Принцип неприменения силы или угрозы силой
Этот принцип является новеллой современного международного права. Ранее действовавший со времени Лиги Наций принцип ненападения имел существенно иное содержание.
Ныне это общепризнанный принцип международного права, изложенный в п. 4 ст. 2 Устава ООН и имеющий одновременно силу обычноправовой нормы.
Основные положения этого принципа, согласно Декларации о принципах международного права 1970 г., предусматривают следующее.
Каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава ООН, они никогда не должны применяться в качестве средства урегулирования международных проблем.
Агрессивная война составляет преступление против мира, за которое предусматривается ответственность в соответствии с международным правом.
Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров, и вопросов, касающихся государственных границ.
Равным образом каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных демаркационных линий, таких, как линии перемирия, установленных или соответствующих международному соглашению, стороной которого является данное государство или которое это государство обязано соблюдать на каком-либо ином основании.
Государства обязаны воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением силы.
Территория государства не может быть объектом военной оккупации, являющейся результатом применения силы в нарушение положений Устава ООН. Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными.
Однако ничто в вышеприведенных положениях не должно истолковываться как расширяющее или ограничивающее каким-либо образом масштабы действия положений Устава ООН, затрагивающих случаи, при которых применение силы является законным.
Вышеизложенные положения, касающиеся существа принципа неприменения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, являются фундаментом современной системы поддержания международного мира и безопасности.
Основные, связанные с толкованием и применением настоящего принципа юридические проблемы, были рассмотрены нами ранее. * Коротко они сводятся к следующему.
* См.: Ушаков Н.И. Правовое регулирование использования силы в международных отношениях. М.,1997.
В ходе разработки и принятия Декларации о принципах международного права 1970 г. организованным международным сообществом государств в лице Организации Объединенных Наций было бесспорно установлено и общепризнано, что рассматриваемая норма-принцип запрещает применение вооруженной силы (вооруженных сил) или угрозы ее применения государством в его взаимоотношениях с другими государствами.
Единственным исключением из этого запрещения в соответствии с положениями ст. 51 Устава ООН является самооборона государства в случае вооруженного нападения на него другого государства до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности.
С таким толкованием принципа, запрещающего угрозу силой или ее применение в межгосударственных отношениях, были согласны все государства, единодушно одобрившие Декларацию о принципах международного права.
Однако значительное число государств настаивало на том, чтобы такое запрещение касалось также использования в межгосударственных отношениях мер, не связанных с применением вооруженных сил. Но такое толкование существа рассматриваемого принципа решительно отвергалось другими государствами как не соответствующее системе коллективной безопасности, предусмотренной Уставом ООН.
Компромисс был найдет в результате включения в Преамбулу Декларации абзаца, напоминающего «об обязанности государств воздерживаться в своих международных отношениях от военной, политической или какой-либо другой формы давления, направленного против политической независимости или территориальной целостности любого государства».
При этом политико-юридически необходимо учитывать, что, создавая Организацию Объединенных Наций, государства заявили в ее Уставе от имени своих народов о решимости жить в мире друг с другом, объединить свои силы для поддержания международного мира и безопасности, принять принципы и установить методы, обеспечивающие применение вооруженных сил не иначе, как в общих интересах.
Соответственно, главной целью организованного международного сообщества государств в лице ООН является поддержание международного мира и безопасности, в частности, путем принятия эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира (п. 1 ст. 1 Устава).
Таким образом, в лице ООН с учетом ее целей, функций и полномочий создана система коллективной международной безопасности, основанная на идее применения вооруженных сил «не иначе, как в общих интересах», исключительно для поддержания международного мира и только по решению ООН.
Принимать такие решения правомочен Совет Безопасности, на который государства-члены, ныне практически все государства мира, возложили «главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности» (ст. 24 Устава) и согласились «подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их» (ст. 25 Устава).
Совет Безопасности призван определять «существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии» и решать «какие меры следует предпринять», не связанные с использованием вооруженных сил или с использованием таковых, для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст. 39 Устава).
В Совете Безопасности действует принцип единогласия великих держав — постоянных его членов, иначе говоря, право вето каждого из них при принятии решений, кроме процедурных. Политико-юридически это означает, что решение Совета о принудительных мерах против постоянного его члена не может быть принято.
