Начало промышленного переворота в Англии

 
 

Зрелость мануфактуры сама по себе еще не вызывала промышленной революции. Вызревание условий для начала промышленного переворота определялось не преобладающей формой мануфактуры, а характером ее внутренней и внешней среды, т.е. тем, была ли мануфактура частью капиталистической экономики или только частью капиталистического уклада в рамках феодальной страны. На определенной стадии развития в рам-ках буржуазной страны становилась ощутимой – узость технического базиса мануфактуры, а в феодальной стране узость внутреннего рынка, различные ограничения капиталистического пред-принимательства вследствие сохранения феодальных отношений. В середине XVIII в. мануфакту-ра в национальном масштабе только в Англии достигла уровня зрелости, при котором ее техниче-ский базис вступил в противоречие с ею самой созданными возможностями производства и запро-сами внутреннего и внешнего рынков. Тем самым только в Англии появились экономические и социально-политические предпосылки для начала промышленной революции.

Основой переворота в текстильной промышленности в 1780-х гг. были челнок-самолет Дж. Кея (1704-1764), прядильная машина Дж. Харгривса (?-1778), мюль-машина С. Кромптона (1753-1827), водяная машина (ватермашина) Р. Аркрайта (1732-1792). Внедрение машин в производство означало огромный рывок вперед: никакой самый совершенный ручной труд не мог соперничать с машинным. Естественно, что стремительное развитие хлопчатобумажной промышленности сразу же выявило отставание других отраслей индустрии. Чтобы преодолеть его и здесь, надо было без-отлагательно вводить машины. Техническая мысль подсказывала множество решений, и, посте-пенно совершенствуясь, машины проникли во все важнейшие отрасли производства – добычу уг-ля, производство железа и т.п. В 1784 г. англичанин Джеймс Уатт (1736-1819), ученый и конст-руктор, изобрел первый универсальный двигатель – паровую машину, приводящую в движение различные рабочие механизмы. Это изобретение открывало путь к дальнейшему ускорению и со-вершенствованию машинного производства. В этом же году английский металлург Г. Корт (1740-1800) разработал способ прокатки фасонного железа, усовершенствовал процесс пудлингования. В Англии вместо древесного топлива стали применять каменный уголь.

Развитие транспорта

 
 

Прогрессирующее разделение труда, концентрация орудий производства и рабочих, специализация районов потребовали коренного улучшения средств транспорта. Еще в начале XVIII в. Англия отставала в этом отношении не только от Франции, но и от Италии. За первую половину XVIII в. протяженность вновь проложенных или фундаментально улучшен-ных дорог в Англии составила 1600 миль. В 1673 г. путешествие в почтовой карете из Лондона в Эксетер занимало от 8 до 12 дней, а в 1760 г. – от 4 до 6 дней. Стоимость перевозок постоянно со-кращалась. К 1760 г. Англия располагала судоходными реками и каналами, протяженность кото-рых составляла 1460 миль. Строительство дорог и каналов успешно осуществлялось и в других странах. К середине XVIII в. было закончено сооружение магистральных дорог, связывающих Па-риж с границами Франции. На поездку из Парижа в Лион в 1660 г. уходило 10 дней, в 1770 г. – лишь 5 дней.

Торговля

 
 

XVIII столетие было веком торговли. В первые две трети XVIII в. более быстро по сравнению с мануфактурой, которая к тому же первоначально была ориентирована на внутренний рынок, развивалась внешняя торговля. Концентрация капитала в торговле, как правило, обгоняла его концентрацию в промышленности. Торговля европейцев со странами Азии сводилась с пассивным балансом. Долгое время в ней преобладали восточные ремесленные изделия, табак, пря-ности, чай, кофе. В торговле с Америкой часто главной статьей ввоза туда становились обращен-ные в рабство африканцы.

В XVIII в. Англии удалось превратить свои владения в Америке в обширный, быстро расши-ряющийся рынок для своих мануфактурных товаров. Британские товары проникали и на рынки Португалии и ее владений. Главным европейским перевалочным пунктом в заморской торговле стал Лондон. С Лондоном делили роль центров заморской торговли Амстердам, Бордо, Гамбург и Лиссабон.

