Империя Юань в Китае (1271 – 1368 гг.)
Китай в эпоху правления династии Юань (1271-1368 гг.)
В XII в. на территории современного Китая сосуществовали 4 государства: на севере – чжуржэньская империя Цзинь, на северо-западе – тангутское государство Западное Ся, на юге – Южносунская империя и государственное образование Ианьчжао (Дали). Единства нет. В начале XIII в. над страной нависла угроза монгольского завоевания. У северных границ Китая в начале XIII в. появились племена татар, тачжиутов, кереитов, найманов, меркитов, известные в дальнейшем как монголы. (Темучин, курултай 1206 г., Чингисхан). Захватнические войны начались с нашествия монголов в 1205 г. (и в 1207 г., и в 1209 г.) на Западное Ся. Тангуты, признав себя вассалами, вместе с монголами выступили против Цзинь. На сторону Чингисхана перешло и Южносунское государство. В 1210 г. монголы вторглись в пределы государства Цзинь. В 1215 г. Чингисхан овладел Пекином, в течение первой трети XIII в. сначала завоевали Цзинь (1234 г.), потом Сун (южные) (к 1276 г.), остатки китайских войск были разгромлены к 1280 г. Весь Китай оказался под властью монголов, войдя в состав Монгольской империи, которая получила китайское название Юань, означавшее «первоначальное творение мира». Столицу монголы перенесли из Каракорума в Пекин (Ханбалык – по-монгольски).
Задача, стоявшая перед монголами, утвердиться на троне в стране чуждой монголам древней культуры. Монголам досталось тяжелое наследство: демографический спад, упадок экономики. Вначале хотели превратить все в пастбище и истребить население. Но советник Чингисхана, киданин по происхождению, Елюй Чуцай, и китайские помощники Хубилая убедили императоров династии Юань в том, что нужно использовать традиционные китайские методы управления. Для монгольской элиты были характерны 2 тенденции: недоверие к своим подданным и стремление не раствориться в массе китайцев. Главное в политике юаньских правителей утверждение привилегий монгольского этноса. Юаньское законодательство делило подданных на 4 категории по этническому и религиозному принципу:
1. монголы, в ведении которых сосредоточилось руководство административным аппаратом и командование войсками;
2 – «Сэму жэнь» - «люди разных рас» - иностранцы, на службе были выходцы из Средней Азии, Персии, европейцы. В Пекине было 5.000 христиан – европейцев (например, Китай посетили - в 1294 г. посол папы монах Джованни Монте Корвино, в 1318-1328 гг. – Одарино ди Парденоне(1286-1331), М. Поло (1254-1324);
3. – китайцы-северяне, и ассимилированные кидане, чжурчжэни, корейцы и т.д.;
4 – низший разряд – свободное население, жители Юга Китая (нань жэнь). Исконное население Китая подвергалось ограничениям – запрещено появляться на улицах города ночью, устраивать сборища, изучать иностранные языки, военное искусство. Система китайской модели общества осталась неприкосновенной. Было сохранено значение сущности императора как носителя в едином лице всех функций управления – политических, административных, правовых. Была создана специальная группа ведомств из 15 учреждений, обслуживающих потребности двора и столицы. Главным управленческим органом монголов стал императорский совет – кабинет министров с шестью ведомствами при нем, как при империи Суй. Был введен цензорат, осуществлявший надзор за чиновниками. Монголы занимали ведущие позиции в управлении военными делами (Шумиюань) и в главном военном ведомстве вооружений. Но под управлением центрального правительства находилась лишь столица г. Даду (Пекин) и примыкавшие к столичной области северо-восточные пределы Юаньской державы. Остальные территории были поделены на 8 провинций. Была восстановлена система сдачи экзаменов. В 1291 г. появился указ об учреждении публичных школ и академий (шуюань), чтобы привлечь южносунских книжников. Но введению системы экзаменов противодействовала монгольская знать. При Хубилае это не было введено. И только лишь при Жэнь-цзуне (1312-1320) сопротивление монгольской знати было преодолено, и в 1313 г. был издан указ об экзаменах. Начиная с 1315 г. экзамены проводились регулярно каждые 3 года вплоть до конца правления династии Юань. В правление Хубилая (1260-1294) было издано «Положение о с/х общинах», по которому каждые 50 дворов составляли общину, во главе которой стоял выборный староста. Обязанности старосты – руководство с/х работами и наблюдение за порядком в общине. Крестьяне платили поземельные налоги, налог с каждого взрослого мужчины, исполняли конную повинность.
