Рост экономического и военно-политического могущества Китая

В. В. Шаповалов

Россия и современный мир

(международный контекст национального политического развития в начале XXI века)

Конспект лекций

МГГУ им. М.А. Шолохова

Москва 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1

Политическая карта современного мира

Тема 2

Мировая экономическая система

Тема 3

Мир тысячи культур

Тема 4

Россия и США

Тема 5

Россия и Европа

Тема 6

Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона

Тема 7

Россия и страны исламского мира

Тема 8

Россия и страны СНГ

Тема 9

Основные принципы внешней политики Российской Федерации в современном мире. Роль молодёжных организаций в их реализации

Роль молодёжи в политике любой страны крайне важна. В руках тех людей, которых мы сегодня относим к молодым нашим гражданам, завтра будут рычаги принятия решений в нашем государстве. Поэтому чем раньше молодые люди будут вовлекаться в политику, тем лучше. В.В. Путин

ТЕМА 1

Политическая карта современного мира

  Что же такое однополярный мир? Как бы ни украшали этот термин, он в конечном итоге означает на практике только одно: это один центр власти, один центр силы, один центр принятия решения. Это мир одного хозяина, одного суверена. И это в конечном итоге губительно не только для всех, кто находится в рамках этой системы, но и для самого суверена, потому что разрушает его изнутри. И это ничего общего не имеет, конечно, с демократией. В.В. Путин. Мюнхенская речь
  Мы с вами должны строить свой дом, свой собственный дом – крепким, надёжным, потому что мы же видим, что в мире происходит. Но мы же это видим! Как говорится, «Товарищ волк знает, кого кушать». Кушает – и никого не слушает. И слушать, судя по всему, не собирается. Куда только девается весь пафос необходимости борьбы за права человека и демократию, когда речь заходит о необходимости реализовать собственные интересы? Здесь, оказывается, всё возможно, нет никаких ограничений. Но, понимая всю остроту этой проблемы, мы не должны повторять ошибок Советского Союза, ошибок эпохи «холодной войны» – ни в политике, ни в оборонной стратегии. В.В. Путин. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 10.05.2006 г.

В 1991 году XX в. произошло событие, полностью изменившее облик мира. Этим событием стало завершение «холодной войны» и распад Советского Союза. «Холодная война» представляет собой более чем 40-летний конфликт двух претендующих на мировое лидерство сверхдержав, СССР и США. В течение данного периода времени существовала так называемая биполярная система международных отношений, основанная на балансе сил двух лидеров и их взаимном сдерживании.

В конце 80-х годов Советский Союз добровольно отказался от продолжения «холодной войны». Это был осознанный выбор советского политической элиты, направленный на ограничение гонки вооружений, переход к политике разоружения как способу предотвращения третьей мировой войны, создание и совершенствование глобальных механизмов безопасности и развития международного сотрудничества.

Западные державы во главе с США поддержали инициативы Советского Союза о сокращении вооружений, пообещали советскому лидеру М.С. Горбачёву ликвидировать военно-политический союз НАТО. Однако, в отличие от Организации Варшавского договора, НАТО не была ликвидирована. Более того, организация продолжает расширяться, включая в свой состав всё новые страны Восточной Европы[1]. Не были выполнены и другие обещания, данные руководству Советского Союза, например о неразмещении войск НАТО в Восточной Германии[2].

Следствием ряда геополитических и социально-экономических ошибок советского руководства, а также политики западных государств, направленной на подрыв основ существования Советского государства, стал распад Советского Союза в декабре 1991 года[3].

Окончание «холодной войны» привело к возникновению новой геополитической реальности – так называемого «постбиполярного мира». Для него характерна трансформация основных элементов Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений:[4] роли и места в системе международных отношений ООН, статуса постоянных членов Совета Безопасности ООН, механизмов принятия решений по наиболее важным вопросам мировой политики.

Распад Советского Союза в декабре 1991 года стал, по мнению В.В. Путина «величайшей геополитической катастрофой XX века». Он привёл к резкому изменению баланса сил в мире в пользу одной оставшейся сверхдержавы, США, и стал непосредственной причиной последующих войн и вооружённых конфликтов с участием американцев. Ликвидация Советского Союза способствовала значительной дестабилизации ситуации на постсоветском пространстве, вызвала ряд межэтнических конфликтов (Приднестровский, Грузино-Абхазский, Грузино- Югоосетинский, Армяно-Азербайджанский конфликты, вооружённые действия на территории Чечни, гражданская война в Таджикистане и др.).

Распад СССР привёл к резкому ослаблению геополитических позиций России, её экономического и военно-политического потенциала. В результате Россия, как правопреемник Советского Союза, потеряла почти половину ВВП, половину населения. В Советском Союзе проживало 280 миллионов человек, в России в настоящее время живёт только 142 миллиона. Были потеряны значительные территории. Правда, наша страна по-прежнему в территориальном отношении - самое крупное государство мира[5]. Однако мы потеряли густонаселённые южные и западные территории и оказались отброшены на северо-восток. Россия потеряла земли, которые были присоединены к нашей стране в течение последних 350 лет!

