Нормативный правовой акт как основной источник права Республики Беларусь. Иерархия нормативных правовых актов.
Иерархия нормативных правовых актов:
1. Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы Президента Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
2. В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с законом законимеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа Президента Республики Беларусь были предоставлены законом.
3. Законы о внесении изменений (в том числе дополнений) в Конституцию Республики Беларусь, о введении в действие законов о внесении изменений (в том числе дополнений) в Конституцию Республики Беларусь, о толковании Конституции Республики Беларусь, программные законы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам.
Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам, если иное не установлено кодексами.
4. Законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь.
5. Нормативные правовые акты Совета Министров Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.
6. Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления
7. Юридическая сила решения, принятого республиканским референдумом, определяется указом Президента Республики Беларусь о назначении данного референдума, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь.
Юридическая сила решения, принятого местным референдумом, определяется решением местного Совета депутатов о назначении данного референдума.
8. Юридическая сила утверждаемых нормативных правовых актов определяется юридической силой утверждающего нормативного правового акта.
9. Нормативный правовой акт, а также локальный акт вышестоящего нормотворческого органа (должностного лица) имеет большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам, локальным актам нижестоящего нормотворческого органа (должностного лица).
10. Юридическая сила совместного нормативного правового акта определяется юридической силой нормативного правового акта нормотворческого органа (должностного лица), который указан первым в числе принявших (издавших) такой акт.
11. Новый нормативный правовой акт, в том числе временный, имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу нормативному правовому акту того же нормотворческого органа (должностного лица).
12. Нормативный правовой акт, в том числе временный, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом), имеет большую юридическую силу по отношению к нормативному правовому акту другого нормотворческого органа (должностного лица) одного уровня, если нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавший) такой акт, специально уполномочен на правовое регулирование определенной области общественных отношений.
Закон: понятие, классификация, место закона в системе нормативных правовых актов. Закон в «узком» смысле и закон в «широком» смысле. Законодательные акты и акты законодательства в Республике Беларусь. Кодексы.
1.1Закон-нормативный акт высшей юридической силы, принятый в установленном порядке законодательным органом,регулирующий наиболее важные общественные отношения.
1.2В зависимости от юридической силы законы подразделяется на:
1)Конституционные- законы регулируют основы общественного и государственного строя, закрепляют основные права и обязанности человека, определяют принципы организации и деятельности государственных органов. К конституционным законам относится сама Конституция, законы, вводящие ее в действие.
2)Органические законы определяют порядок формирования, организации и деятельности государственных органов на основе бланкетных статей Конституции.
3)Обычные законы издаются парламентом и регулируют наиболее важные общественные отношения. Они должны соответствовать Конституции.
1.3Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками.
Во-первых, они принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти.
Во-вторых, обладают высшей юридической силой.
В-третьих, регулируют наиболее важные основополагающие отношения
В-четвертых, содержат нормы первичного, исходного характера.
1.4Под законом в узком смысле понимается нормативно-правовой акт, принятый парламентом или иным представительным законодательным органом. Законом в обширном смысле должна быть признана всякая юридическая норма, установленная прямым велением того или другого авторитета.
1.5 Акты законодательства-нормативно-правовые акты, составляющие законодательство РБ.
Законодательные акты-Конституция, законы, декреты и указы Президента РБ.