Политические учения Нового времени. Современные политологические школы.

Возрождение:ТОМАС МОР.Англ. гуманист и гос. деятель. В своей книге «Утопия» описал идеальное гос-во. В нем отсутствует частная собственность, трудовая деят-ть явл-ся обязанностью каждого члена о-ва. Благодаря хорошей орг-ции труда, появляется возм-ть сократить рабочий день до 6 часов. Гос-во занимается учетом и распределением всех мат. богатств. Орг-цией пр-ва занимается местная община, люди живут в согласии с природой и друг с другом.НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИИталь. теоретик политики. Осн. труд – «Государь». Здесь он доказывает, что в сфере политики люди руководствуются специфическими, отличными от др. сфер жизни мотивами поведения и успех здесь опред-ся не религиозным рвением и не благородством идей, а верным расчетом и умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий. По его мнению, политика – это отражение природы человека, а она отнюдь не благая.ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА.Италь. ф-ф и полит. Деятель. Гл. труд – «Город солнца» - христианство –коммунистическая утопия, совершенное гос-во, в кот. господствуют философы-священники во главе с Метафизиком. Это подчеркнуто социально-однородное о-во, проповедующее простую религию и ведущее философский образ жизни общиной.

Новое время в Европе – это период буржуазных революций. Англ. философ и полит. деятель ТОМАС ГОББС в своей книге «Левиафан» рассматривал гос-во в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползание к природному состоянию войны всех против всех. Для этого гос-во должно применять сильные и жестокие меры. Осуществляющий власть правитель не ограничен в своих действиях волей подданных.ДЖОН ЛОКК говорил о том, что люди, движимые защитой собственного интереса, не всегда вредят друг другу, а способны согласовывать свои поступки.Гоббс, Локк и Руссо явл-ся представителями теории общественного дог-ра – принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе.Гоббс говорил, что правитель находится вне рамок договора. Он не связан им, а также имеет право не подчиняться своим собственным законам. Локк считает правителя участником общественного дог-ра, кот. принимает на себя определенные обяз-ва. Он рассматривал право людей на жизнь, на свободу, на собственность как само собой разумеющееся и естественное. Гос-во не должно посягать на эти права, а обязано защищать их.В данный период активно развивалась буржуазная демократия, образовывались современные формы государств, в которых буржуазия получала полное политич. господство.Ведущим течением был либерализм.Основоположником утилитаризма является английский философ и юрист Иеремия Бентам. Общественные интересы, общественное благо он сводил к сумме частных интересов и благосостояния. Реализацию принципа пользы он связывал с гарантиями прав и свобод, которое обязано было обеспечить демократическое государство.По Миллю,в основе соц.противоречий лежит противоположность «большинства посредственностей» и «меньшиства просвещенных».Милль разработал оригинальную систему выборов в эти органы, согласно которой образованные люди должны получить право голосовать в нескольких избирательных округах,в то время как остальные будут иметь возможность подачи голосов только в одном округе.КАРЛ МАРКС создал теорию, оказавшую влияние на полит. практику ХХ века. Осн. компоненты полит. теории марксизма:

1)принцип экон. детерминации (взаимосвязи) полит. жизни (бытие определяет сознание)

2)принцип классовой борьбы как источника полит. и истор. Развития

3)рабочий класс – носитель всеобщего полит. Интереса

4)диктатура пролетариата.

К. Маркс и Ф. Энгельс предложили и свое видение происхождения гос-ва, показав,что оно является продуктом классовых отношений и возникает из потребности регулирования отношений между классами. В отличие от Гегеля основным принципом гражданского об-ва Маркс считал не индивидуализм, а коллективизм.

7. Формирование политологии как самостоятельной науки. Развитие отечественной политологии.

К первым письменным памятникам политического характера относится «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллориона.В условиях феодальной раздробленности в летописях появляется тема объединения русских земель и их борьбы с внешними врагами. В 18 ст. в Россию стали проникать и находить своих сторонников идеи европ. Политич. Мыслителей.Русский историк и гос .деятель В.Н.Татищев выступал против крепосничества. Был ярым сторонником самодержавия и считал, что эта форма гос. правления необходима для такой большой страны как Россия. И.Т.Посошков, защищая интересы купцов, он выступал за регламентацию их деятельности, за строгое выполнение ими царских указов. 19 столетие в истории политич. мысли России хар-ся широким спектром политич. идей. Западники (П.В.Анненков, В.П.Боткин, Грановский, К.Д.Кавелин, И.С.Тургенев) выступали за принятие Россией Заподноевропейских политич. ценностей. Они призывали к более быстрому развитию в России промышленности, транспорта, торговли, предлагали освободить крестьян с небольшими наделами земли. Славянофилы (К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, А.С.Хомяков)считали неприемлимым для России заподноевропейский опыт политич. ,соц.-экономич. развития. Они доказывали, что провославная Россия соберет под знаменем православия всех славян,а затем и европейские народы, исповедующие католицизм, в результате чего будет образована мировая цивилизация, ядром кот. будет Россия. А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский положили начало движению разночинной интеллигенции, получившему название «народничество». М.А.Бакунин кроме взглядов народничества активно отстаивал идеи анархизма. В конце 80-90гг.19 века революционное народничество уступило место либерально-народническому направлению, представители кот.(Н.К.Михайловский)стремились путем обращения к самодержавию воплотить в жизнь народническую идею наделения крестьян землей. В.И.Ленин –сторонник пролетарской революции, в р-те кот. Была бы установлена диктатура пролетариата и построено социалистическое, а затем и коммунистич. об-во. Обосновал идею о том, что полит. партия явл-ся важнейшем инструментом в завоевании полит. власти рабочим классом.



Наши рекомендации