Особенно значительные негативные последствия с геополитической точки зрения имеет потеря балтийского и черноморского побережья и Украины. «Самым беспокоящим моментом явилась потеря Украины, – пишет известный американский геополитик Збигнев Бжезинский. – Появление независимого государства Украины не только вынудило всех россиян переосмыслить характер их собственной политической и этнической принадлежности, но и обозначило большую геополитическую неудачу Российского государства».

В 90-е годы XX века Россия пережила системный политический и социально-экономический кризис, поставивший в повестку дня вопрос о самом существовании страны как суверенного государства.

После завершения «холодной войны» и распада Советского Союза произошло резкое усиление геополитических позиций Соединённых Штатов. Оставшись единственной сверхдержавой, США предприняли попытку установления мирового господства, взяв на себя функции мирового арбитра и мирового полицейского. Для реализации этих планов США приняли активное участие во всех наиболее важных международных конфликтах современности, осуществив вооружённое вмешательство во внутренние дела ряда суверенных государств. Рассмотрим подробнее действия США в течение последних 18 лет.

1) Война в Персидском заливе, 1990-1991 годы.

В августе 1990 года Ирак оккупировал территорию Кувейта. Кувейт был объявлен провинцией Ирака. Акт агрессии вызвал протест мирового сообщества. ООН потребовала вывода иракских войск из Кувейта, но это требование было проигнорировано. США решили использовать данный конфликт для демонстрации своей силы. В январе 2001 года международная коалиция из 24 государств во главе с США, действовавшая с санкции ООН, осуществила операцию «Буря в пустыне». В итоге Кувейт был освобождён, иракская армия разбита, а Ирак подвергнут режиму международных санкций. Результатом войны стало установление американского контроля и размещение американских войск в бассейне Персидского залива[6].

2) Военные конфликты на территории бывшей Югославии, 1992–1999 годы.

Крах системы социализма привёл к отделению от Югославии Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, Македонии. Следствием этого стали военные конфликты между Югославией и Словенией, Югославией и Хорватией, а также этническое противостояние в Боснии и Герцеговине. США и страны Западной Европы активно вмешались в конфликт на стороне отделившихся от Югославии республик. В 1998 году начался так называемый «Косовский кризис» – борьба федеральных югославских властей с албанскими сепаратистами в южной части Сербии – крае Косово. США обвинили Югославию в геноциде, нарушении прав национальных меньшинств, убийстве мирных жителей. Несмотря на протесты со стороны России и Китая, 24 марта 1999 года вооружённые силы НАТО напали на Югославию. Итогом агрессии стала оккупация Косово американцами и их союзниками, переворот в Югославии, приход к власти проамериканских политиков, выдача международному Гаагскому трибуналу бывшего лидера Югославии Слободана Милошевича и распад Югославии на Сербию и Черногорию. 17 февраля 2008 года парламент Косово при поддержке США в одностороннем порядке провозгласил независимость Косова от Сербии.

В ходе Косовского кризиса американцы сформулировали новые геополитические доктрины:

· Доктрина избирательной легитимности – мировое сообщество (в лице США и других стран НАТО) определяет, насколько легитимными являются действия того или иного суверенного государства и устанавливает пределы государственного суверенитета.

· Доктрина гуманитарной интервенции – в случае возникновения в той или иной стране так называемой «гуманитарной катастрофы»[7] возможно вооружённое вмешательство в дела данного государства со стороны мирового сообщества (имеется в виду вмешательство со стороны США и НАТО), даже без санкции ООН.

· Доктрина расширения зоны ответственности – распад системы социализма привёл к дестабилизации ситуации в Центральной и Восточной Европе, возникновению здесь вакуума силы[8]. Для установления порядка и стабильности в регионе необходимо расширить «зону ответственности» НАТО, включить в неё Центральную и Восточную Европу.

Появление этих доктрин свидетельствовало о стремлении США к пересмотру основных принципов международных отношений, включая принцип невмешательства во внутренние дела других государств. Иными словами, США взяли на себя функции, которые Ялтинско-Потсдамской системой были закреплены за ООН. «С военно-политической точки зрения, - отмечал бывший министр обороны России Игорь Сергеев, – эта война (нападение США на Югославию) ознаменовала собой, по существу, начало новой эпохи… открытого военно-силового диктата США по отношению к другим странам». С этим мнением солидарен директор Стокгольмского международного института исследований проблем мира Адам Ротфельд: «Сегодня мы подошли к такому рубежу, когда … вмешательство во внутренние дела станет допустимым».

3) Террористический акт 11 сентября 2001 года.

