Теоретические проблемы происхождения Древнерусского государства

Для понимания закономерностей существования любого государства необходимо знать причины и условия, являющиеся катализатором его происхождения, так как именно на ранних этапах развития государственности, а зачастую в момент возникновения различных держав, определяется вектор политической эволюции публичного управления народом, закладываются основы правосознания граждан и принципы общественного бытия наций: коллективизм или индивидуализм; фанатизм или терпимость; патриотизм или космополитизм; религиозность или атеизм. В отечественной исторической и юридической науке, со времен М.В. Ломоносова нет единства мнений о происхождении Древнерусского государства. Так, представители «нтерпелляц теории» (Н.М. Карамзин, К.Д. Кавелин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев и др.) утверждают, что государственное начало Восточным славянам принесли варяги[248], а «антинорманисты» (М.В. Ломоносов, О.А. Платонов, А.Н. нтерпел, О.И. Чистяков, С.В. Юшков и др.) отстаивают наличие самобытных предпосылок перехода от родового строя руссов к политической организации общества[249]. Чтобы разрешить этот многовековой спор необходимо установить наличие, либо отсутствие признаков государственности у наших предков до призвания варягов в 862 г. н.э.

Во-первых, уже к VI в. н.э. относятся известия о трех протогосударственных образованиях у восточных славян – это Славия (в районе озера Ильмень, с центром в Новгороде), Куявия (вокруг Киева) и Артания (местонахождение точно не установлено, но исследователи отождествляют ее с Тмутараканью)[250].

Во-вторых, славяне являются одним из древнейших народов мира. Учёным удалось расшифровать древние рунические тексты на священных камнях, обнаруженных в Великобритании, в местечке Стоунхендж. Оказалось, что надписи, читаемые на внешних и внутренних камнях древнего храма, были начертаны кириллицей и были расшифрованы как: «МАКОЖЬ, РОД, МАСТЕРСКАЯ»[251]. А когда определили возраст этих слов, то оказалось, что они были написаны за 1200 лет до прихода туда бриттов – «коренных британцев!»[252]. Если принять во внимание, что «Род», - это бог плодородия, а «Макошь» была покровительницей женской части хозяйства у восточных славян, то выходит, что храмы наших предков были построены в Англии за много веков до появления там британцев и католичества. Следовательно, славяне не только могли строить циклопические сооружения более чем за тысячу лет до н.э., но и имели письменность, свидетельствующую о высоком уровне их цивилизации. По старым же научным данным, письменность на Русь в IX в н.э. принесли греки Кирилл и Мефодий[253]. Следы пребывания славян обнаруживаются во многих местах евразийского материка. Ныне известны ЖИВИНА РУСЬ – Балканы, ПЕРУНОВА РУСЬ – Прибалтика, ПОРУСЬЕ – территория Франции и Германии. По мнению М.В. Ломоносова, «амазоны, или алазоны, славенский народ, по-гречески значат самохвалов», так как «сие имя есть перевод славян, то есть славящихся, со славянского на греческий»[254]. Более того, «неправомерно рассуждает, кто варяжское имя приписывает одному народу, - писал он. – Многие сильные доказательства уверяют, что они от разных племен и языков состояли и только одним соединялись обыкновенным тогда по морям разбоем»[255]. Скорее всего, варяги-россы были родственниками пруссов, поклоняющихся Перкуну (аналогу славянского бога Перуна) именем которого клялся и киевский князь Олег, заключая мирный договор с греками[256]. Причем, русские дружины никогда не присягали скандинавскими богами, например, Одином или Тором. Велесова книга подтверждает эти данные, указывая, что варяги, в отличие от славян, приносят человеческие жертвы и именуют Перуна Перкуном[257]. С точки зрения профессора РГУ Ю.Н. Куражковского, славяне, особенно русские, обнаруживают гораздо большее родство с древними ариями, нежели германские народы. Прозвание же славяне происходит от языкового богатства и благозвучия языка, иными словами это люди обладающие «славным словом»[258]. Славянские жрецы учили, что славянское имя обозначает людей, поющих вечную славу своим богам[259]. Повесть временных лет рассказывает о временах, когда славяне были нориками, живущими в устье Саввы и Дуная[260]. Следовательно, славянское племя существовало задолго до появления скандинавов на исторической арене человечества.

В-третьих, само по себе призвание варягов на княжение в 862 г. н.э., после их изгнания, свидетельствует о наличии суверенитета и политического начала в древнерусском обществе[261]. Ведь и сегодня некоторые народы выбирают своих правителей из числа иностранных граждан, например Латвия. Достоверно известно, что русские княжества приглашали не только дружины варягов, но и своих степных соседей – печенегов, каракалпаков, торков и т.д.[262] Вместе с тем, после Рюрика, Олега и Игоря правила славянка Ольга, поэтому в России почти не осталось следов варяжской культуры. Так, на 10 тыс. н. км. Территории Восточно-европейской равнины можно обнаружить лишь 5 скандинавских наименований. В то время как в Англии, которую нтерпел завоевали, это число доходит до 150[263]. По мнению, В.А. Кучинского сам факт приглашения нашими предками князей для управления державой, говорит в пользу того, что славяне глубоко познали сущность политической власти, придавая ей качества нейтралитета, «третьей силы», которая стояла над внутренними противоречиями различных социальных групп и не была связана с ними родственными отношениями[264].

