Соотношение метода и элементов творческого процесса журналиста
Метод и индивидуальный стиль деятельности.Современная методология считает, что метод познания зависит от объекта и целей познавательной деятельности. Один объект может исследоваться разными методами. Как следует из вышеизложенного, методы в журналистике разнообразны и зависят от конкретной ситуации. Можно говорить о тактическом разнообразии и относительности журналистских методов. Например, существует принцип: «Всегда указывайте имена при ссылке на источник». Безусловно, это повышает доверие к журналистской информации. Но существуют ситуации, когда этические правила предписывают журналисту не указывать имена – если источник пожелал остаться неназванным, если ему грозит преследование и т.д.
Для чего журналисту пользоваться общепринятыми методами? Ответ прост: для экономии затрат времени и творческих усилий и совершенствования творческой деятельности.
Тем не менее, каждый журналист как творческая личность вырабатывает свой собственный стиль деятельности, основывающийся на знании общей методологии. В конечном итоге, своеобразие индивидуального стиля деятельности, степень оригинальности представленных в нем норм и правил, определяют признание за журналистом права называться творческой индивидуальностью.
Методы и этапы творческого процесса
На каждом этапе творческого процесса предпочтительно используется один или несколько методов. Эта зависимость не бывает абсолютной, познавательные действия осуществляются журналистом в комплексе, а не в соответствии с отдельными методами, но определенная зависимость между этапом творческого процесса и используемым методом все же прослеживается. Наиболее типичные ситуации представлены в табл. 5.2.
Таблица 5.2.
Этапы творческого процесса и методы журналистского творчества
Этапы | Ведущие методы |
Возникновение проблемной ситуации, обнаружение проблемы журналистом. | Наблюдение, проработка письменных источников, беседа (опрос); (кроме эксперимента) |
Формулировка темы | Общие методы |
Возникновение замысла | Общие методы |
Формирование прогноза, гипотезы | Общие методы |
Верификационный этап | Эксперимент, беседа (опрос), проработка письменных источников, наблюдение, частные методы |
Упорядочение, классификация, отбор материала | Проработка письменных источников, беседа (опрос), общие методы |
Составление плана – схемы произведения | Общие методы + методы изложения |
Композиционный этап: размещение материала | Методы изложения |
Метод и жанр
Если методы изложения действительности могут быть использованы вне зависимости от жанра, то методы изучения тяготеют к определенному жанру. Некоторые жанры предполагают основной метод изучения действительности, хотя жестко за ними не закреплены. Соотношение метода и жанра представлено в табл. 5.3.
Таблица 5.3.
Метод и жанр
жанр | метод изучения |
Информационная заметка | проработка письменных источников, беседа (опрос), наблюдение |
интервью | беседа, для подготовки к интервью: наблюдение, проработка письменных источников |
репортаж | наблюдение |
статья | проработка письменных источников, наблюдение и беседа (опрос) |
очерк | наблюдение, беседа (опрос), проработка письменных источников |
фельетон | наблюдение, проработка письменных источников |
рецензия | Наблюдение, беседа (опрос) |
Вопросы и задания
1. Дайте определение общим методам журналистского творчества, охарактеризуйте каждый из них.
2. Какая группа методов журналистского творчества осознается журналистом в процессе работы, а какая – чаще всего – нет?
3. Какие методы изучения ситуации вам известны?
4. По каким признакам методы изложения классифицируются на методы изложения фактов и методы изложения мнений?
5. Найдите в газетах по два примера на каждый из методов изложения информации.
6. Проанализируйте газетный текст с точки зрения наличия в нем разнообразных методов изложения. Какие методы встречаются здесь чаще других?
7. Как, на Ваш взгляд, соотносится жанр и метод познавательной деятельности журналиста?