Посвящается Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711 – 1765 гг.) – великому русскому учёному, патриоту, человеку энциклопедических знаний, подвижнику отечественной науки.

ВВЕДЕНИЕ.

«Docendo discimus»[1].

В российском Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 021100 («Юриспруденция») под индексом ОПД.Ф.01 (цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины) значится учебная дисциплина «Теория государства и права».

«Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования» представляет собой нормативный юридический документ, следовательно, приведённое название учебной дисциплины является официальным.

В российском Перечне научных специальностей под индексом 12.00.01 значится специальность «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве». Получается, таким образом, что у нас официально существует учебная дисциплина под названием «Теория государства и права» и наука – «Теория права и государства».

Соотношение и связи учебной дисциплины и науки (наук) весьма неоднозначны. Учебная дисциплина представляет собой подготовленную особым образом информацию (систему сведений, построенную в соответствии с конкретной учебной программой), усвоение которой предполагается необходимым для подготовки специалистов соответствующего профиля и уровня. Студенты в процессе обучения изучают не науки, а учебные дисциплины. В конечном счёте, изучаются науки, но посредством учебных дисциплин. Содержание учебной дисциплины может формироваться на базе одной науки, но может быть и так, что в основу учебной дисциплины составляют несколько наук[2].

Среди студентов-юристов широко распространено мнение, что главное в юридическом образовании – это усвоение частностей, специальных юридических знаний. Изучать, и тщательно, нужно, конечно, все дисциплины, которые преподаются в вузе. Однако считать, что чем конкретнее информация, тем она более полезна на практике, - это глубокое заблуждение.

Немецкий автор Бернард Рютерс (судья Верховного Суда одной из земель Германии и профессор университета г. Констанц) издал научно-практическое пособие по теории права (объёмом более 500 страниц), предназначенное для практических работников. В нём автор точно заметил, что юристы без сознательно избранной собственной «правотеоретической» точки зрения опасны для общества и политической системы.

В юридических вузах должно готовить правоведов,а не законоведов –знатоков некоего количества нормативно-правовых актов. Нормативно-правовые акты сегодня действуют, а завтра – они отменены. В России совсем недавно мы столкнулись с более серьёзной ситуацией, когда произошла не просто смена системы законодательства, а всего социально-политического строя. И что в таком случае остаётся от подготовке юриста? Только то, что ему дала общая теория права. Юрист – это не тот, кто изучил содержание нескольких десятков законов и ведомственных инструкций, а тот, кто понимает природу права, закономерности, механизмы и принципы его действия. Такое знание имеет методологический характер и является ключом к разрешению любой конкретной юридической задачи и ситуации. А сформировать подобное знание может только общее учение о государстве и праве. Даже в странах, где основным источником права является судебный прецедент и в юридическом знании преобладает казуистический подход, наибольшим уважением пользуются юристы, которые знают общие «принципы» права (например, Рене Давид).

Кроме того, общая теория государства и права имеет и непосредственные выходы на практику. Например, в теории права имеется сугубор теоретическая, казалось бы, проблема нормативности права и закона. Однако при одном из существующих в современном российском гражданском праве способов защиты субъективных гражданских прав, предусмотренных действующим ГК РФ 1994 г. (ст. 12), многое в гражданском процессе зависит от решения вопроса о том, имеет ли данный юридический акт нормативный характер, или он является индивидуальным актом документом. А знания в этом вопросе сторонам и другим участникам процесса может обеспечить только общая теория права. Общеизвестно также практическое значение темы толкования права, приоритет в разработке которой тоже принадлежит общеправовому уровню.

В целях лучшего усвоения материала автор применил в изложении содержания учебника совместное использование трёх подходов:

1) субстанционального, характеризующего сущность, строение, признаки и формы изучаемого явления;

2) функционального, описывающего основные направления деятельности любой формы действительности;

3) генезисного,исследующего закономерности зарождения, становления и развития государственно-правовых явлений.

Основной в этом ряду является субстанциональная характеристика объекта: она даёт понимание его сущности, строения, характерных свойств (субстанциональных признаков). Функциональная и генезисная характеристики выступают как дополнительный к субстанциональной и вносят в общее понятие явления его функциональные и генезисные характеристики.

Вместе с тем, теория государства и права – это не просто наука и учебная дисциплина, прежде всего – это один из инструментов воспитания здорового патриотического правосознания народа и его политической элиты. Нельзя допустить, чтобы учение о государстве и праве нам писали иностранцы, они же учили нас жить. «Это оккупация, - справедливо отмечает И.А. Иванников. - Когда такое происходит, то отечественная государственно-правовая мысль снижает свой уровень научности и вульгаризируется»[3].

Цель юридической науки состоит не только в обеспечении благоприятных условий для воспитания лучших традиций и обычаев, но и в вытеснении, искоренении вредных, с точки зрения общества, традиций и обычаев, содержащих в себе античеловеческие, аморальные, противостоящие человеческой сути начала и деформирующих нормальное течение и развитие «здоровых» общественных отношений[4].

В любом случае важно понимать, что право и государство совсем не являются «священными коровами», определяющим окончательный идеал человечества, так как совесть и внутренняя правда всегда стоят выше закона и политической власти[5].

В этих условиях, особо актуальным для современной России является возвращение ее политической элиты к традиционным основам национальной государственности, способствующим самосохранению и процветанию русского народа, как одного из важнейших субъектов мировой геополитики, усилению его государственной роли и приумножению славы родной отчизны.

Наши рекомендации