К середине XIV в. империя Юань пришла в полный упадок. Этому способствовали политика властей (власть монголов ослабла, вместо единой монгольской империи было 4 государства: собственно Монголия, Маньчжурия, Китай, Тибет входили в состав одного из них – «государства великих ханов») и стихийные бедствия (разливы рек, изменения русла Хуанхэ, что приводило к сокращению посевных площадей, разорению земледельцев). Казна компенсировала сокращение натуральных поступлений выпуском новых бумажных денег, что в свою очередь вело к банкротству ремесленников, торговых компаний, ростовщиков. Юаньские власти, опасаясь массового взрыва, запретили народу хранить оружие. При дворе был выработан проект истребления большей части китайцев – обладателей 5 наиболее распространенных в стране фамилий. Стало готовиться восстание. Появилась идея о пришествии «Будды будущего» - Матрейи и начале новой счастливой эры. Тайное буддийское «Общество Белого лотоса» призывало к борьбе с захватчиками и формировало «красные войска» (красный цвет – символ Матрейи). Борьба китайцев развернулась в период правления Тогон-Тимура (Шуньди), последнего императора монгольской династии в Китае. Толчком послужило стихийное бедствие – разлив реки Хуанхэ в 1350-1351 гг. В 1351 г., когда на строительство дамб на Хуанхэ власти согнали тысячи крестьян, восстание приняло массовый характер. Восстание получило название «Красных войск», или «Красных повязок». К нему присоединились земледельцы, солевары, горожане, мелкий торговый люд, представители низов господствующего класса. Движение было направлено на свержение чужеземного ига и власти династии Юань. «Общество Белого лотоса» выдвинуло идею воссоздания китайского государства и восстановления власти династии Сун. Один из руководителей восставших Хань Шаньтун, будучи объявлен потомком некогда царствовавшего дома, был провозглашен сунским императором. Руководство военными действиями принял на себя один из вождей тайного братства Лю Футун. Восстание «красных войск» (хун цзюнь) охватило почти весь север страны. Повстанцы заняли Кайфын, Датун и др. крупные центры, приблизились к столице. Правительственные войска терпели поражение. В 1351 г. восстание охватило центральные районы Китая. В Аньхуэе восставших возглавил Го Цзясин. В 1355 г. после его смерти командование войском принял Чжу Юаньчжан, сын крестьянина, бродячий монах. В 1363 г. главные силы Лю Футуна подверглись разгрому, а сам он был убит. Часть отрядов «красных войск» отошла через Шэньси в Сычуань, часть присоединилась к Чжу Юаньчжану. Антимонгольское движение в центральном Китае набирало силу. Чжу Юаньчжан обосновался в Нанкине, в 1368 г. занял Пекин. Последний из правящих в Китае потомков Чингисхана бежал на север. Чжу Юаньчжан, провозглашенный в Нанкине императором новой династии Мин, еще около 20 лет отвоевывал территории страны.
Индия в X – XIII вв..
На юге Индии в X—XII вв. получает распространение бронзовая скульптура. Среди статуй и статуэток индуистских божеств главное место занимает изображение бога Шивы. Он предстает в виде многорукого Натараджана — бога танца.
Завоевание Северной Индии в X —XII вв. мусульманами принесло новые для Индии культурные традиции Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока. В Индии стали строиться сооружения с арками, куполами и сводами. Появились и новые типы сооружений (мечети, минареты, мавзолеи).Велик вклад Индии и в науку. Так, исключительно важным стало создание десятичной системы счисления. Индийскими учеными была создана таблица для вычисления местонахождения планет. Ученый и астроном Арнабхата высказал мысль, что Земля — шар и вращается вокруг своей оси. Многие астрономические тру- | ды индийских ученых переводились на арабский язык. Благодаря этому идеи, заложенные в эти сочинения, проникали и в другие страны.
В результате ряда завоеваний и вторжений иноземцев Индия оказалась населена многими народами, говорившими на различных языках и имевшими разные обычаи и верования. В XII веке территории Северной Индии были объединены под властью мусульманских султанов, сделавших столицей крупный и богатый город Дели. В Делийском султанате вся власть принадлежала феодальной знати. Над столицей поднялась в её честь 72-метровая «башня победы» из красного мрамора с надписями и барельефами. Индийских же крестьян и ремесленников безжалостно угнетали: их разоряли непосильными налогами, эксплуатировали на принудительных работах.
Делийское государство было непрочным: феодалы не желали подчиняться султану; хозяйственные связи между отдельными районами султаната были очень слабыми; население ненавидело завоевателей. В различных областях страны часто вспыхивали народные восстания. Через три века Делийское государство постигла судьба его предшественников - оно распалось на самостоятельные феодальные владения.