Таможенный ветеринарный и фитосанитарный контроль товаров, перемещаемых через государственную границу еаэс
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
специальность 38.05.02 «Таможенное дело»
специализация 38.05.02.04 «Товароведение и экспертиза в таможенном деле»
код и наименование специальности
Роль Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю
в сфере пограничного ветеринарного и фитосанитарного контроля
Научный руководитель _________ канд. экон. наук, доцентЕ.А. Зайченко
подпись, дата должность, ученая степень инициалы, фамилия
Выпускник _________ Д.Д. Шутилов
подпись, дата инициалы, фамилия
Рецензент ________ _________________ А.П. Сергеева
подпись, дата должность, ученая степень инициалы, фамилия
Нормоконтролер _________ канд. экон. наук, доцентЕ.А. Зайченко
подпись, дата должность, ученая степень инициалы, фамилия
Красноярск 2017
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 6
1 ТАМОЖЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ И ФИТОСАНИТАРНЫЙ КОНТРОЛЬ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС.. 8
1.1 Роль таможенных органов в проведении санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного контроля в отношении товаров, перемещаемых через государственную границу ЕАЭС.. 8
1.2 Порядок проведения ветеринарного контроля. 13
1.3 Порядок проведения фитосанитарного контроля. 18
1.4 Взаимодействие ФТС и Россельхознадзора в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС.. 26
2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ.. 31
2.1 Обеспечение контрольно-надзорных мероприятий в пунктах пропуска на государственной границе Российской Федерации. 32
2.2 Деятельность временных контрольных ветеринарных пунктов (ВКВП) на белорусско-российском и казахстанско-российском участках границы по недопущению ввоза в Российскую Федерацию поднадзорной продукции, произведенной в странах, в отношении которых введен запрет на ввоз. 36
2.3 Обеспечение карантинного фитосанитарного контроля (надзора) 41
3 РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ В СФЕРЕ ПОГРАНИЧНОГО ВЕТЕРИНАРНОГО И ФИТОСАНИТАРНОГО НАДЗОРА 49
3.1 Общие сведения о деятельности управления Россельхознадзора по Красноярскому краю.. 49
3.2 Надзор за обеспечением безопасности подконтрольной продукции. 55
3.3 Пограничный ветеринарный контроль на государственной границе Российской Федерации и транспорте. 62
3.4 Государственный фитосанитарный контроль подкарантинных грузов. 67
3.5 Государственный ветеринарный контроль подкарантинных грузов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, складах временного хранения, местах поступления продукции. 72
3.6 Ветеринарно-санитарный контроль СВХ.. 76
4 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЕТЕРИНАРНОГО И ФИТОСАНИТАРНОГО НАДЗОРА (КОНТРОЛЯ) 80
4.1 Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в части ветеринарного контроля. 80
4.2 Внедрение риск-ориентированного подхода в осуществление государственного контроля. 85
4.3 Автоматизация процессов оформления и учета документов фитосанитарного надзора – АРГУС.. 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 106
РЕФЕРАТ
Выпускная квалификационная работа по теме «Роль Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю в сфере пограничного ветеринарного и фитосанитарного контроля» содержит 114 страниц текстового документа, 14 таблиц, 23 рисунка, 50 использованных источников, 4 приложения.
ВЕТЕРИНАРНЫЙ НАДЗОР, ФИТОСАНИТАРНЫЙ НАДЗОР, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА, ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ, УПРАВЛЕНИЕ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА, ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА, ЕАЭС.
Управление Россельхознадзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений, функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Объект исследования: Деятельность Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю.
Предмет исследования: Роль Управления Россельхознадзора и взаимодействие с таможенными органами в сфере пограничного ветеринарного и фитосанитарного надзора.
Цель дипломной работы: рассмотреть порядок применения фитосанитарного и ветеринарного контроля товаров, перемещаемых через государственную границу ЕАЭС.
Задачи дипломной работы: изучить теоретические и практические аспекты ветеринарного и фитосанитарного контроля товаров перемещаемых через государственную границу ЕАЭС и проанализировать деятельность Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
В первой главе были рассмотрены роль таможенных органов в проведении санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного контроля в отношении товаров, перемещаемых через государственную границу ЕАЭС; алгоритм их проведения; взаимодействие ФТС и Управления Россельхознадзора.
