Основной задачей государственного регулирования отношений недро-
пользованияявляется обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.
Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля.
В задачи государственного регулирования входят:
- определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на
текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам;
- обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва
участков недр, не связанных с добычей полезных ископаемых;
– обеспечение геологического изучения территории Российской Федера-
ции, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;
– установления квот на поставку добываемого минерального сырья;
– введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;
– установление стандартов (норма, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работы, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.
Виды пользования Недрами.
Пользование недрами – вид человеческой деятельности, связанный с изучением, использованием, воссозданием и охраной недр (статья 6 Закона РФ «О недрах»).
Три вида пользования недрами:
-геологическое изучение;
-добыча ПИ или вторичных отходов;
-строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ.
Геологическое изучение Недр.
Включает:
-общегеологическое изучение для мониторинга подземных вод, прогнозирования землетрясений, вулканической деятельности и т. д.;
-разведка месторождений ПИ;
-образование охраняемых геологических объектов и сбор коллекционных геологических материалов.
Добыча полезных ископаемых.
Включает:
-вскрытие месторождений;
-разработку месторождений;
-размещение отходов добычи и переработки ПИ;
-разработку отходов;
-консервацию и ликвидацию предприятий.
Строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Включает сооружения:
-транспортные и гидротехнические;
-склады и холодильники;
-нефте, водо, газохранилища;
-объекты городского хозяйства;
-военные объекты;
-и т.д.
Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода – геометризованного блока недр.
Лицензия на пользование Недрами.
2.Право пользования участком недр приобретается пользователем по совместному решению МПР и органа власти субъекта РФ по результатам конкурса или аукциона (статья 10-1 Закона РФ «О недрах»).
Лицензия – это документ на бланке установленной формы с гербом РФ, а также текстовые и графические приложения к нему (называемые лицензионным соглашением), являющиеся его неотъемлемой частью, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр определенного вида, в указанных границах и на определенный срок.
Лицензия содержит данные (статья 12 Закона РФ «О недрах»):
-о предприятии владельце лицензии, кто выдал и на основании чего;
-данные о виде, сроке и границе пользования;
-условия и размеры платежей;
-объемы и сроки добычи;
-соглашение о праве собственности на добытое минеральное сырье и полученную геологическую информацию;
-требования по безопасности работ, охране недр и окружающей среды;
-порядок и сроки выполнения проектов ликвидации предприятия, рекультивации земель.
Государственная система лицензирования
И ее организация.
Для получения лицензии на недропользование в соответствии с «Положением о порядке лицензирования пользования недрами» подается заявка на участие в конкурсе или аукционе с указанием:
-данных о заявителе и его финансовых возможностях;
-данные о владельцах и руководителях и представителях при получении лицензии;
-данные о технических и технологических возможностях заявителя и субподрядчиков;
-данные о своей деятельности за последние 5 лет, в т. ч. и за рубежом;
-предложения по условиям пользования участком недр.
Кроме этого «Положения ….» существует федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Ряд положений этого закона так или иначе связано с недропользованием. По закону действуют:
-положение о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов;
-положение о лицензировании деятельности по эксплуатации нефтегазодобывающих производств;
-положение о лицензировании деятельности по эксплуатации газовых сетей;
-положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности;
-положение о лицензировании деятельности по проведению маркшейдерских работ.
Лицензионными требованиями по первым 4 пунктам являются:
-соблюдение требований законодательства РФ в области промышленной безопасности;
-соблюдение установленного порядка предоставления сведений для ведения государственного реестра опасных производственных объектов;
-обеспечение проведения экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов;
-наличие деклараций опасных производственных объектов;
-организация производственного контроля за соблюдением требований ПБ па взрывоопасном производственном объекте;
-наличие в штате квалифицированных работников в соответствии с профилем предприятия;
-наличие у собственника высшего профессионального образования;
-повышение их квалификации не реже 1 раза в 5 лет, проведение их аттестации;
-наличие приборов и систем контроля производственных процессов, их диагностика, испытание и освидетельствование;
-ведение учета и анализа причин аварий и инцидентов;
-наличие резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации аварий;
-наличие договора на обслуживание с профессиональной аварийно-спасательной службой и собственных аварийно-спасательных формирований, а также нештатных формирований из числа работников.
Лицензирование маркшейдерских работ предусматривает:
-пространственно-геометрические измерения горных разработок на соответствие их проектным параметрам;
-наблюдение за состоянием горных отводов и соблюдении их границ;
-ведение горной графической документации;
-учет объемов горных разработок;
-определение опасных зон, мер охраны горных разработок, зданий, сооружений, природных объектов от воздействия горных работ;
-наличие в штате работников с высшим образованием по специальности «маркшейдерское дело» со стажем работы не менее 3 лет, повышение их квалификации не реже 1 раза в 3 года;
-наличие необходимых приборов и инструментов и их метрологическое обслуживание.
Контроль ведет Ростехнадзор.
Пользователи Недр.
Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если законодательством РФ они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности (статья 9 Закона РФ «О недрах»).
18. Сроки пользования Недрами.
Устанавливаются на основании технико-экономических обоснований, зависят от вида пользования и составляют (статья 10 Закона РФ «О недрах»):
-на разведку до 5 лет;
-на разработку до 20 лет;
- при совмещении разведки и разработки до 25 лет;
- на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ, без ограничения сроков.
Законом предусмотрено ограничение или запрещение пользования отдельными участками недр в случаях необходимости соблюдения интересов национальной безопасности страны, требований охраны окружающей среды и здоровья населения, необходимости сохранения хозяйственных объектов (статья 8 Закона РФ «О недрах»).
Прекращение права пользования недрамивозникает при (статья 21 Закона РФ «О недрах»):
-истечении срока действия лицензии;
-при отказе владельца лицензии от права пользования;
-при наступлении определенных условий, зафиксированных в лицензии (стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и т.д.);
-при неправильном оформлении лицензии.
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено путем аннулирования лицензии при:
-нарушении условий лицензии (по срокам и объемам работ и т.д.);
-возникновению ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей работающих или проживающих в зоне влияния работ;
-ликвидации субъекта хозяйственной деятельности;
-по инициативе владельца лицензии.
Лицензия может быть признана не действительной при:
-нарушении правил конкурса или аукциона;
-нарушении законодательства;
-предоставления претенденту на лицензию незаконных преимуществ;
-не внесение платежей в установленные сроки;
-при нарушении требований антимонопольного законодательства.