Классификация фискальной политики
Изменения в налогах и государственных расходах могут происходить как автоматически на основе изменения экономической ситуации в стране, так и в результате целенаправленных мероприятий в законодательной или исполнительной власти. Фискальная политика государства может осуществляться на основе различных методов, тем самым принимая различные виды (Рисунок 1).
Виды фискальной политики государства |
По характеру действия фискальных инструментов |
По целям фискальной политики |
недискреционная |
сдерживающая |
дискреционная |
стимулирующая |
Рисунок 1 – Виды фискальной политики государства
Стимулирующая фискальная политика – это политика в краткосрочном периоде. Применяется при спаде экономики. Ее главная цель: преодоление циклического спада экономики. При этом параллельно проводится политика экономического роста, которая связана с увеличением государственных расходов, а также снижением налогов. Она обеспечивает рост, но при этом происходит сокращение производства. В долгосрочном периоде происходит ориентация на снижение налогов. При этом обуславливается расширение предложения факторов производства, а также рост непосредственно самого производства.
Главными инструментами стимулирующей фискальной политики являются:
– увеличение государственных закупок;
– снижение налогов;
– увеличение трансфертов [12].
При этом снижение налогов и увеличение трансфертов ведет к росту совокупного спроса и совокупного предложения. Происходит рост не только совокупного выпуска, а также снижение уровня цен, поэтому инструменты могут использоваться как средство борьбы с безработицей и инфляцией.
Сдерживающая фискальная политика применяется при буме или перегреве экономики. Ее цель: сокращение инфляционного разрыва выпуска, а также снижение инфляции. Данная политика направлена на сокращение совокупного спроса и предложения. Инструментами сдерживающей политики являются:
– сокращение государственных закупок;
– увеличение налогов;
– сокращение трансфертов[22].
В краткосрочном периоде данные инструменты помогают снизить инфляцию спроса за счет того, что происходит рост безработицы и спад производства. В долгосрочном периоде данные инструменты могут привести к спаду совокупного предложения, а также развертыванию механизма стагфляции, которая создает предпосылки для разрушения экономического потенциала.
Дискреционная фискальная политика – это политика, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства, а также занятости [2].
Функциональные зависимости данной политики:
– рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос, вследствие чего возрастает выпуск продукции, а следовательно и занятость населения;
– увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств, при этом происходит сокращение спрос и объем выпуска продукции, а также занятость трудоспособной группы населения [10, c. 99].
Вышеизложенные функциональные зависимости используются для того, чтобы воздействовать на экономический цикл.
Одним из важнейших инструментов дискреционной политики являются налоговые льготы и налоговые кредиты. Последние предоставляются на возвратной основе в виде отсрочки налоговых платежей на определенные цели.
Существуют и не возвращаемые налоговые кредиты, как правило, это скидка на налоги.
Проведение дискреционной политики требует осуществления мер по сбалансированию государственного бюджета, посредством:
– финансирования дефицитов (займы у населения посредством продажи ценных бумаг, а также эмиссия денег);
– ликвидации бюджетных излишков.
Недискреционная фискальная политика государства – это атоматическая политика. Ее суть состоит в автоматическом внесении изменений в уровень государственных расходов за счет встроенных стабилизаторов.
Встроенные стабилизаторы – это любые меры, которые призваны автоматически сокращать дефицит бюджета на фазе спада, а также увеличивать бюджетные поступления во время экономического роста. Благодаря наличию встроенных стабилизаторов отпадает необходимость в прогнозировании рыночной конъюнктуры. Циклические колебания в экономике сглаживаются намного быстрее, а правительство может отсрочить принятие решения об избавлении от последствий экономического спада, а также лучше изучить текущую ситуацию на рынке [14, c. 236].
Целенаправленное следование принципам недискреционной фискальной политики дает возможность налоговым поступлениям расти пропорционально с развитием национальной экономики, что позволяет автоматически регулировать состояние национальной экономики, при этом не прибегая к экономическому прогнозированию и мерам, которые были бы направлены на насильственное регулирование экономики [2].
К основным встроенным стабилизаторам недискреционной политики относятся всевозможные социальные выплаты, например, пособия по безработице.Когда занятость населения достаточно высока, налоги, которые необходимы для выплат пособий по безработице, возрастают. При этом, как только занятость падает, соответствующим государственным органам нужно выплачивать из резервного фонда денежные пособия тем людям, которые лишились работы в период кризиса.
С учетом этого, в период экономического роста происходит наполнение фонда, а в момент спада накопления государственного бюджета используются для того, чтобы смягчить последствия кризиса и поддержать прежний уровень потребления. Кроме того, размер налогов на заработную плату зависит от количества рабочих мест, которые созданы в результате экономического подъема, или, наоборот, которые утрачены вследствие спада в экономической системе
Также, одним из основных встроенных стабилизаторов недискреционной фискальной политики являются благотворительные выплаты, которые находятся вне рамок существующей в государстве системе государственного страхования, т.к. подобные финансовые вливания носят антициклический характер.
Аналогом встроенных стабилизаторов являются программы, которые направлены на помощь фермерским хозяйствам: как только стоимость сельскохозяйственной продукции падает, правительство скупает ее, однако с приближением инфляции с государственных складов на рынок начинают поставляться ранее закупленные товары [2].
Также принято выделять смешанную фискальную политику. Данный виды политики допускает использование рычагов дискреционной и автоматической фискальной политики. Как правило, смешанная политика более часто применяется на практике.