Во второй главе проанализирована деятельность Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по обеспечению карантинного фитосанитарного контроля и контрольно-надзорных мероприятий в пунктах пропуска на государственной границе Российской Федерации и в местах полного таможенного оформления.
В третьей главе рассмотрена роль Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю в сфере пограничного ветеринарного и фитосанитарного надзора и общие сведения о деятельности управления.
В четвертой главе выявлены перспективные направления совершенствования ветеринарного и фитосанитарного надзора и изучена автоматизация процессов оформления и учета документов.
В итоге был сделан вывод о том, что роль Управления Россельхознадзора в сфере пограничного ветеринарного и фитосанитарного надзора имеет большое значение и с каждым годом показатели эффективности работы в данной области возрастают с помощью внедрения автоматизированных информационных систем.
ВВЕДЕНИЕ
Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Актуальность данной темы заключается в том, что на основе порядка проведения применения фитосанитарного и ветеринарного контроля строится система взаимодействия таможенных органов и Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю, позволяющих обеспечить защиту населения от болезней, общих для человека и животных, а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задач и функций Россельхознадзора.
Цель данной работы − рассмотреть порядок применения фитосанитарного и ветеринарного контроля товаров, перемещаемых через государственную границу ЕАЭС.
Предмет исследования: Роль Управления Россельхознадзора и взаимодействие с таможенными органами в сфере пограничного ветеринарного и фитосанитарного надзора.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- раскрыта роль таможенных органов в проведении ветеринарного и фитосанитарного контроля и взаимодействие с Управлением Россельхознадзора;
- рассмотрены особенности проведения фитосанитарного и ветеринарного контроля в пунктах пропуска, направления его совершенствование;
- проанализирована деятельность Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю в сфере пограничного ветеринарного и фитосанитарного надзора;
- сформулированы основные перспективные направления совершенствования ветеринарного и фитосанитарного контроля.
Информационную основу исследования составили законодательные и нормативно-правовые акты ЕАЭС, РФ, ФТС, Управления Россельхознадзора в области ветеринарного и фитосанитарного надзора, а также правоприменительная практика, регулирующая перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС; отчетность Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Управления Россельхознадзора, размещенная в открытом доступе.
Структура работы включает в себя 4 главы, 114 страниц текстового документа, 14 таблиц, 23 рисунка, 50 использованных источников, 4 приложения.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) образована Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Полномочия Россельхознадзора, как федерального органа исполнительной власти, определены Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 327, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. № 201 «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору».
В настоящее время, Россельхознадзор обеспечивает исполнение федеральных полномочий по контролю и надзору в сфере семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений, обеспечения плодородия почв, качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации Россельхознадзором осуществлялись полномочия по контролю и надзору за соблюдением Технических регламентов Таможенного союза «О безопасности зерна», «О безопасности пищевой продукции», «О безопасности мяса и мясной продукции», «О безопасности молока и молочной продукции», а также других полномочий, отнесенных к компетенции Россельхознадзора.[24]
Деятельность временных контрольных ветеринарных пунктов (ВКВП) на белорусско-российском и казахстанско-российском участках границы по недопущению ввоза в Российскую Федерацию поднадзорной продукции, произведенной в странах, в отношении которых введен запрет на ввоз
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» Россельхознадзором с сентября 2014 г. на белорусско-российском и казахстанско-российском участках границы организована работа временных контрольных ветеринарных пунктов (далее ВКВП), что позволило выявить схемы легализации санкционной продукции, предназначенной для российского потребителя, сопровождающуюся фальшивыми ветеринарными сертификатами Швейцарии, Исландии, Чили и Бразилии. [25]
В ходе работы временных контрольных ветеринарных пунктов (ВКВП) в 2015 г. досмотрено более 133 тыс. партий общим весом более 1,079 млн. т подконтрольной госветназору продукции, из них:
- из Республики Беларусь 130381 партий общим весом более 1 млн. 42 тыс. т;
- из Республики Казахстан 3355 партий общим весом более 36 тыс. т.
Рисунок 8 – Данные о ввозе подконтрольных товаров из Республик
Беларусь и Казахстан, т
Запрещён ввоз 585 партий общим весом 5764 т подконтрольной госветназору продукции по причине не соответствия ветеринарно-санитарным требованиям Таможенного союза и Российской Федерации:
- из Республики Беларусь 331 партия общим весом 4275 т;
- из Республики Казахстан 254 партии общим весом более 1489 т.