Следовательно, законное использование вооруженных сил возможно только и исключительно по решению ООН в лице Совета Безопасности в общих интересах международного сообщества государств, а также в случае законной самообороны.
И это тоже одна из основ современной системы коллективной безопасности, исходящая из решающей роли великих держав — постоянных членов Совета в деле обеспечения международного мира и безопасности.
В результате коллективные принудительные действия по решению Совета Безопасности возможны практически лишь в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии со стороны государства, не являющегося постоянным членом Совета.
Такова суть концепции коллективной безопасности, воплощенной в Уставе ООН и современном международном праве.
Однако в реальной международной действительности такой правопорядок существенно нарушается, свидетельством чему явились десятки вооруженных межгосударственных конфликтов в период после Второй мировой войны. В связи с этим получили хождение концепции неэффективности ООН и разного рода проекты ее реформы.
Действительно, практически тотчас же после вступления Устава ООН в силу началась «холодная война» именно между постоянными членами Совета Безопасности, место Китая в ООН долгое время оставалось узурпированным тайваньским режимом, великими державами была развязана беспрецедентная гонка вооружений, началось пресловутое балансирование на грани войны, т.е. всемирной катастрофы.
В международно-правовом плане и государствами, и в доктрине была предпринята попытка обосновать правомерность использования вооруженных сил в межгосударственных отношениях в случаях, явно не соответствующих предусмотренным в Уставе ООН и действующем международном праве.
Однако альтернативы международному правопорядку в соответствии с Уставом ООН и действующим международным правом нет и предложить ее невозможно.
Такая альтернатива, очевидно, будет возможна в условиях всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, к чему, кстати, призывает и один из пунктов принципа неприменения силы и угрозы силой Декларации 1970 г. Но это, по-видимому, пока весьма отдаленная перспектива.
Современной системе международной безопасности будет посвящена специальная глава (гл. XIV).
Принцип невмешательства
Согласно п. 7 ст. 2 Устава ООН, Организация и государства обязаны не вмешиваться « в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства… ».
В Декларации о принципах международного права 1970 г. основное содержание принципа невмешательства раскрывается следующим образом.
Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние или внешние дела любого другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против личности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.
Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ. Ни одно государство не должно также организовывать, разжигать, финансировать, подстрекать или допускать подрывную, террористическую или вооруженную деятельность, направленную на насильственное свержение строя другого государства, равно как и способствовать ей, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.
Применение силы, имеющее целью лишать народы их национальной самобытности, является нарушением их неотъемлемых прав и принципа невмешательства.
Каждое государство обладает неотъемлемым правом выбирать себе политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства.
Таково аутентичное толкование международным сообществом государств нормативного содержания принципа невмешательства в соответствии с Уставом ООН и действующим международным правом.
Более подробно история становления принципа невмешательства и его нормативного существа рассмотрены в нашей монографии «Невмешательство во внутренние дела государства» . *
* См.: Ушаков Н.А. Невмешательство во внутренние дела государства. М., 1971.
В ней, в частности, показана та ожесточенная борьба вокруг принципа невмешательства, которая развернулась в Специальном комитете по принципам международного права, в задачу которого входило выработать проект Декларации 1970 г., между большинством комитета и группой представителей западных стран, которые отрицали наличие в современном международном праве принципа невмешательства и выступали с такими предложениями по существу его содержания, которые фактически вели к превращению принципа невмешательства в принцип дозволенного вмешательства в дела любого государства.
Однако случилось так, что Генеральная Ассамблея на XX сессии (1965 г.) приняла резолюцию 2131 (XX), содержавшую Декларацию о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета, которая была одобрена 109 голосами членов ООН при одном воздержавшемся (Великобритания) и отсутствии голосов против, что в конечном счете позволило рассматривать эту Декларацию как аутентичное толкование принципа невмешательства.
Соответственно Декларация о принципах международного права 1970 г. воспроизводит применительно к принципу невмешательства положения оперативной части Декларации о невмешательстве 1965 г. с некоторыми редакционными уточнениями.
Представляя Генеральной Ассамблее в 1970 г. окончательный проект Декларации о принципах международного права, Специальный комитет подчеркнул, что этот проект служит выражением общего согласия участвующих в нем делегаций, что и послужило единодушному одобрению Декларации международным сообществом государств в лице Генеральной Ассамблеи ООН.