В49. Главные органы Организация Объединенных Наций.
К главным органам согласно Уставу относятся:
- Генеральная Ассамблея (ГА),
- Совет Безопасности (СБ),
- Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС),
- Совет по опеке,
- Международный Суд,
- Секретариат.
Вспомогательных органов за всю историю ООН создано более трехсот.
Генеральная Ассамблея - наиболее представительный орган ООН, обладает самой широкой компетенцией. Генеральная Ассамблея - демократический орган. Каждый член независимо от размеров территории, численности населения, экономической и военной мощи имеет один голос. Каждый член ООН может быть представлен во всех органах одним лицом (официальным представителем, советником, экспертом). Решения по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Генеральной Ассамблеи. В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства - не члены ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН (Ватикан, Швейцария) и не имеющие их. Возглавляет Генеральную Ассамблею Генеральный секретарь. Состоит из делегаций всех государств-членов. Состав делегации - до 5 делегатов и до 5 их заместителей, а также необходимое число советников, экспертов и помощников. Делегации возглавляют - главы государств, правительств, ведомств иностранных дел или другие высшие должностные лица. В исключительных случаях, когда создана угроза миру или нарушен мир, а СБ не может принять меры ввиду отсутствия единства среди его постоянных членов, ГА уполномочена на основании резолюции «Единство в пользу мира», принятой в ноябре 1950 г., немедленно рассмотреть данный вопрос и принять решение, рекомендующее государствам-членам принять коллективные меры, включая, в случае нарушения мира или акта агрессии, использование, если это необходимо, вооруженных сил для поддержания или восстановления мира.
Официальные и рабочие языки ГА - английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.
Порядок заседаний ГА
- пленарные заседания с участием всех делегаций,
- заседания сессионных главных комитетов,
- заседания создаваемых на постоянной или временной основе вспомогательных органов (комитетов, комиссий, центров, программ, фондов и т.п.).
Всего существует 6 главных комитетов ГА:
· Первый комитет (вопросы разоружения и международной безопасности),
· Второй комитет (экономические и финансовые вопросы),
· Третий комитет (социальные, гуманитарные и культурные вопросы),
· Четвертый комитет (специальные политические вопросы и деколонизация),
· Пятый комитет (административные и бюджетные вопросы),
· Шестой комитет (правовые вопросы).
Комитеты создают подкомитеты, рабочие группы, в работе которых и принимают участие члены делегаций государств.
Координирует их деятельность Генеральный комитет - создается на каждой сессии, состоит из председателя ГА, его замов и председателей комитетов.
Порядок работы:
- ежегодные очередные сессии (открытие - 3-й вторник сентября, окончание – накануне открытия очередной сессии),
- специальные (созываются в течение 15 дней со дня соответствующего требования от СБ или от большинства членов ООН),
- чрезвычайные специальные сессии (созываются Генеральным секретарем в течение 24 часов с момента получением соответствующего требования от СБ, поддержанного любыми 9-ю голосами в СБ, либо по требованию большинства членов ООН).
В начале сессии утверждается повестка дня, включающая, как правило, 160 – 170 вопросов.
Компетенция Генеральной Ассамблеи.
· Обсуждает любые вопросы или дела в пределах Устава.
· Дает рекомендации членам ООН в ее органам (за исключением вопросов, отнесенных к ведению Совета Безопасности).
· Рассматривает общие принципы сотрудничества в деле поддержания мира, включая принцип разоружения, и дает соответствующие рекомендации.
· Рассматривает любые вопросы, относящиеся к поддержанию мира.
· Рекомендует меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между государствами.
· Содействует международному сотрудничеству в политической области и прогрессивному развитию международного права и его кодификации.
· Формирует органы ООН, получает от них доклады об их деятельности.
· По рекомендации Совета Безопасности принимает в члены ООН и исключает из своих членов.
· Совместно с Советом Безопасности избирает члена Международного суда.
Совет безопасности состоит из 15 членов: 5 постоянных - Россия, Китай, Франция, Великобритания, США - и 10 непостоянных - избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на 2 года. На него возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности. Совет действует от имени государств - членов ООН и является главным исполнительным органом ООН, ему отведена главная роль в мирном разрешении споров. Решения по процедурным вопросам в Совете принимают большинством в 9 голосов. По остальным вопросам необходимо большинство в 9 голосов, но это число должно включать голоса постоянных членов.