Рисунок 9 – Данные о выявленных нарушениях из Республик
Беларусь и Казахстан, т
За период деятельности временных контрольных ветеринарных пунктов выявлено 585 нарушение, связанных с нарушениями требований по:
- оформлению ветеринарных сопроводительных документов;
- несоответствию информации по маркировке груза с информацией, указанной в ветеринарных сопроводительных документах;
- поставке продукции, с предприятий выработанной в период действия временных ограничений;
- поставке продукции с нечитаемыми клеймами либо с отсутствием маркировки и этикетки;
- поставке продукции без ветеринарных сопроводительных документов;
- поставке продукции с предприятий, которые отсутствуют в Реестре организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и(или) хранение подконтрольных товаров, перемещаемых с территории одного государства-члена Таможенного союза на территорию другого государства- члена Таможенного союза.[27]
В 2015 г. с ветеринарными службами зарубежных стран проведена значительная работа по организации взаимодействия по различным формам сотрудничества, в частности:
- взаимодействию информационных систем ветеринарных служб иностранных государств с информационными системами Россельхознадзора;
- предоставлению ветеринарным службам иностранных государств доступа к информационным системам Россельхознадзора;
- получению Россельхознадзором доступа к информационным системам ветеринарных служб иностранных государств;
- обмену данными по номенклатуре товаров и легитимности сопроводительных документов с ветеринарными службами иностранных государств посредством электронной почты.
Взаимодействие обеспечивалось с 48 ветеринарными службами иностранных государств, при этом 12 стран, имеющих информационные системы, заинтересовались вопросом осуществления электронной сертификации, которым направлены информационно-справочные материалы, описывающие формат передачи данных и работу информационных систем, планы работ по переходу на электронную сертификацию, включающие в себя изучение состава сведений и форматов данных хранящеxся в информационных системах, унификацию состава сведений и форматов данных, проектирование модулей и сервисов для обмена информацией, разработку коммуникационных сервисов в национальной системе сертификации страны-экспортера и ГИС «Меркурий», тестирование модулей и сервисов, запуск в опытную эксплуатацию, запуск в промышленную эксплуатацию.
Опытная эксплуатация такой системы осуществляется с ветеринарной службой Новой Зеландии.
На этапе проведения тестирования модулей и сервисов проводится работа с ветеринарными службами Голландия и Чили.
На этапе разработки коммуникационных сервисов ведется сотрудничество с Китаем.
По данному вопросу проводились консультации технических специалистов с Финляндией, Литвой, Эквадором, Норвегией, Испанией.
Альтернативный способ электронной ветеринарной сертификации предназначен для внесения ветеринарной службой иностранного государства информации о выданных ветеринарных сертификатах в рамках имеющего модуля в ГИС «Меркурий».
В настоящие время тестирование данного модуля проводит Чили и Венгрия при импорте продукции на территорию Российской Федерации и Таможенного союза.
Россельхознадзор предоставил демо-доступ к ГИС «Меркурий» 15 странам (Болгария, Греция, Дания, Израиль, Латвия, Сербия, Фарерские острова, Швейцария, Эстония, Польша, Молдова, Италия, Ирландия, Аргентина, Исландии, ОАЭ).
Проведены переговоры с Комиссией Европейского союза, на которых достигнуты договоренности о возобновлении работ по налаживанию информационного взаимодействия по электронной сертификации. [28]
Проходит процедуру согласования с Генеральным директоратом по вопросам здравоохранения и безопасности пищевой продукции в КЕС проект плана мероприятий по использованию информационной системы TRACES при экспорте товаров на территорию Евразийского экономического союза и организации информационного взаимодействия между системами Россельхознадзора и TRACES в котором предусматриваются мероприятия по:
- организации доступа сотрудникам территориальных управлений Россельхознадзора к системе TRACES;
- согласованию форм экспортных ветеринарных сертификатов, оформляемых в системе TRACES;
- проведению анализа совместимости программных систем электронной сертификации ЕС и Российской Федерации, согласованию электронного формата обмена данными;
- определению сроков проведения пилотного проекта по передаче экспортных ветеринарных сертификатов из TRACES в ГИС «Аргус».
