Письмо мономаха к олегу святославичу

Прислушавшись к совету своего старшего сына, который крещен его двоюродным братом, Олегом Святославичем, князь пишет ему письмо в надежде на примирение. Страдая из-за смерти сына, который был убит в битве с Олегом, князь увещевает брата и сожалеет, что тот сразу же не покаялся, когда перед ним убили сына Мономаха, как покаялся царь Давид, сказав: «Грех мой всегда передо мною». Князь советует Олегу прислать к нему сноху, вдову убитого, ибо именно так поступали их отцы и деды, когда хотели примирения. Поскольку мертвых уже не воротишь и суд приходит от Бога, а не от того, кто убил, то и обратиться надо к Богу, чтобы Он вразумил и направил стопы грешного человека. Завершая послание, Мономах говорит брату, что ищет добра всей братии и Русской земле, и заклинает его не стараться добыть насилием то, что можно получить как знак искренней заботы и кровного родства.

2 вариант.

Владимир Всеволодович Мономах (1053— 1125)— внук Ярослава Мудрого, князь черниговский, переяславский, а с 1113 г. — великий киевский князь; автор и герой «Поучения».

Владимир Мономах начал «Поучение» с обращения к своим детям: если кому-то из них не понравится то, что он написал, то пусть скажут, что перед смертью «безлепицу молвил». В. М. рассказывает, как однажды к нему приходили послы от братьев и предлагали вступить с ними в союз против другого князя. В. М. отказался, а затем взял Псалтырь и начал читать в том месте, где она открылась. Вот и сейчас, приведя много цитат из Псалтыри, В. М. комментирует это, обращаясь к детям. Он призывает их не лениться, верить в Господа Иисуса Христа, говорит, что и малым делом можно получить милость Божию. В числе поучений князя — не забывать об убогих и нищих, не давать сильным погубить человека, не убивать ни правого, ни виноватого, чтить епископов и игуменов, уважать старых и заботиться о молодых. В. М. советует детям не надеяться на воевод, не злоупотреблять в питье и еде, любить жену, но не давать ей волю над собой, постоянно учиться. Превыше всего, по мнению В. М., страх Божий, и о нем надо всегда помнить.

Рассказ Мономаха о своей жизни начинается с того, что он вспоминает: в разъездах и на охотах был с тринадцати лет. В. М. подробно рассказывает о военных походах, в которых участвовал, об отношениях с другими князьями: «А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших». Уделяет В. М. место в своем рассказе и охоте. Он ловил своими руками диких коней, его бодал олень, топтал лось, вепрь оторвал меч с бедра, а медведь однажды укусил потник его лошади. В. М. заключает свой рассказ тем, что Бог сохранил его невредимым. Опять возвращаясь к советам, В. М. приводит собственный опыт: он никогда не полагался на посадников, делал все вместе со своими дружинниками, сам устанавливал распорядок для слуг. В этом он видит залог счастливого и разумного правления.

Основой третьей части — письма к Олегу Святославичу — является мысль о любви к ближнему, к «брату» своему. Укоряя Олега за то, что он убил его сына, но не на войне, а предательски, Мономах замечает, что все можно было бы решить миром. В конце «Поучения» В. М. говорит о Страшном суде: «На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю». Таким образом, можно и рассматривать этот памятник как собственно поучение и видеть в нем «отчет» князя о своей земной жизни перед Высшей Властью. Но, несмотря на совмещение покаянной темы с поучением, В. М. — автор создает образ В. М. — главного героя как воплощение идеального князя — идеального христианского правителя.

2.

«Хождение» рассказывает простой человек, тверской купец Афанасий Никитин. Он делиться с нами своими впечатлениями, случаями, произошедшими с ним за это время. Своими внешними чертами этот памятник отчасти напоминает «хождения» (описание путешествий паломников) по святым землям. Но тут – это поездка по торговым делам в далекую Индию по личной инициативе Никитина, поэтому оно не могло рассматриваться как акт благочестия. Пройдя через многие испытания, вернувшись домой, единственно, что осталось у него – его записки.

Это неофициальный памятник: он лишен традиционных черт, хар-х для церковной или светской лит-ры. С «хождениями» или «паломниками» предыдущих веков его связывает только перечисление географических пунктов с указанием расстояний между ними и богатством той или иной страны. В целом же, это путевой дневник Н. с его приключениями, рассказывая о которых автор понятия не имел, как они кончатся. Опасаясь недружественных глаз своих соотечественников, рискованные мыли он записывал на по-русски.

Автобиографичность и лиричность «Хождения», передающего душевные переживания и настроения автора, были новыми чертами для 15 века в др. рус. лит-ре. Много зарубежного для него было в новинку, поэтому все ему казалось проявлением местных обычаев. Но там, где он опирался на собственные наблюдения. А не на мнение собеседника, взгляд его оказывается более трезвым и верным. Он много думает об обычаях Индии, разбирается в различиях между «бесерменами» - завоевателями и «гундустанцами» - основным населением. Но несмотря, ни на что, Н. на чужбине было тоскливо и одиноко. Главная беда, угнетавшая Никитина – это отдаление от родного языка, от родной земли, от веры, кот. была для него не только привычным бытом. При возвращении на родину, он умирает.

Это произведение перекликается с величайшим памятником древнерусской лит-ры, написанным 2 века спустя - «Житием протопопа Аввакума».

Билет 4

Наши рекомендации