Инструменты фискальной политики

Инструменты фискальной политики – это определенные экономические механизмы, посредством применения которых достигаются цели и задачи, которые были поставлены перед фискальной политикой.

К основным инструментам фискальной политики относятся:

– государственные расходы;

– налоги;

– трансфертные платежи [12].

Под правительственными расходами понимают государственные закупки товаров и услуг. Государственные закупки – это способ закупок, который осуществляется государством для удовлетворения нужд собственного потребления за счет средств государственного бюджета. Государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. К ним, как правило, относят: строительство дорог, школ, медицинских учреждений, объектов культуры за счет бюджетных средств; закупку сельскохозяйственной продукции; внешнеторговые закупки; закупки военной техники.

Главный признак государственных закупок: их потребителем выступает государство. Они делятся на два вида:

– закупки для собственного потребления государства;

– закупки для регулирования рынка.

В качестве бюджетных регуляторов необходимо выделить:

– государственные инвестиции;

– государственные закупки товаров и услуг;

– уровень централизации средств государством;

– соотношение между федеральным или респебликанским и местным бюджетами;

– дефицит бюджета;

– соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами;

– социальные программы;

– общественные работы [21, c. 125-127].

Трансфертные платежи – это одна из схем перераспределения бюджетных средств: выплаты из государственного бюджета населению и частным предпринимателям, которые осуществляются в порядке перераспределения средств в пользу более нуждающихся в них граждан через бюджет. Они косвенно влияют на потребительский спрос, посредством увеличения располагаемого дохода домохозяйств. Выделяют три наиболее распространенных формы трансфертов:

– субсидии частным предпринимателям;

– выплаты процентов по государственному долгу;

– государственные денежные выплаты на социальные нужды (пенсии, пособия, стипендии) [20, c. 19].

Данные формы трансфертов не включаются в ВНП, но учитываются в личном и располагаемом доходе.

Налоги – это главный инструмент фискальной политики, который представляет собой принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических или юридических лиц, которые необходимы государству для осуществления своих функций. Налогами облагается доходы или имущество физических и юридических лиц. Они характеризуются обязательностью и срочностью, поэтому всякое уклонение от налогов, а также несвоевременная их уплата приводят к соответствующим юридическим или административно-финансовым санкциям.

Основная функция налогов – фискальная, т.е. обеспечение заполнения государственной казны [12].

К основным налоговым регуляторам фискальной политики относят:

– налоговые ставки;

– налоговые льготы и кредиты;

– объекты налогообложения, субъекты платежей;

– источники налогов;

– санкции;

– политика ускоренной амортизации.

Различают налоги двух видов: прямые и косвенные.

Прямые налоги – это налоги, которые взимаются с определенных денежных сумм, которые получены экономическим агентом или же с денежной оценки принадлежащего имущества. Особенность данного налога: тот, кто оплачивает налог и тот, кто выплачивает налог государству – это один и тот же человек. К прямым налогам относятся:

– налог на имущество;

– налог на транспортное средство;

– налог на наследство;

– налог на прибыль.

Косвенные налоги – это налоги, которые являются составной ценой товара или услуги, т.е. они входят в стоимость покупок и носят не явный характер. Самым распространенным косвенным налогами является налог на добавленную стоимость (НДС). Особенность налога: налогоплательщиком в данном случае выступает покупатель товара, а налогоносителем – фирма, которая произвела данный товар или услугу [1, c. 563].

При рассмотрении налогов, как основного инструмента фискальной политики, необходимо выделять основной элемент налогов – налоговую ставку. Налоговая ставка – это величина налоговых исчислений на единицу измерения налоговой базы. Ее изучением занимался знаменитый экономист А. Лаффер, который доказал, что результатом снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства. При этом чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций отбивает у последних стимулы к капиталовложениям, а следовательно тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что в итоге отрицательно сказывается на поступлениях в государственный бюджет. Группа А.Лаффера теоретически доказала, что ставка налога 50% является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма поступления налогов. При ставке налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и работников, а следовательно доходы уходят в теневую экономику. При ставке налога близкой к 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству [3].

Налоги достаточно тесно связаны с государственным бюджетом. Огромные средства, которые взимаются в виде налогов и перераспределяются через госбюджет, являются главной экономической силой государства, а также оказывают большое воздействие на всю жизнь современного общества. На современном этапе развития основная часть бюджета РФ наполняется за счет платежей налогоплательщиков, но именно юридических лиц.

Фискальная политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни, например, в период спада, и тогда ее называют фискальной экспансией. Главными ее рычагами будут являться увеличение государственных расходов и снижение налогов.

В том случае, если фискальная политика направлена на ограничение экономического бума она будет называться фискальной рестрикцией, что предполагает снижение государственных расходов и увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста и увеличения безработицы.

Существуют различные критерии, которые выражают эффективность использования инструментов фискальной политики, к ним относят:

– величину дефицита бюджета, а также скорость нарастания государственного долга;

– долю бюджетного дефицита, который покрывается за счет монетизации;

– уровень развитости налогового администрирования;

– уровень выполнения бюджетных обязательств правительства;

– объем финансовых ресурсов, которые используются на покрытие финансового долга [7, c. 258].

Все инструменты фискальной политики включены в состав совокупного спроса, а следовательно оказывают на него определенное воздействие (1).

Y = AD = C + I + G + Xn (1), где

Y(AD) – совокупный спрос,

C – потребительские расходы,

I – валовые внутренние инвестиции,

G – государственные закупки,

Xn – чистый экспорт.

При этом, потребительские расходы делятся на две группы:

– автономные зависящие от размера доходов домохозяйств;

– составляющие определенную долю располагаемого дохода, которые зависят от предельной нормы к потреблению, то есть на сколько увеличиваются расходы с каждой дополнительной единицы дохода.

Таким образом (2):

C = C(autonomous) + mps*Yd (2), где

mps – норма потребления,

Yd – располагаемый доход.

При этом, располагаемый доход – это разница между совокупным выпуском и чистыми налогами [15].

Из вышеизложенного следует, что налоги, трансфертные платежи и государственные закупки являются переменными совокупного спроса (3):

Y = AD = C(autonomous) + mps* (Y–Tx + Tr) + I + G + Xn (3), где

Tx – налоги,

Tr – трансфертные платежи.

Следовательно, из вышеизложенного очевидно, что при изменении любого из инструментов фискальной политики изменяется вся функция совокупного спроса.

Если рассматривать совокупное предложении, то необходимо отметить, что на него оказывает влияние только налоги и трансферты. Налоги – очередные затраты фирмы на единицу продукции, что заставляет сокращать предложение своего товара. Трансферты приветствуются предпринимателями, т.к. могут увеличить предложение предоставляемых или услуг [13, c. 361].

Таким образом, необходимо отметить, что основными инструментами фискальной политики являются государственные расходы, трансфертные платежи и налоги. При этом, данные инструменты тесно взаимосвязаны друг с другом. Они оказывают большое влияние на совокупный спрос и предложение в стране.


Наши рекомендации