Уроки 1, 2 россия на рубеже xix-xx вв.

Общие цели: дать представление обучающимся об опреде­ляющей роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на экономиче­ское развитие России; познакомить с особенностями российского монополистического капитализма, с реформами С. Ю. Витте; с дискуссионными вопросами о роли и месте России в мировой экономике начала XX в.

Вспомогательные цели: опираясь на текст учебника, со­ставить схему «Этнический и религиозный состав населения России на рубеже XIX - начала XX в.»; с опорой на текст § 1-2 охарактеризовать особенности территории и населения Россий­ской империи на рубеже XIX - начала XX вв.; определить глав­ные черты государственной политики в области промышленно­сти.

Дополнительные цели: охарактеризовать геополитические особенности Российской империи и установить их влияние на дальнейшее развитие Российской империи; составить тезисы ответа по теме «Этнический и религиозный состав населения Российской империи»; сопоставить известные точки зрения на характер экономического развития России; высказать свое от­ношение к тезису о глубокой отсталости и полуколониальной зависимости России от экономически развитых держав в начале XX в.; установить причинно-следственные связи между реформаторским курсом С. Ю. Витте и успехами промышленного раз­вития Российской империи.

Основные понятия и термины: протекционизм, империя, промышленный переворот, трест, синдикаты, картель, концерн, самодержавная монархия; сословный строй, многоукладная эко­номика, модернизация, буржуа, рабочие, полуколониальная, ин­вестиции.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

План

1. Территория и население Российской империи.

2. Российская модель экономической модернизации.

3. Буржуазия и рабочие.

4. Экономическая политика правительства.

5. Сельское хозяйство: особенности развития.

1. Территория и население Российской империи. Работа с картой «Российская империя в начале XX в.». Беседа с обучающимися:

- Каким цветом на карте обозначена граница Российской империи к началу XX века?

- Назовите территории, которые вошли в состав Российской империи к началу XX века (кроме Великоросии).

- Укажите, какие территории находились в зависимости от России.

- На какие административные единицы делилась территория Российской империи в начале XX века?

Самостоятельная работа обучающихся с текстом § 1-2 с последующим выполнением заданий на с. 6-8.

Беседа по прочитанному тексту:

- Какое место в мире занимала Россия к концу XIX в. по размеру своей территории?

- Назовите общее количество населения Российской импе­рии согласно данных первой всеобщей переписи населения в 1897 г.

- Назовите общее количество сельского населения, город­ского населения Российской империи согласно данных первой всеобщей переписи.

- Опираясь на данные таблицы «Национальный состав насе­ления Российской империи» и текста § 1-2 (с. 7-8), назовите ко­личество народов и народностей, которые проживали на терри­тории Российской империи.

- Объясните, почему Россия было поликонфессиональным государством?

- Какая религия являлась официальной?

3. Буржуазия и рабочие.

- отрыв молодежи от семьи;

- готовность к пересмотру ценностей и устоев;

- рост городского населения за счет бывших крестьян;

- концентрация рабочих в городах;

- миграционные процессы.

Индустриальный экономический рост привел к образованию новых крупных классов населения - буржуазии и рабочих.

5. Сельское хозяйство: особенности развития.

• Россия занимала I место в мире по общему объему сель­скохозяйственной продукции.

• Вывоз зерна занимал лидирующие позиции в российском экспорте. Среди вывозных товаров преобладал лес. Лидирую­щее место во внешней торговле занимал лен.

• Развитие сельского хозяйства определялось реформой

1861 года.

• Пути развития российской деревни определяли два типа

хозяйств - помещичье и крестьянское.

II. Закрепление изученного материала.

Проверяется понимание новых терминов и понятий

Домашнее задание: § 1-2.

Опережающее задание: подготовить информацию о политической деятельности В. К. Плеве, П. Д. Святополк-Мирского, С. В. Зубатова.

Подготовить сообщение: «Наш край на рубеже XIX-XX вв.».

Уроки 3, 4 КРИЗИС ИМПЕРИИ: РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА И РЕВОЛЮЦИЯ

Гг.

Общие цели: дать обучающимся представление о нараста­нии экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; познакомить с основными собы­тиями революции 1905-1907 гг.; получить представление о Рус­ско-японской войне 1904-1905 гг.

Вспомогательные цели: опираясь на текст § 3-4, выяснить суть разногласий в видении путей развития России С. Ю. Вите и В. К. Плеве; установить новые черты в рабочем движении; опираясь на текст § 3—4, составить развернутый план ответа по теме «Русско-японская война 1904-1905 гг.»; найти в тексте § 3-4 причины революции 1905-1907 г.

Дополнительные цели: сравнить точки зрения на даль­нейшее развитие России С. Ю. Витте, В. К. Плеве, определить общее; составить таблицу «Необходимость перемен в России»; выразить свое отношение к идеям С. Ю. Витте, В. К. Плеве; установить причинно-следственные связи между новыми яв­лениями в рабочем движении начала XX в. и социально-экономическими процессами в развитии России; проанализи­ровать сущность решения крестьянского вопроса в России в начале XX в.; установить причинно-следственные связи внут­ренней и внешней политики правительства в начале XX в.; проанализировать причины, характер, основные этапы и по­следствия Русско-японской войны и начального этапа рево­люции 1905-1907 гг.; выяснить противоречия, существовав­шие в российском обществе; оценить основные положения «Манифеста 17 октября» и определить его влияние на внут­риполитическую ситуацию в российском обществе.

Основные понятия и термины: сфера влияния, концессии, стачка, «Кровавое воскресенье»; Государственная дума; руси­фикация; полицейский социализм.

Основные даты и события:

1904-1905 гг. - Русско-японская война. 1905-1907 гг. - Первая российская революция.

9 января 1905 г. - «Кровавое воскресенье». Октябрь 1905 г. - Всероссийская политическая стачка. 17 октября 1905 г. - Манифест «Об усовершенствовании го­сударственного порядка».

Декабрь 1905 г. - вооруженное восстание в Москве.

Исторические персонажи: Николай II, Георгий Аполлоно-вич Гапон; Петр Петрович Шмидт; Вячеслав Константинович Плеве; Сергей Васильевич Зубатов.

Оборудование: кроссворд, портреты исторических дея­телей, иллюстративный материал.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

- Дифференцированные задания. (тест №1)

- Беседа по вопросам § 1-2. В. 1,4-7.

Наши рекомендации