природы и сущности необходимо определить качественные отличия этого феномена от других социальных явлений. В современной отечественной юриспруденции выделяют, как минимум, девять признаков права:
1) связь права с государством (установление, санкционирование и гарантирование применения норм права силой государственного аппарата);
2) формальная определенность права (письменное выражение норм права в законах, указах, судебных и административных прецедентах и иных официальных актах);
3) системность права (наличие особой структуры права представленной правовыми нормами, субинститутами, институтами, подотраслями и отраслями права);
4) общеобязательная нормативность (распространение действия не на конкретную личность, а на все население страны или группу лиц, например государственных служащих);
5) юридический формализм (строение права в виде различных процессуальных форм, которые являются способами решения определенных дел и способами разрешения социальных конфликтов);
6) действия через дозволения и субъективные права,являющиеся видом и мерой разрешенного поведения, связанного с удовлетворением интересов конкретного индивида;
7) волевой характер (у теологов – это воля Божья, у марксистов – экономически и политически господствующего класса, у буржуазных либералов – воля всего народа, у националистов – коренной нации, в теории советских ученых - всех трудящихся)[1078];
8) иерархичность (подчиненность одних норм права другим: например, уголовно-процессуальных - конституционным);
9) динамизм (изменчивость права, обусловленная постоянным изменением потребностей общества в конкретно-исторических социально-экономических и политических условиях)[1079].
Полагаем, что данный список целесообразно дополнить десятым признаком права, связанным с признанием населением правовых норм в качестве регулятора общественных отношений. В противном случае, если народ не признает право санкционируемое государством и не использует его в повседневной жизни – оно превращается в «правовой мираж» не существующий в действительности.
Кроме того, право представляет собой область формализованной политики государства, в которой раскрываются фундаментальные начала, принципы, цели и задачи всех отраслей юриспруденции: государствоведения, цивилистики и криминалистики. Следовательно, мы можем вести речь об одиннадцатом признаке права – о его политико-повелительном характере.
Таким образом, под правом следует понимать систему общеобязательных формально определенных политических повелений публичной власти, представленных в правилах поведения, обеспечиваемых силой государства, выражающих волю экономически и политически господствующего класса, нации или иной социальной группы, признаваемых большинством населения в качестве регулятора общественных отношений.
Говоря кратко, право это общеобязательное политическое повеление государства, гарантируемое к исполнению всей его мощью.
Поэтому право есть политическое искусство определения единой меры социально-значимого поведения, защищённого силой государственной власти.
Функции права
Основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений называются функциями права[1080]. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой – представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на все субъекты. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов[1081].
В юриспруденции существуют различные подходы к классификации функций права.
Так, И.А. Иванников выделяет следующие шесть функций права:
1) регулятивную;
2) гуманистическую;
3) идеологическую;
4) воспитательную;
5) ограничивающую;
6) стимулирующую[1082].
Регулятивная функцияобеспечивает стабильную организационно-производственную деятельность общества.
Регулятивная функция включает в себя три подфункции:
- регулятивно-статическую,
- регулятивно-динамическую,
- регулятивно-охранительную.
Регулятивно-статическая функция заключается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в различных нормативно правовых актах. Ключевая роль в осуществлении статической функции права принадлежит институтам права собственности, организации и деятельности различных органов государственной власти и т.д.
Регулятивно-динамическая функция проявляется в воздействии права на общественные отношения, прежде всего, путем проведения необходимых реформ, предлагает активное, гарантированное государством развитие правовых отношений в интересах общества, различных его слоев и отдельных граждан[1083].
Регулятивно-охранительная функция права представляет собой воздействие, направленное на защиту предусмотренных и обеспечиваемых правом политических, экономических, социальных и других правовых отношений, а также на ограничение и вытеснение отношений враждебных, чуждых данному общественному строю. Эта функция защищает господство определенных классов (наций, рас), идеологические основы общества[1084].
Гуманистическая функция праванаправлена на сглаживание социальных противоречий путем закрепления юридических компромиссов между различными группами людей.
Идеологическая функция правасостоит в формировании в общественном сознании определенных принципов, правил поведения и духовных ценностей, принятых в данном обществе[1085].
Воспитательная функция правахарактеризуется подготовкой молодого поколения и иных социальных общностей к восприятию правовых и моральных ценностей[1086].
Ограничивающая функция праванаправлена на подавление мотивации неправомерного поведения (арест, задержание), обладает всеми признаками государственных уголовно-принудительных мер (наложение административного ареста на имущество юридических лиц, отзыв лицензии и т.д.)[1087].
Стимулирующая функция права призвана побуждать мотивацию правомерного поведения.
«Правовой стимул – это правовое побуждение к законопослушному поведению, - пишет А.В. Малько, - создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования»[1088].
Выделяют следующие признаки реализации правовых стимулов:
1) правовые стимулы связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);
2) правовые стимулы сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;
3) правовые стимулы означают положительную правовую мотивацию;
4) предполагают повышение позитивной активности;
5) направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей[1089].
А.В. Малько выделяет пять видов правовых стимулов:
а) в зависимости от элемента структуры нормы права – юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрения (санкция);
б) в зависимости от предмета правового регулирования – конституционные, гражданские, экологические и т.п.;
в) в зависимости от объема – основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота);
г) в зависимости от времени действия – постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия);
д) в зависимости от содержания – материально-правовые (заработная плата) и морально-правовые (благодарность)[1090].
Т.Н. Радько считает, что праву свойственна и компенсационная функция,выполняющая, роль гармонизации и стабилизации интересов субъектов права. Так, в случаях незаконного увольнения работника возникает необходимость не только восстановления его в должности, но и обязанность работодателя компенсировать денежной выплатой вынужденный прогул своему подчиненному[1091].
Кроме того, некоторые авторы (П.П. Баранов, В.Ю. Верещагин, В.И. Курбатов, А.И. Овчинников), полагают, что у права естьинтегративная функция,призванная объединить общество в рамках общепризнанных правил поведения,и, функция социализации,направленная на приобщение индивидов, народов (наций, классов и иных социальных групп) к коллективному общению в сложносоставных сообществах людей.[1092]
Таким образом, следует констатировать, что право сохраниться в качестве социальной ценности человеческой цивилизации лишь до тех пор, пока ему удастся успешно выполнять функции, порожденные историческими условиями эволюции самого государства и общества взаимодействующего с ним.