Уроки 1, 2 россия на рубеже xix-xx вв.
Общие цели: дать представление обучающимся об определяющей роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на экономическое развитие России; познакомить с особенностями российского монополистического капитализма, с реформами С. Ю. Витте; с дискуссионными вопросами о роли и месте России в мировой экономике начала XX в.
Вспомогательные цели: опираясь на текст учебника, составить схему «Этнический и религиозный состав населения России на рубеже XIX - начала XX в.»; с опорой на текст § 1-2 охарактеризовать особенности территории и населения Российской империи на рубеже XIX - начала XX вв.; определить главные черты государственной политики в области промышленности.
Дополнительные цели: охарактеризовать геополитические особенности Российской империи и установить их влияние на дальнейшее развитие Российской империи; составить тезисы ответа по теме «Этнический и религиозный состав населения Российской империи»; сопоставить известные точки зрения на характер экономического развития России; высказать свое отношение к тезису о глубокой отсталости и полуколониальной зависимости России от экономически развитых держав в начале XX в.; установить причинно-следственные связи между реформаторским курсом С. Ю. Витте и успехами промышленного развития Российской империи.
Основные понятия и термины: протекционизм, империя, промышленный переворот, трест, синдикаты, картель, концерн, самодержавная монархия; сословный строй, многоукладная экономика, модернизация, буржуа, рабочие, полуколониальная, инвестиции.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
План
1. Территория и население Российской империи.
2. Российская модель экономической модернизации.
3. Буржуазия и рабочие.
4. Экономическая политика правительства.
5. Сельское хозяйство: особенности развития.
1. Территория и население Российской империи. Работа с картой «Российская империя в начале XX в.». Беседа с обучающимися:
- Каким цветом на карте обозначена граница Российской империи к началу XX века?
- Назовите территории, которые вошли в состав Российской империи к началу XX века (кроме Великоросии).
- Укажите, какие территории находились в зависимости от России.
- На какие административные единицы делилась территория Российской империи в начале XX века?
Самостоятельная работа обучающихся с текстом § 1-2 с последующим выполнением заданий на с. 6-8.
Беседа по прочитанному тексту:
- Какое место в мире занимала Россия к концу XIX в. по размеру своей территории?
- Назовите общее количество населения Российской империи согласно данных первой всеобщей переписи населения в 1897 г.
- Назовите общее количество сельского населения, городского населения Российской империи согласно данных первой всеобщей переписи.
- Опираясь на данные таблицы «Национальный состав населения Российской империи» и текста § 1-2 (с. 7-8), назовите количество народов и народностей, которые проживали на территории Российской империи.
- Объясните, почему Россия было поликонфессиональным государством?
- Какая религия являлась официальной?
3. Буржуазия и рабочие.
- отрыв молодежи от семьи;
- готовность к пересмотру ценностей и устоев;
- рост городского населения за счет бывших крестьян;
- концентрация рабочих в городах;
- миграционные процессы.
Индустриальный экономический рост привел к образованию новых крупных классов населения - буржуазии и рабочих.
5. Сельское хозяйство: особенности развития.
• Россия занимала I место в мире по общему объему сельскохозяйственной продукции.
• Вывоз зерна занимал лидирующие позиции в российском экспорте. Среди вывозных товаров преобладал лес. Лидирующее место во внешней торговле занимал лен.
• Развитие сельского хозяйства определялось реформой
1861 года.
• Пути развития российской деревни определяли два типа
хозяйств - помещичье и крестьянское.
II. Закрепление изученного материала.
Проверяется понимание новых терминов и понятий
Домашнее задание: § 1-2.
Опережающее задание: подготовить информацию о политической деятельности В. К. Плеве, П. Д. Святополк-Мирского, С. В. Зубатова.
Подготовить сообщение: «Наш край на рубеже XIX-XX вв.».
Уроки 3, 4 КРИЗИС ИМПЕРИИ: РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА И РЕВОЛЮЦИЯ
Гг.
Общие цели: дать обучающимся представление о нарастании экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; познакомить с основными событиями революции 1905-1907 гг.; получить представление о Русско-японской войне 1904-1905 гг.
Вспомогательные цели: опираясь на текст § 3-4, выяснить суть разногласий в видении путей развития России С. Ю. Вите и В. К. Плеве; установить новые черты в рабочем движении; опираясь на текст § 3—4, составить развернутый план ответа по теме «Русско-японская война 1904-1905 гг.»; найти в тексте § 3-4 причины революции 1905-1907 г.
Дополнительные цели: сравнить точки зрения на дальнейшее развитие России С. Ю. Витте, В. К. Плеве, определить общее; составить таблицу «Необходимость перемен в России»; выразить свое отношение к идеям С. Ю. Витте, В. К. Плеве; установить причинно-следственные связи между новыми явлениями в рабочем движении начала XX в. и социально-экономическими процессами в развитии России; проанализировать сущность решения крестьянского вопроса в России в начале XX в.; установить причинно-следственные связи внутренней и внешней политики правительства в начале XX в.; проанализировать причины, характер, основные этапы и последствия Русско-японской войны и начального этапа революции 1905-1907 гг.; выяснить противоречия, существовавшие в российском обществе; оценить основные положения «Манифеста 17 октября» и определить его влияние на внутриполитическую ситуацию в российском обществе.
Основные понятия и термины: сфера влияния, концессии, стачка, «Кровавое воскресенье»; Государственная дума; русификация; полицейский социализм.
Основные даты и события:
1904-1905 гг. - Русско-японская война. 1905-1907 гг. - Первая российская революция.
9 января 1905 г. - «Кровавое воскресенье». Октябрь 1905 г. - Всероссийская политическая стачка. 17 октября 1905 г. - Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».
Декабрь 1905 г. - вооруженное восстание в Москве.
Исторические персонажи: Николай II, Георгий Аполлоно-вич Гапон; Петр Петрович Шмидт; Вячеслав Константинович Плеве; Сергей Васильевич Зубатов.
Оборудование: кроссворд, портреты исторических деятелей, иллюстративный материал.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
- Дифференцированные задания. (тест №1)
- Беседа по вопросам § 1-2. В. 1,4-7.