Глава II. Сочинения композиторов-романтиков в методике преподавания музыки в школе

Анализ программ по музыке

Обратившись к музыкальным программам, я обратила внимание на то, что музыке романтизма (как важнейшего направления и стиля в музыке) почти не посвящают специальных тем или отдельных уроков. Нет и таких тем, которые знакомили бы школьников с творчеством какого-либо композитора-романтика.

Для полноты картины я исследовала несколько программ и сделала заключение, что в программах произведения романтиков либо рассеяны, либо включаются в содержание совершенно самых разных тем.

Лишь в программе Алиева есть небольшой раздел, посвященный эпохе романтизма (VI класс, 2 четверть). Здесь предполагается слушание музыки ярких представителей романтизма – от Шуберта до Листа. В остальных случаях отдельные сочинения композиторов-романтиков включаются в рамки других учебных тем. А где, собственно текст по этой программе? Мы же все обсудили!

Чтобы лучше разобраться, в каком порядке, что проходят в школах, я обратилась и к современным программам и хочу представить «урок современности»: Что это за урок? Кто его так назвал? Почему современности? Чья это разработка? Какова доля вашего участия? Ничего не ясно!

7 класс. «Классицизм и романтизм в музыке»

Цель урока: продолжить знакомство с музыкальными стилями, в частности «классицизмом» и «романтизмом»

Задачи:

– познакомить учащихся с основными чертами художественного направления «романтизм», воздействовать на чувства и эмоции детей через восприятие музыкальных образов вальсов Ф.Шопена;

– изучить стилевые особенности, выявить характерные черты музыкальных стилей – классицизм, романтизм;

– развитие музыкального мышления, путём сравнения двух указанных музыкальных стилей; развитие навыков исследовательской художественно-эстетической деятельности при прослушивании произведения;

– воспитать и привить интерес к музыке разных стилей.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие.

Учитель: Мы с вами раскрыли много музыкальных секретов, но нам сегодня предстоит раскрыть еще один. В конце урока вы ответите мне на следующие вопросы:

Уже знали Новое узнали вопрос
     
     
     

Повторим ранее изученный материал. Соедините термин с определением

Полифония Исполнение без музыкального сопровождения
A capella Род музыки, сопровождающий строевые движения людей
Марш Многоголосие
Монофония Вид музыкального образа
Исторический танец Менуэт
Эпический Одноголосие
Танец Светская инструментальная музыка
Романс Светская вокальная музыка
Прелюдия Вид искусства, в котором образ создается посредством ритмичных движений человеческого тела
Ноктюрн Развитие в музыке, в котором составляется план сначала, по которому исполняется песня
Исполнительское что? Светская инструментальная музыка лирического содержания

Для чего присутствует последний столбик в таблице?

Учитель: Мы знаем что «музыка – это сама жизнь». Частички человеческой жизни благодаря мастерству великих композиторов превращаются в музыкальные образы. Это может быть добрый, ласковый образ колыбельной песни, образ мужественной борьбы, образ, воплощающий тревогу.

В конце урока ответите на вопросы: какие? Нужны формулировки, если уже замахиваетесь.

Предлагаю послушать музыкальный фрагмент и обменяться впечатлениями.

Звучит фрагмент: Увертюра “Эгмонт”.

– Что вы можете сказать об услышанной музыке? Сравним его с музыкой И.Баха «Фуга». С какой фугой конкретно?

Ответы: – произведение строгое, героическое…..

А второе сочинение отличается своим музыкальным языком, формой и содержанием.

Вы правы. Эти произведения различны и по исполнению, строению, музыкальному языку. Потому что они разные по СТИЛЮ.

Произведения эти написаны знакомым нам композитором – И.С. Бахом и другим немецким композитором – Л.Бетховеном.

Актуализация темы.

Сегодня на уроке мы поговорим о стилях музыки.

А где вы встречались с понятием СТИЛЬ?

Ответы: в одежде, например.

– А какие стили одежды вы знаете?

Ответы:– Классический, романтический, спортивный…

– Так вот, эти стили существуют не только в одежде, но и в искусстве, архитектуре.

3. Определение понятия «Стиль».