2.3 Обеспечение карантинного фитосанитарного контроля (надзора)
В 2015 г. при ввозе подкарантинной продукции (согласно Перечню подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе») на территорию Российской Федерации, территориальными управлениями проконтролировано более 13,7 млн. т, 1,4 млрд. шт. и более 39,6 млн. м3 (лесоматериалы) различной подкарантинной продукции, при этом выявлено 35 видов карантинных для Российской Федерации объектов в 4840 случаях обнаружения.
Рисунок 10 – Динамика количества видов обнаружений
Рисунок 11 – Динамика выявленных случаев обнаружений
При осуществлении карантинного фитосанитарного контроля проконтролировано 515 тыс. т и 693 млн. шт. различной подкарантинной продукции, следующей из третьих стран через Республику Беларусь в Российскую Федерацию, а также 101 тыс. т и более 2 млн. шт. следующей из третьих стран через Республику Казахстан в Российскую Федерацию. При ввозе на территорию Российской Федерации выявлено более 2,4 млн. т, около 2,4 млн. шт., 1,7 тыс. м3 зараженной подкарантинной продукции, что практически в 2 раза больше показателей 2014 г.
Рисунок 12 – Объем зараженной подкарантинной продукции млн. тонн
Рисунок 13 – Объем зараженной подкарантинной продукции тыс. шт.
Рисунок 14 – Проконтролировано подкарантинной продукции при межрегиональных перевозках
По результатам контроля в отношении ввозимой на территорию Российской Федерации зараженной подкарантинной продукции принимались меры по обеззараживанию более 8,4 тыс. т, 172,8 тыс. шт., 7,7 м3 подкарантинной продукции. Уничтожено более 6,2 тыс. т, более 1,7 млн. шт. подкарантинной продукции, осуществлен возврат более 1,7 тыс. т подкарантинной продукции. Остальная подкарантинная продукция (более 49 2,4 млн. т) допущена к ввозу и направлена на переработку на предприятия, обладающие технологиями по лишению сорных семян жизнеспособности.
При внутрироссийских перевозках проконтролировано более 52,3 млн. тонн, более 157 млн. шт. подкарантинной продукции.
При вывозе подкарантинной продукции на экспорт проконтролировано около 27,8 млн. тонн, более 35,3 млн. м3, более 1,5 млрд. шт. подкарантинной продукции. [27]
В ходе проведения контрольных надзорных мероприятий выявлено 53,1 тыс. административных правонарушений, составлено более 50,4 тыс. протоколов, выдано более 4,2 тыс. предписаний об устранении нарушений, направлено в суды 2 625 материалов и наложено административных штрафов на сумму 415,2 млн. руб., взыскано – 291 млн. руб.
Рисунок 15 – Динамика реализации государственной услуги по выдаче документов, подтверждающих фитосанитарную безопасность, тыс. шт.
С целью соблюдения международного и российского законодательства в области карантина растений должностными лицами территориальных управлений Россельхознадзора в 2016 г. выдано более 867 тыс. фитосанитарных сертификатов, а также более 1036 тыс. карантинных сертификатов, что больше показателей 2015 г. в 1,16 и 1,03 раза.
В целях предотвращения нелегальных поставок на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции из Республики Беларусь, подпадающей под действие постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 №778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», на административном участке российско-белорусской границы (Смоленская, Брянская и Псковская области) начиная с августа 2014 г. было установлено 4 фитосанитарных контрольных поста (далее – ФКП).
В рамках мониторинговых мероприятий, проводимых на ФКП, начиная с августа 2014 г. по 31 декабря 2015 г. предотвращено 1147 попыток незаконного ввоза растительной продукции общим весом более 15,6 тыс. т, а также удалось раскрыть незаконные схемы ввоза, такие как «ложный транзит» в Республику Казахстан с последующей реализацией запрещенной продукции на территории России.[28]
За период проведения мониторинговых мероприятий (август 2014 г.) выявлено 542 случаев поступления подкарантинной продукции общим весом более 10,8 тыс. т по поддельным фитосанитарным сертификатам страны происхождения, прошедшей первичный контроль в Республике Беларусь.