В-четвертых, М.Ф. Владимирский-Буданов, исследуя проблемы происхождения древнерусского государства, сделал вывод, что «князья-варяги застали везде готовый государственный строй»[265]. Ведь народное вече, избиравшее князей известно с незапамятных времен[266].

В-пятых, восточные славяне издревле связывали свое бытие с определенной территорией. В Повести временных лет отмечается следующее: «прозвались именами своими от мест на которых сели … . Посилившиеся в лесах – древляне, по реке Полота – полочане, … по Бугу – бужане»[267] и т.д. Таким образом, «основанием древнерусского государства служат не княжеские и не племенные отношения, - пишет М.Ф. Владимирский-Буданов, - а территориальные»[268], так как старший город с пригородами представляет собой самодостаточную поземельную общину. Варяги же не установили нового территориального деления государства, оно возникло на много раньше, поэтому время его происхождения «должно быть отнесено к эпохе доисторической»[269]. Более того, заселяя новые земли, восточные славяне не воевали с местным фино-угорским населением, поскольку не завоевывали, не захватывали их полей и лугов, а осваивали новые, девственные, осушая болота и выкорчевывая леса. Занятие земель «происходило общим движением, постепенно, шаг за шагом, а не одновременным действием завоевания»[270]. Освоение труднодоступных земель требовало много времени, труда и ума, но зато проходило без войн, «без раздражения туземцев». В ходе подобной колонизации сохранялось племенное единство (освоить трудные места можно было только сообща), язык и «собственное представление о праве». Отсюда В.Н. Лешков сделал вывод, что на русской земле осели не отдельные лица, захватившие в собственность земельные участки, а целый народ, который «стал называть эту землю своею, русскою землею»[271]. Так, единство этнографическое превратилось в единство земское, где преобладала общность с первой минуты оседлости[272].

В-шестых, история России не знает скандинавского права и его институтов. «В отличие от других славянских народов, - пишет Н.В. Акчурина, - русский не допускал чужеземного порабощения ни в каких вопросах жизни»[273]. Даже в трудные годы раздоров и междоусобиц, когда русский народ вынужден был платить позорную дань степным кочевникам, он оставался самостоятельным и свободным в выборе пути и принятия решений[274]. В этой связи Н.И. Крылов был убежден, что непобедимость, «нерастворяемость» русского народа обусловлены свойствами национального духа, а именно: его могуществом, целостностью, несокрушимостью. Данные свойства духа обусловлены единством земли и народа[275].

В-седьмых, еще в I в. н.э. славяне выплачивали своим вождям особый налог-ругу, составлявший одну сотую имущества каждой семьи[276]. Более того, в шведских средневековых документах сбор дани обозначался заимствованным варягами из русского языка словом «полюдье» (poluta), что с несомненностью свидетельствует о первичности у славян такого раннегосударственного действия, как сбор полюдья[277].

В-восьмых, по справедливому замечанию Б.А. Рыбакова, «если признать варягов создателями государственности для «живущих зверинским образом» славян, будет крайне трудно объяснить то обстоятельство, что государственным языком Руси был не шведский, а русский. Договоры с Византией в X веке заключались посольством киевского князя, и, хотя в составе посольства были и варяги русской службы, писались они только на двух языках – греческом и русском, без каких бы то ни было следов шведской терминологии»[278].

В-девятых, славянские племена имели общую идеологию, поддерживаемую единой монотеистической верой. Так, в I в. н.э. Прокопий Кесарийский писал: «Сии народы, славяне и анты … единого бога, творца грому и всего мира господа исповедуют»[279]. Аналогичную точку зрения отстаивал и М.В. Ломоносов[280]. Древние русы полагали, что «есть также заблуждающиеся, которые пересчитывают Богов, тем, разделяя Сваргу. Они будут отвергнуты Родом как безбожники. Разве Вышень, Сварог и иные – суть множество? Ведь Бог – и един, и множествен. И пусть никто не разделяет того множества и не говорит, что мы имеем многих богов»[281].

В-десятых, согласно последним данным российских учёных-историков, на территории Руси было государство, возникшее на 200 лет раньше прихода норманнов. Об этом свидетельствует, в частности сенсационная находка археологов – золотая чеканная монета. Учёным удалось расшифровать надпись на ней, стилизованную под арабскую вязь и выполненную руницей: «алтын – золотая русская монета. Русский каганат Москва»[282].

Таким образом, можно сделать вывод, что Древнерусское государство возникло благодаря автохтонному политическому творчеству русского народа, а не в результате иностранного завоевания, которого не было. Славянские племена традиционно жили родами и общинами, занимаясь земледелием, скотоводством, охотой и рыболовством. Подвергаясь систематическим военным грабежам со стороны степных кочевников и северных пиратов (нтерпелл), наши предки вынуждены были выбирать или нанимать князей с дружинами для самообороны и поддержания порядка. Для содержания профессиональных воинов и их вождей пришлось платить налоги.

Под воздействием выше перечисленных факторов, из территориальной сельскохозяйственной общины, формирующей или нанимающей профессиональные вооруженные и управленческие органы, действующие на постоянной основе, возникло Древнерусское государство, в основании которого участвовали два политических начала публичного господства: 1) самодержавное в лице князя и 2) народно-представительное (земское) – оформленное в вечевое собрание славянского населения.

Наши рекомендации