СБ в соответствии со ст. 39 Устава определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или принимает решение о том, какие меры следует предпринять в соответствии со ст. 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
Для осуществления своих решений СБ может принимать различные санкции.
СБ отводится роль гаранта при разрешении споров мирными средствами. В соответствии с п. 2 ст. 33 «Совет Безопасности, когда он сочтет это необходимым, требует от сторон разрешения их спора при помощи таких средств».
Эти полномочия СБ не лишают государства их неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону.
Если произойдет вооруженное нападение на члена Организации, то потерпевшее государство имеет право на самооборону до тех пор, пока СБ не примет собственных мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности (ст. 51 Устава).
СБ уполномочен, при неэффективности или недостаточности принятых мер или невыполнении его решений, применять к виновной стороне следующие меры в их следующей последовательности:
1. Превентивные (временные) меры (ст.ст. 33-40 Устава), выражающиеся в:
- требовании Совета к спорящим сторонам разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или иным мирным средством по их выбору;
- проведении Советом собственного расследования спора или угрожающей ситуации;
- даче Советом рекомендации сторонам относительно методов урегулирования спора;
2. Принудительные меры невоенного характера (ст. 41 Устава), выражающиеся в полном или частичном перерыве членами ООН с государством-правонарушителем экономических связей, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений;
3. Принудительные меры военного характера(ст. 42 Устава), выражающиеся в осуществлении против государства-агрессора воздушными, морскими или сухопутными силами демонстрации, блокады и других военных действий, необходимых для восстановления мира.
Для обеспечения принимаемых принудительных военных мер государства-члены на основе специальных соглашений с Советом должны предоставлять в его распоряжение воинские контингенты, из которых Совет формирует Вооруженные силы ООН (т.н. «голубые каски»).
Компетенция Совета Безопасности.
· Контроль за исполнением государствами принципов ООН.
· Подготовка планов регулирования вооружений.
· Определение наличия угрозы миру, нарушения мира или актов агрессии.
· Выносит рекомендацию или принимает меры по принуждению правонарушителя.
Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) - несет ответственность за выполнение функций, изложенных в главе IX Устава ООН. Состоит из 5 членов, избираемых ежегодно Генеральной Ассамблеей сроком на три года.
Компетенция Экономического и социального совета.
· Предпринимает исследования и составляет доклады по международным вопросам в области экономики, социальной сфере, культуре, образовании, здравоохранении и аналогичных областях.
· Дает рекомендации ООН по вышеизложенным вопросам.
· Заключает соглашения со специализированными учреждениями и координирует их деятельность, получает от них доклады.
· Осуществляет связь с неправительственными международными организациями.
Совет по опеке. Создан для руководства международной системой опеки ООН. Системой опеки охватывалось три категории территорий:
1) бывшие подмандатные территории Лиги Наций,
2) территории, отошедшие по итогам Второй мировой войны от вражеских государств,
3)территории добровольно включенные в систему опеки государствами, ответственными за их управление. Этот орган под руководством ГА контролировал исполнение своих обязанностей управляющими властями в отношении территорий, находившихся под системой опеки.
1 ноября 1994 года фактически приостановил свою деятельность в связи с обретением политической независимости последней подопечной территории (Палау – район Микронезии в Тихом океане).
Секретариат ООН - главный, постоянно действующий административный орган Организации.
Главное назначение Секретариата – обслуживание деятельности всех органов ООН, включая вспомогательные, – руководство программами деятельности этих органов. Согласно ст. 97 Устава Секретариат состоит из Генерального секретаря и такого персонала, который может потребоваться для Организации. Руководит работой Секретариата Генеральный секретарь. Генеральный секретарь - главное должностное лицо ООН, назначается ГА по рекомендации СБ на 5 лет с правом переизбрания. Он присутствует в личном качестве на заседаниях всех главных органов, предоставляет ежегодный доклад о работе Организации, осуществляет функции депозитария международных договоров. Сотрудниками Секретариата ООН могут быть граждане всех государств-членов. При выполнении своих обязанностей они должны быть полностью независимы. Служащие ООН пользуются международными привилегиями и иммунитетами, определенными в Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г. Штаб-квартира Секретариата и других главных органов ООН (кроме Международного суда) - г. Нью-Йорк (США).