С января по 31 декабря 2015 г. выявлено 470 фальсифицированных сертификатов стран происхождения подкарантинной продукции (более 9,9 тыс. тонн продукции) из них с учетом страны происхождения: 28 – Тунис, 183 – Турция, 6 – Израиль, 18 – Сербия, 32 – Македония, 140 – Марокко, 20 – Босния и Герцеговина, 7 – Бразилия, 13 – Эквадор, 2 – Египет, 9 – ЮАР, 1 – Нидерланды, 1 – Чили, 8 – Пакистан и 2 – Иран.
Начиная с августа 2014 г. до конца 2015 г. задержано 2 540,98 т подкарантинной продукции, попавшей под действие ответных экономических мер, из них в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 29.07.2015 г. № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» уничтожено 2315,499 т.
В целях исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 20.08.2015 г. № ИШ-П2-5722 территориальными управлениями Россельхознадзора в сентябре 2015 г. было установлено 22 фитосанитарных контрольных поста на основных автомагистралях российско-казахстанского участка административной границы.
С сентября по декабрь 2015 г. на фитосанитарных контрольных постах проконтролировано 54 тыс. 365 т и 1 млн. 877 тыс. 870 шт. импортной подкарантинной продукции и 2 995 транспортных средств. Возвращено в страну отправления 15 тыс. 169 т и 39 тыс. 105 шт. грузов по причине нарушения законодательства в области карантина растений.
В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 06.08.2014 г. № 1474-р и № 1475-р Совету министров Республики Крым и Правительству Севастополя переданы полномочия в сфере федерального государственного карантинного фитосанитарного надзора, за исключением карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления.
Также распоряжением Минсельхоза России от 14.04.2015 г. № 33-р утвержден План («дорожная карта») по устранению препятствий и обеспечению реализации переданных полномочий.
В связи с этим оказывается необходимая помощь органам исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополь, осуществляющих переданные полномочия Россельхознадзора.
В связи с неоднократным выявлением в картофеле, поступающем из Народной Республики Бангладеш в Российскую Федерацию карантинного для России объекта – возбудителя бурой гнили картофеля (Ralstonia solanacearum (Smith) Yabuuchi et al), Россельхознадзором с 6 мая 2015 г. введены временные ограничения на ввоз в Россию картофеля из Бангладеш и происхождением Бангладеш.
На основании представленных грузинской стороной материалов, а также гарантий Национального агентства продовольствия Министерства сельского хозяйства Грузии о соблюдении российских и международных фитосанитарных требований с 28 октября 2015 г. отменены временные ограничения на ввоз из Грузии на территорию Российской Федерации товарных партий подкарантинной продукции, согласно Перечню подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе».
Начиная с февраля 2015 г. согласно достигнутым договоренностям с Национальной организацией по карантину и защите растений Республики Молдова (далее – НОКЗР Молдовы) в рамках проводимого эксперимента разрешен ввоз некоторых видов подкарантинной продукции происхождением Республика Молдова под гарантии НОКЗР Молдовы ряду предприятий и регионов, расположенных на территории Молдовы.
В 2015 г. представители Россельхознадзора провели ряд консультаций с национальными организациями по карантину и защите растений Республики Сербия, Республики Бразилия и Республики Перу с целью дальнейшего взаимодействия по обеспечению безопасности подкарантинной продукции.
Федеральными государственными бюджетными учреждениями проведены исследования и экспертиза различных категорий импортной и отечественной подкарантинной продукции находящейся в обороте на территории Российской Федерации в количестве 99,89 млн. т, 1425 млн. шт., 495 млн. пакетов, 72,7 млн. м3.
Выявлено 52 вида карантинных организмов в 124 551 случае (на 31 085 случаев больше, чем за 2014 г.).
Из выявленных карантинных вредных организмов: 27 видов карантинных вредителей в 12 503 случаях; 5 видов грибных заболеваний в 213 случаях; 4 вида бактериальных заболеваний в 237 случаях; 2 вида вирусных заболеваний в 384 случаях; 2 вида нематод в 25 463 случаях; 12 видов сорных растений в 85 751 случае.[28]
По результатам проведенных исследований подкарантинной продукции выдано 1 644 525 заключений о карантинном фитосанитарном состоянии (на 268 094 больше по сравнению с 2014 г.).