Серьезным торговым конкурентом Англии в XVIII в. оставалась Франция, которая по чис-ленности населения более чем вдвое превосходила Англию. Наиболее прибыльные отрасли внеш-ней торговли были прочно захвачены купцами и судовладельцами нескольких крупных портовых городов, прежде всего Бордо и Нанта. Так, например, в 1717 г. торговля Бордо составляла 13 млн. ливров, а в 1789 г. – 250 млн. ливров, ежегодные темпы роста составляли 4,4 процента, при темпах роста в промышленности Францииот – от 1,5 до 1,19 процентов.

Основной вид борьбы между странами-конкурентами – торговые войны, которые велись не только во имя интересов торговли, но во многих случаях способствовали ее развитию и финанси-ровались за счет доходов от торговли.

Сельское хозяйство

 
 

В XVIII в. Европа оставалась все еще в значительной степени аграрным континентом. Развитие сельского хозяйства, повышение его эффективности, как и раньше, было необходимым условием существования и нормального функционирования общества.

Даже в наиболее развитых в промышленном отношении странах большинство населения бы-ло занято в сельском хозяйстве. В Англии в начале XVIII в. – 75 процентов населения было занято в сельском хозяйстве, во Франции – 80-85 процентов, в Финляндии – 81 процент. Тип аграрного развития в различных регионах Европы был неодинаков. Причиной весьма значительных регио-нальных особенностей в развитии аграрной жизни Западной Европы периода мануфактурного производства было прежде всего различие в путях эволюции форм земельной собственности. В классическом виде переход к поместью нового типа, характерному для капиталистического про-изводства, совершался только в Англии, где наблюдалось трехчленное деление сельского общест-ва: наемный рабочий – капиталистический арендатор – лендлорд. В основе этого процесса – экс-проприация крестьянства, парламентское огораживание конца XVIII в.

Английский вариант капиталистической аграрной эволюции был воспроизведен во Фран-цузской Фландрии и Северо-Восточной Нормандии.

Однако на большей части территории Европы XVIII в. господствовало мелкое крестьянское землепользование с характерным для него формированием капиталистических элементов из меж-крестьянских отношений в результате социально-экономической дифференциации сельскохозяй-ственных производителей. Различия заключались в большей или меньшей степени экономической самостоятельности таких хозяйств. Так, наиболее устойчивые рыночные связи мелкого крестьян-ского хозяйства были характерны для Фландрии и Северных Нидерландов. В Южной Франции, Южной Италии, Северной Испании, Северо-Западной Германии и некоторых других областях крестьяне имели меньшую хозяйственную самостоятельность и подвижность.

Различные регионы Европы существенно отличались и по типу исторически сложившейся сельскохозяйственной специализации. Основными странами по производству зерна были Польша, Пруссия, Россия, Северная Франция, Нидерланды. Центрами виноделия являлись Франция, Испа-ния, Италия.

Животноводство, торговля скотом, шерстью и молочными продуктами были особенно харак-терны для Нидерландов, Швеции и Англии.

Для большинства стран Западной Европы XVIII столетие было веком качественно новых яв-лений в сельском хозяйстве. Особенно была знаменита Норфолкская шестипольная система сево-оборота: поле делилось на 19-20 участков, использовалось по шесть участков, комбинируемых в известной последовательности практически без применения пара. Комбинированный посев сни-жал опасность недостаточно высокого урожая в холодные весны.

В XVIII в. в практику континентальной и островной Европа были внедрены гречиха, маис, картофель, лен. В этот период были достигнуты и определенные успехи в изобретении и внедре-нии новой сельскохозяйственной техники (легкий брабантский плуг, фламандская борона, серп заменен косой). Применялись и другие технические новшества.

В результате технического переворота как одного из проявлений аграрной революции ручной труд в сельскохозяйственном производстве в значительной мере заменялся машинным. Но и здесь машины раньше всего внедрялись в Англии, затем во Франции и в Германии.

Капиталистическая перестройка в аграрной сфере Европы XVIII в. не была прямолинейной, во многих странах сохранялись феодальные методы ведения хозяйства.

Особенностью таких стран, как Италия и Франция, было существование издольщины – крат-косрочной крестьянской аренды с преобладанием натуральных платежей, хотя в целом для Евро-пы XVIII в. были характерны изменения структуры аренды: повышение роли капиталистической аренды, значительно большее вовлечение наемного труда; увеличение нормы эксплуатации мел-ких арендаторов за счет как прямого роста арендных платежей, так и изменения их структуры и формы.

Наши рекомендации