Попытаемся разобраться в музыкальном стиле.

1. Совокупность приёмов и признаков, характеризующих искусство определённого времени и направления или индивидуальная манера художника, композитора в отношении идейного содержания и художественной формы.

2. Совокупность приёмов использования средств языка, характерная для какого – либо писателя или литературного произведения, направления, жанра.

3. Манера вести себя, говорить, одеваться. Может с этого начать, а потом переходить к более сложным вариантам? Язык 1 и 2 объяснений стиля сложен для школьников, скажите проще.

События «Эгмонта» относятся к XVI веку, когда народ Нидерландов восстал против своих поработителей — испанцев. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек. Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело. Восстание закончилось победой в 1576 году. А к чему эти сведения? Где логика?

Что можно сказать о музыкальном языке, форме, строении произведения?

Ответы:

– настроение героическое, характер целеустремлённый, веришь, что цель достигнута. Яркий финал – подтверждение этому. Не финал, а кода? Ведь увертюра одночастная!

Учитель: Форма произведения крупная как это понять? Никакая она не крупная с точки зрения классификации музыкальных форм, в произведении строгие пропорции, всё подчинено одной цели, динамика яркая. Всё это характерно для классического стиля в музыке.

5. Определение понятия «Классицизм.

Классицизм (образцовый) – стиль и направление в искусстве XVII – начала XIX в. Упорядоченность, гармония, внутреннее единство целого и его частей, строгие пропорции – все эти качества отличают творения видных представителей классицизма.

Классики переосмыслили и заставили зазвучать по – новому все музыкальные жанры и формы. Произведениям присуща целеустремлённость: в них отчётливо различаются конечная цель музыкального движения, его итог. Все части произведения находятся в строгом равновесии.

Все эти черты мы услышали в музыке Бетховена.

Что за перескок? К чему цитата Сухомлинского? Нужно же как-то пояснять, что вы намереваетесь делать далее.

Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал:

«В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое. Перед человеком открылась радость жизни, потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

Послушайте стихотворение английского поэта Джона Китса и скажите, что вы чувствуете?

О, как люблю я в ясный летний час

Когда заката золото струится

И облаков сребристых вереница

Обласкана зефирами, – хоть раз

Уйти от тягот, что терзают нас,

На миг от неотступных дум забыться

И с просветленною душой укрыться

В заглохшей чаще, радующей глаз.

Джон Китс – поэт–романтик, яркий представитель эпохи романтизма, художественного направления в европейской и американской культуре конца XVIII – первой половины XIX века.

«Романтизм» – слово французское. Оно ведет происхождение от испанского слова «романсе» (так называли в средние века испанский романс, а затем и рыцарский роман), и от английского «романтик» (романтический), означавшего «странное», «живописное», «фантастическое».

Новый стиль в искусстве пришел на смену старому. Романтизм сменил классицизм и коснулся всех видов искусства.

Это направление имело свои, совершенно новые черты, которые ярко проявились не только в творчестве романтиков, но даже и в их образе жизни.

Поэты, художники, композиторы собираются вместе плохо сказано, читают свои новые литературные произведения, обсуждают все новости искусства, участвуют в художественных дискуссиях, музицируют. Такое творческое общение между людьми разных искусств приводит к обновлению форм и выразительных средств музыкального искусства

Большой интерес у композиторов того времени вызывают такие жанры, как песня, песня без слов, ноктюрн, баллада.

Разнообразнее и ярче стали краски звучания оркестра, раскрылись возможности таких инструментов, как фортепиано и скрипка.

Многие композиторы создают виртуозную музыку, и по сей день представляющую трудность для исполнения. Не стоит соединять в одном предложении две мысли, продолжение придает негативный оттенок виртуозности.

В своих произведениях, пронизанных яркой эмоциональностью и лиризмом, романтики стремятся передать все богатство внутреннего мира человека.

Композиторы-романтики – Паганини, Берлиоз, Шуман, Мендельсон, Лист, Верди, Брамс и многие другие. Конечно же, к романтикам причисляют Фридерика Шопена, польского композитора, с музыкой которого нам предстоит сегодня встретиться.