С целью обеспечения единства измерений и оценки компетентности лабораторий подведомственных учреждений в выполнении исследований в сфере карантина растений в 2015 г. Федеральным государственным бюджетным учреждением «ВНИИКР» проведены межлабораторные сличительные испытания в области карантина растений (далее – МСИ), по 13 раундам, участвовали 26 учреждений, подведомственных Россельхознадзору и 22 филиала ФГБУ «ВНИИКР».
В рамках МСИ проведено 234 отдельных тестирований лабораторий.
По результатам проведенных МСИ отдельным лабораториям предложены корректирующие действия для устранения выявленных погрешностей.
Трудности, с которыми столкнулись при расследовании выявленных нарушений:
- Проблема взаимодействия внутри ЕАЭС;
- Формальные подходы при проведении ветеринарного контроля в пунктах пропуска и местах таможенного оформления со стороны ветеринарных служб Республики Беларусь и Казахстана;
- Нежелание использования ветеринарными службами Республики Беларусь и Казахстана электронных систем Россельхознадзора, позволяющих сформировать единое информационное пространство в сфере ветеринарной безопасности для всех государств – членов Таможенного союза;
- Фактор «коммерческой тайны», компетентные органы стран – членов ЕС фактически отказываются сотрудничать в расследовании контрабандных поставок;
- Формальные подходы компетентных ведомств ЕС к расследованию экспорта контрабанды.[28]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе были рассмотрены теоретические и практические аспекты ветеринарного и фитосанитарного контроля товаров, перемещаемых через государственную границу ЕАЭС. Проанализирована деятельность Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю. Выявлены перспективные направления совершенствования ветеринарного и фитосанитарного контроля.
Считаем целесообразным представить следующие результаты:
1. Федеральным законом от 28.12.2010 г. № 394-ФЗ регламентирована передача таможенным органам функций иных контролирующих органов в пунктах пропуска через государственную границу, таких как:
- операции по документальному санитарно-карантинному контролю;
- операции по документальному карантинному фитосанитарному контролю;
- операции по документальному ветеринарному контролю.
2. В Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю, попадают такие группы как живые животные, мясные и рыбные продукты, растительная продукция, продукты переработки ресурсов.
Первичный ветеринарный контроль (надзор) предусматривает проведение следующих контрольных мероприятий: получение разрешения на ввоз продукции, получение ветеринарного удостоверения, получение заключения о соответствии обследуемого объекта, проведение ветеринарного осмотра и подача декларации.
3. В перечне подкарантинной продукции, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю, выделяют группы с высоким фитосанитарным риском (подлежит обязательному сопровождению фитосанитарным сертификатом) и низким фитосанитарным риском.
Первичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор)
предусматривает проведение следующих контрольных мероприятий: документарная проверка, осмотр транспортных средств, осмотр или досмотр подкарантинной продукции, досмотр подкарантинной продукции – после проведения обеззараживания подкарантинной продукции, если решение об обеззараживании подкарантинной продукции было принято должностным лицом уполномоченного органа по результатам ее осмотра или досмотра.
4. Фактический ветеринарный и фитосанитарный контроль, проводимый должностными лицами Россельхознадзора, включает оформление разрешительных документов на ввоз/вывоз/транзит; проверка соответствия требованиям законодательства ЕАЭС; охрана от заноса заразных болезней и вредных организмов животных и растений; контроль за перемещением продукции.
5. На территории Красноярского края ветеринарный и фитосанитарный надзор за безопасностью продукции животного и растительного происхождения при ее транспортировке осуществляется в 2 пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации: аэропорту «Красноярск» (Емельяново), морском порту «Дудинка» и СВХ ООО «Сибирь Карго Сервис». Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю данные функции реализуются отделом пограничного ветеринарного контроля на государственной границе РФ и транспорте и отделом надзора по карантину растений.
6. Надзор за обеспечением безопасности подконтрольной продукции животного происхождения осуществляется в рамках: проведения контроля при поступлении поднадзорных грузов на территорию края из иностранных государств и других субъектов Российской Федерации; исполнения плана государственного мониторинга качества и безопасности пищевой продукции; мониторинга оборота санкционной продукции.
