Послевоенное устройство мира

Вторая мировая война полностью изменила ситуацию в мире. Германия, Италия, Япония (государства «оси») выбыли из ряда великих держав. Старая Европа постепенно утратила ведущую роль в мировой политике. Образовавшийся силовой политический вакуум заполнили два ведущих государства анти­гитлеровской коалиции — СССР и США. Эти находившиеся на подъеме державы определяли характер политических решений в мировом масштабе. Став обладателями ядерного оружия (США в 1945, СССР в 1949 г.), они приобрели новые рычаги воздействия на мировую политику, которая из многополюсной превратилась в биполярную.

Несовпадение взглядов лидеров СССР, и США на после­военное устройство мира привело к расколу Германии, раз­делению Европы и мира на противостоящие лагери. Вокруг лидеров сложились блоки, а жесткая конфронтация между ними получила название «холодной войны». Противостояние приобретало особую остроту вследствие существования двух принципиально отличных общественных систем, считавших собственную идеологию и жизненные ценности единственно правильными.

Параллельно с укреплением гегемонии СССР в Центральной и Восточной Европе США осуществляли политику сдерживания антикоммунизма, создавали экономические и военно-полити-

12*

ческие союзы. В 1949 г. появилась Организация Североатлан­тического договора (НАТО). СССР ответил созданием Органи­зации Варшавского договора (ОВД) и Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

Разрядка

В конце 60-х гг. политические взаимоотношения сверхдер­жав стали постепенно меняться. Конфронтационная стратегия «холодной войны» исподволь уступала место идее политической разрядки.

Важным шагом на пути к разрядке стали Договор о запре­щении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (1963) и Договор о нераспространении ядерного оружия (1968). Ослабляли военно-политические блоки и новые реалии: Западная Европа и Япония заявили о себе как о новых экономических центрах, а Китайская Народная Рес­публика, превратившаяся в 1964 г. в ядерную державу, после окончания «культурной революции» отказалась от политики изоляции от остального мира. Наряду с политически «конку­рирующим» треугольником США-СССР-Китай образовался экономически «конкурирующий» треугольник США-Япония-За­падная Европа.

Главные цели политики разрядки состояли в обеспечении стабильности в отношениях между Востоком и Западом, сокра­щении масштабов конфронтации, создании атмосферы доверия для успеха договорного процесса. Разрядка коснулась не только контроля над вооружениями, но и затронула экономическую и культурную сферы. Международное сотрудничество ослабило существовавшие политические и идеологические противоречия, не затронув их основы. Политика разрядки ни в коем случае не означала либерализации общественных систем в государствах восточного блока или распада существовавших военных сою­зов. Это была чисто прагматическая политика, основанная на жизненной необходимости обоюдного доверия.

Дипломатия разрядки достигла серьезного успеха в 1972 г., когда между СССР и США было подписано Соглашение об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). В последу­ющие годы прошли переговоры о сокращении стратегических

наступательных вооружений (ОСВ-2) и противоракетной обороне (ПРО). Благоприятная атмосфера разрядки позволила нахо­дившейся у власти в Германии коалиции социал-демократов и либералов (В. Брандт-В. Шеель) приступить к реализации политики примирения и урегулирования отношений с Польшей, СССР, Чехословакией и ГДР. Стало возможным и заключение четырехстороннего договора о Берлине.

В 1973-1975 гг. на европейском континенте развернулась подготовка к проведению Совещания по безопасности и со­трудничеству в Европе, которое было проведено в Хельсинки. Участники Совещания подчеркнули значение Европы в процессе международной разрядки и важность постоянного обмена ин­формацией между двумя соперничающими блоками. Своими требованиями по соблюдению прав человека и мерами по укреп­лению доверия оно способствовало оживлению международного сотрудничества в области экономики, науки, техники и охраны окружающей среды, активизировало обмен в гуманитарной и культурной областях, способствовало оживлению борьбы за права человека и демократические свободы в странах восточ­ного блока.

Наши рекомендации