Здесь в зале сам Шопен,

И сладок песен плен

И чутко ловит слух

Музыки длинный звук.

Рояль, как белый дух,

Мелодия плывет,

То радость в сердце льет,

То светится печалью.

Мелодия плывет…

Шопен – необыкновенный композитор. У него нет ни симфоний, ни опер, ни балетов. Почти все его сочинения написаны только для фортепиано, но в звучании этого инструмента мы слышим такие яркие мелодии, такое богатство чувств и звуков, что они действуют на нас не меньше, чем симфонические произведения. Попробуем это испытать.

(звучит «Вальс №7» си-минор)

У: – Какая частица жизни заключена в этом произведении? Плохо сформулирован вопрос, вы сами-то можете на него ответить?

– Каково его построение?

У: Произведение строится не обычно. Разве это необычное построение? Для вальса оно абсолютно типично! В центре – светлый, мажорный эпизод. До и после него – одна и та же мелодия вальса, т.е. можно представить музыкальную форму в виде такой схемы: А B А. Всего частей – 3, но это пример двухчастной формы с повторением 1 части. Это для школьников непосильно, да и не совсем верно объяснено! Однако, после звучания каждой из трех частей, следует небольшое добавление, так называемое «послесловие». Оно очень быстрое, изящное, полетное. Оно объединяет все части в единое целое. Создаётся впечатление, что вальс представляет единый музыкальный образ, поворачивающийся к нам своими разными гранями. Какой это образ?

Д: – Лирический – то печальный, то светлый, но при этом нежный и полётный.

У: – Кого можно представить, слушая это произведение?

Д: – Человека-мечтателя, человека-романтика. А почему романтика? Вы ведь ничего не обсуждали относительно людей эпохи романтизма, их личностных качествах. Как же можно в таком случае о них спрашивать?

У: – Это мужской или женский образ?

Д: – Скорее, женский.

У: Интересно то, что биографы Шопена склонны считать, что каждый из его вальсов – это либо жанровая зарисовка, дети знают что это такое? либо чей-то портрет. Многие считают, что именно этот вальс – портрет польской девушки Марии Водзиньской. Композитор был влюблен в нее. Она прекрасно знала литературу, владела несколькими иностранными языками, писала стихи, хорошо пела.

Исследуя этот фрагмент, можно сказать, что немногие учителя все же представляют эту прекрасную музыкальную эпоху в полной мере, используя так же представителей романтизма из других областей искусства. Можно с уверенность сказать, что есть педагоги, внушающие чувство прекрасного. О чем вы хотели сказать?

Заключение

Формально-художественные предпосылки романтизма сложились в стилевых течениях рококо и сентиментализма, однако решающий сдвиг в сознании произошел под влиянием Французской революции. Особенный интерес вызвала попытка решения проблемы свободы и глубокое разочарование – неудачный финал этой попытки.

«Идея свободного человека» пронизывает, центрирует культуру романтизма. Во всех различных течениях русской мысли главным является утверждение того, что «человек в своей индивидуальности является нравственной ценностью высшей иерархической ступени» /Бердяев/. Неверно оформлена ссылка!

Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, неузнаваемо преобразивших жизнь. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей Свободы, Равенства и Братства.

Но время шло, и они замечали, что новый общественный порядок далек от того общества, наступление которого предвещали философы XVIII века. Наступила пора разочарования.

В философии и искусстве начала века зазвучали трагические ноты сомнения в возможности преобразования мира на принципах Разума. Попытки уйти от действительности и в то же время осмыслить ее вызвали появление новой мировоззренческой системы.

Где выводы из анализа программ? Дополнить!

Мне бы хотелось обратиться к заслугам романтизма. Романтизм продвинул продвижение нового времени от классицизма и сентиментализма. Композиторы-романтики сосредотачиваются на внутренней жизни человека, усиливается стремление к подробному отображению эмоциональных состояний людей, красоты окружающего мира.

Список литературы

Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу. – М., 1988. – сколько страниц? Не указано издательство!

Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Полн. собр. соч. Т. 6. – М.,1955. – сколько страниц? Не указано издательство!

Недопустимо мало источников! Где программы? Интернет-сайты, книги?

Наши рекомендации