Например, в 2016 г. в результате проведенных мероприятий приостановлен оборот 9696,7 т продукции. Основные причины – отсутствие сопроводительных документов, маркировки изготовителя, истечение сроков хранения, годности, нарушение температурных режимов при перевозке продукции и т.д. По результатам проведенных экспертиз и лабораторных исследований изменен порядок дальнейшего использования 31,2 т продукции, из них направлено: на промышленную переработку – 21,46 т; в корм животным – 1,22 т; уничтожено – 8,6 т.
7. Пограничный ветеринарный контроль на государственной границе Российской Федерации и транспорте осуществляется с применением автоматических систем Управления Россельхознадзора – Аргус и Меркурий.
В 2015 г. в АС «Аргус» внесено 132 учетных записи, в АС «Меркурий» оформлено 26 ветеринарных сертификатов. В 2016 г. по результатам ветеринарного контроля при экспортно-импортных операциях в местах таможенного оформления на подконтрольные грузы выдано 118 ветеринарных сертификатов.
В сфере пограничного ветеринарного контроля на государственной границе Российской Федерации и транспорте проконтролировано за 2016 г. 210 тыс. т грузов, за 1 квартал 2017 г. – 71 425,5 тыс. т грузов. Приостановлен оборот более 9,7 тыс. т продукции животного происхождения, не соответствующей ветеринарно-санитарным требованиям, в том числе 7 тыс. т рыбы, поступившей на территорию края с нарушением температурного режима при транспортировке. За 1 квартал 2017 г. эти цифры составили более 895 т и 693,8 т соответственно.
В 2016 г. в пункте пропуска международного аэропорта «Красноярск» (Емельяново) проконтролировано 1 121 международных рейсов, изъято и уничтожено под контролем должностных лиц Управления и Красноярской таможни 1,1 т мясной и молочной продукции, незаконно ввезенной в ручной клади и багаже пассажирами, прибывшими из Республик Таджикистан, Узбекистан, КНР. В 2015 г. эти цифры составляли 1 528 международных рейсов и 2 т продукции. Список стран дополнительно включал Кыргызстан, Азербайджан.
Выявлено 1498 нарушений требований законодательства в сфере ветеринарии, возбуждено 1376 административных дел, в том числе 122 административных дела за нарушение требований технических регламентов.
8. В целях предупреждения распространения карантинных вредителей, болезней и семян сорных растений за 2016 г. при обороте подкарантинной продукции досмотрено около 774 тыс. т продукции растительного происхождения, 12,3 млн. шт. посадочного и семенного материала, срезов цветов, горшечных растений и прочих подконтрольных грузов, а также 6,6 млн. м3 лесоматериалов. Специалистами ФГБУ «Красноярский референтный центр Россельхознадзора» выдано 23069 заключений о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции.
В 2016 г. приостановлен вывоз 13126,12 м3 зараженной карантинными вредителями лесопродукции, что на 7610,2 м3 выше аналогичного периода прошлого года.
В ходе государственного карантинного фитосанитарного контроля подкарантинной продукции, поступившей из стран ЕАЭС в 2016 г. досмотрено 42 807,84 т, проконтролировано 337 железнодорожных вагонов, 1 067 грузовых автомобилей. При контроле продукции выявлено 150 нарушений, а также два случая ввоза зараженной продукции (семена и свежие персики).
Проведено 259 рейдовых мероприятий по выявлению запрещенной к ввозу продукции, задержано и уничтожено 10,49815 т подкарантинной продукции.
Оформлено более 100 тыс. сертификатов.
9. В пунктах пропуска через государственную границу РФ и складах временного хранения в 2016 г. проконтролировано 1022 самолета (1 583 в 2015 г.), 177 железнодорожных вагона (242 в 2015 г.), 6 контейнеров, 988 грузовых автомобилей (186 в 2015 г.), прибывающих из стран дальнего и ближнего зарубежья.
В воздушном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации «Красноярск» (Емельяново) – 153,2 т подкарантинной продукции, как в коммерческих партиях, так и в ручной клади и багаже пассажиров. Выявлен 121 случай ввоза на территорию края зараженной подкарантинной продукции. В сравнении в 2015 г. досмотрено 253,544 тыс. мест багажа и ручной клади пассажиров, 189,512 т продукции растительного происхождения, 18,76 млн. шт. срезов цветов и горшечных растений. Выявлено 180 случаев заражений.
В морском порту Дудинка досмотрено 25 судов (38 в 2015 г.), осуществля