В развитых странах экономика регулируется более чем на 2/3 с помощью дискретной политики и лишь 1/3 часть да счет действия автоматической фискальной политики [2].
Исходя и вышеизложенного можно выделить достоинства и недостатки фискальной политики государства. (Таблица 1) [22].
Таблица 1 – Достоинства и недостатки фискальной политики.
Достоинства фискальной политики: | Недостатки фискальной политики: |
1. Наличие эффекта мультипликатора, то есть все инструменты отличаются мультипликативным эффектом влияния на объем равновесного выпуска: | 1. Эффект вытеснения суть которого заключается в следующем: рост расходов бюджета в период спада и/или сокращение доходов бюджета ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке; |
2.Отсутствие внешнего лага (задержки). На практике под внешним лагом понимают времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро; | 2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти, т.е. законодательного закрепления; |
3.Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация происходит автоматически. | 3. Неопределенность, которая касается: – проблемы идентификации экономической ситуации; – проблемы, изменения величины государственной политики. |
Таким образом, фискальная политика классифицируется по двум направлениям. В зависимости от характера действия фискальных инструментов выделяют недискреционную и дискреционную фискальные политики, а в зависимости от целей фискальной политики – стимулирующую и сдерживающую. При этом изменения в налогах и правительственных расходах могут происходить либо автоматически с помощью встроенных стабилизаторов, которые поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции, либо в результате целенаправленных решений правительства (дискреционная политика). Стимулирующая фискальная политика направлена на расширение совокупного спроса и предполагает снижение налогов и увеличение правительственных расходов. Следствием проведения такой политики становится бюджетный дефицит. Сдерживающая фискальная политика направлена на сужение совокупного спроса, предполагает увеличение налогов и уменьшение правительственных расходов и сопровождается уменьшением бюджетного дефицита или появлением бюджетного излишка. Фискальная политика и является действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, для нее характерны некоторые недостатки, снижающие ее эффективность. Фискальная политика эффективна лишь в краткосрочном периоде.
Фискальные мультипликаторы
Снижение или увеличение правительственных закупок и налогов оказывает влияние на величину ВНП с мультипликационным эффектом, т.е. изменение правительственных закупок и налогов приводит к более значительному изменению ВНП, чем первоначальный импульс. Мультипликационный эффект обусловлен тем, что увеличение государственных расходов и снижение налогов повышают доход и ведут к росту потребления, что в свою очередь увеличивает доход, который способствует дальнейшему увеличению потребления. Такой переход от потребления к доходу и вновь от дохода к потреблению продолжается бесконечно [16].
В рамках фискальной политики выделяют три вида мультипликаторов:
– мультипликатор правительственных закупок;
– налоговый мультипликатор;
– мультипликатор сбалансированного бюджета.
Мультипликатор правительственных закупок – это мультипликатор, который характеризует отношение прироста ВНП к приросту правительственных закупок. Он равен величине, обратной склонности к сбережению (4):
(4), где
MRG – мультипликатор правительственных закупок,
MRS – склонность к сбережению.
При этом, совокупный эффект от увеличения правительственных закупок равен их приросту, который перемножен на мультипликатор (5):
ΔGNP=ΔG*MRG (5).
Поскольку данный мультипликатор действует в обоих направлениях, очевидно, что сокращение правительственных закупок приводит к сокращению ВНП и доходов на величину, которая превышает уменьшение правительственных закупок [8].
Налоговый мультипликатор зависит от соотношения, в котором придельный доход распадается на потребление и сбережение. Таким образом, он равен отношению предельной склонности к потреблению к предельной склонности к сбережению (6):
(6),где
MRT – налоговый мультипликатор,
MPC – склонность к потреблению.
Следовательно, изменение величины ВНП в результате изменения величины налогов равно (7):
∆GNP = ∆T * MRT.
Т.к. правительственные закупки непосредственно входят в совокупный спрос, а их изменения полностью отражаются на величине спроса, то мультипликатор правительственных закупок намного мощнее налогового мультипликатора.
Мультипликатор сбалансированного бюджета. Фискальная политика, которая предусматривает равное увеличение налогов и правительственных расходов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета. Суть такого бюджета состоит в том, что одинаковое по величине изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению равновесного ВНП на ту же величину, т.е. (8):
∆GNP = ∆G = ∆T.
Следовательно, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.
В процессе расчета фискальных мультипликаторов возникает ряд проблем. Наиболее значимые из них [3]:
– идентификация. Суть данной проблемы: используется не только фискальная политика, поэтому трудно отделить именно ее воздействие от воздействия других инструментов;
– определения мультипликаторов. Дело в том, что фискальные мультипликаторы могут изменяться в течение времени, что требует оценки динамических эффектов, что вызывает дополнительные трудности. Таким образом, мультипликаторы могут быть разными в зависимости от того, имеет ли фискальная политика продолжительности, или же она проведена единовременно.
Оценки фискальных мультипликаторов сильно зависят от предложений идентификации фискальной политики, типа и вида фискальной политики, а также от страны [19].
Таким образом, были выделены основные мультипликаторы, с помощью которых можно проследить состояние фискальной политики государства. Необходимо учитывать тот факт, что оценка мультипликатора напрямую связана с типом и видом фискальной политики, а также зависит от исследуемой страны и состояния ее экономики в целом.