Общественно-политические проблемы россии во второй половине 1990-х гг.
Общие цели:охарактеризовать межнациональные отношения в современной России; проанализировать чеченский конфликт; определить уровень взаимоотношений Российской Федерации и стран содружества независимых государств.
Вспомогательные цели:назвать причины усиления сепаратистских стремлений и национализма в России начала 1990-х гг.; определить сущность чеченской проблемы; назвать итоги выборов 1996 г.
Дополнительные цели:проанализировать политику федерального центра в условиях усиления сепаратистских стремлений и национализма в России начала 1990-х гг.; выявить тенденции и противоречия развития Российской Федерации, которые ярко отразились в чеченской проблеме; проанализировать итоги президентских выборов 1996 г.
Основные понятия и термины:исламский фундаментализм, медиахолдинг, новые информационные технологии в предвыборной борьбе, имидж.
Важнейшие даты и события:
1994 г. - начало войны в Чечне.
1995 г. - парламентские выборы, победа оппозиции.
1996 г. - президентские выборы, победа Б. Н. Ельцина.
Исторические персонажи:
- Джохар Дудаев;
- Аслан Масхадов;
- Геннадий Николаевич Селезнев;
- Александр Иванович Лебедь.
Ход урока I. Проверка домашнего задания.
Часть обучающихся представляет выполнение домашнего задания, остальные выполняют письменную работу:
Тест.
II. Изучение нового материала.
План
1. Обострение межнациональных отношений.
2. Начало чеченского конфликта.
3. Выборы 1996 г., их влияние на развитие страны.
4. Основные итоги периода 1994-1998 гг.
Обострение межнациональных отношений.
С целью актуализации знаний обучающихся предлагается ответить на вопросы:
- Как складывались межнациональные отношения в условиях перестройки?
- Были ли преодолены противоречия между центром и регионами?
Работа с картой.
Задание: показать на карте Российской Федерации все субъекты, республики, области (кроме автономного округа), автономные области, города федерального подчинения.
Беседа с обучающимися по вопросам:
- Назовите причины усиления сепаративных стремлений и национализма в России начала 1990-х гг.
- Дайте характеристику политики Федерального центра в сложившихся условиях.
- Почему началась полоса «суверенизации» краев и областей?
- Чем были вызваны сепаратные тенденции в регионах России?
- Когда был подписан новый Федеративный договор? Какие республики его подписали? Почему?
Начало чеченского конфликта.
Рассказ учителя о военном конфликте в Чеченской Республике.
- Обострение межнациональных отношений в отдельных регионах страны (на Кавказе).
- 1991 г. Чечня в одностороннем порядке провозгласил
свою полную независимость.
- Вступление федеральных войск на территорию Чечни (декабрь 1994 г.).
- Военные действия и террористические операции чеченских сепаратистов в 1995-1996 гг.
- Окончание первой чеченской войны и Хасавюртовские соглашения.
Беседа с обучающимися с элементом дискуссии на тему «Чеченская проблема как отражение сложностей взаимоотношений между центром и субъектами Федерации».
- В чем суть чеченской проблемы?
- Какие тенденции и противоречия развития Российской Федерации она отражает?
- Причины чеченской войны?
- Определите характер военных действий и отношение населения к ним?
Выборы 1996 г., их влияние на развитие страны.
Самостоятельная работа обучающихся с текстом § 45 (с. 432-435).
Задание:
- проанализировать итоги президентских выборов 1996 г.;
- определить их влияние на политическую жизнь страны;
-высказать свою точку зрения, основанную на дополнительной справочной литературе, на следующий дискуссионный вопрос: «Почему Б. Н. Ельцину удалось стать Президентом России на второй срок?».
Задание обучающимся:
- Охарактеризуйте президентские выборы 1996 г. и их результат.
- Определите роль финансово-промышленных групп в победе Б. Н. Ельцина на президентских выборах в 1996 г.
Основные итоги периода 1994-1998 гг.
Обучающиеся читают последний абзац § 45 и записывают в тетрадь основные итоги:
- Предотвращение развития тенденций к дезинтеграции России на соперничающие регионы.
- Политическая власть России развивалась в рамках (правового) конституционного поля.
- Россия продолжала следовать по пути реформ и демократического развития.