Теракт против США стал поворотной точкой в развитии современных международных отношений. С одной стороны, он продемонстрировал уязвимость и определённую слабость Соединённых Штатов. Весь мир увидел, что против терроризма бессильны даже сверхдержавы. С другой стороны, США в результате террористической атаки получили идеальный повод для продолжения и наращивания своей агрессивной политики. Американцы обвинили в теракте исламскую фундаменталистскую организацию «Аль-Каида» во главе с Усамой бен-Ладеном[9], а также правительства Афганистана и Ирака, декларировали начало глобальной борьбы с международным терроризмом и объявили о создании международной антитеррористической коалиции. Подавляющее большинство государств поспешило присоединиться к США.

4) Война с Афганистаном, октябрь-декабрь 2001 года.

Через месяц после теракта международная коалиция во главе с США вторглась в Афганистан. В результате фундаменталистское правительство талибов[10] было свергнуто, страна была оккупирована войсками коалиции, было сформировано проамериканское правительство.

5) Американо-иракская война, март 2003 года.

Вскоре после окончания войны в Афганистане США приступили к подготовке новой войны. С этой целью в начале 2002 года была сформулирована доктрина «Оси зла». Суть её состояла в следующем: мировому сообществу угрожает несколько агрессивных государств с диктаторскими режимами – Иран, Ирак, Сирия, Северная Корея, Ливия и Куба. Эти режимы поддерживают террористов, разрабатывают оружие массового поражения, вынашивают агрессивные намерения в отношении соседних государств, нарушают права человека и права национальных меньшинств. США, как гарант стабильности и порядка в мире, обязаны предотвратить замыслы агрессоров, свергнуть диктаторские режимы и помочь народам этих стран создать демократические общества.

Ирак был обвинён в пособничестве международному терроризму, разработке оружия массового поражения, нарушении прав человека. Настоящими причинами нападения на Ирак были, во-первых, стремление США к мировой гегемонии, во-вторых борьба за контроль над иракской нефтью. В марте 2003 года Ирак был захвачен международной коалицией во главе с США.

6) Экспансия США и стран Западной Европы на постсоветском пространстве, 2003-2005 годы.

Захват Афганистана и Ирака, с одной стороны, и расширение НАТО и ЕС на восток путём включения в данные структуры стран Центральной и Восточной Европы, с другой стороны, привели к тому, что страны Запада вплотную приблизились к границам бывшего СССР. Следующим этапом стал «экспорт западной демократии на постсоветское пространство». Он проходил в форме так называемых «цветных революций»[11]. В 2003 году в результате «революции роз» в Грузии был свергнут режим Эдуарда Шеварднадзе и к власти пришёл проамериканский политик, гражданин США и бывший нью-йоркский адвокат Михаил Саакашвили. Аналогичные события в 2004 году произошли на Украине. Здесь в ходе так называемой «оранжевой революции» к власти пришёл другой проамериканский политик, Виктор Ющенко. В настоящее время рассматривается вопрос о включении Украины и Грузии в состав НАТО.

Ещё одним идеологическим основанием внешней политик США является доктрина превентивных действий[12]. В соответствии с ней Соединённые Штаты осуществляют военные операции на территории Сомали и Сирии, для борьбы с отрядами талибов и «Аль-Каиды» вторгаются в пределы Пакистана, заявляют о возможности нанесения ударов по военным объектам Ирана.

Таким образом, нынешняя политика США – это стремление к созданию однополярного мира при полном подчинении всех собственной воле. При этом используются различные методы воздействия, от прямого применения вооружённой силы (hard power – «жёсткая сила») до косвенного воздействия на те или иные страны путём политических и экономических санкций, экспорта демократических ценностей, осуществления «цветных революций» (soft power – «мягкая сила»).

Следствием политики США стала эрозия норм международного права, разрушение системы международных отношений, созданной после второй мировой войны, ослабление позиции Организации Объединённых Наций и других международных структур. Военные действия США и их союзников, осуществлённые без санкции ООН в Югославии и Ираке, подрывают позиции ООН и нарушают основы современной системы международной безопасности, основанной на возможности применения силы только с согласия Совета безопасности ООН. Предпринимаются попытки подмены ООН западными региональными структурами, НАТО и Евросоюзом. Концепции превентивной войны, гуманитарной интервенции и избирательной легитимности наносят удар по основополагающему принципу международных отношений – невмешательству во внутренние дела суверенных государств.

Распад СССР и усиление позиций США привели, по мнению ряда американских и европейских исследователей, к созданию однополярной системы с доминированием одной сверхдержавы[13]. Вот как аргументирует данный вывод З. Бжезинский: «Америка занимает доминирующие позиции в четырёх имеющих значение областях мировой власти: в военной области она располагает не имеющими себе равных глобальными возможностями развёртывания; в области экономики остаётся основной движущей силой мирового развития, даже несмотря на конкуренцию в отдельных областях со стороны Японии и Германии; в технологическом отношении она сохраняет абсолютное лидерство в передовых областях науки и техники; в области культуры, несмотря на её примитивность, Америка пользуется не имеющей себе равных притягательностью, особенно среди молодёжи мира, – всё это обеспечивает Соединённым Штатам политическое влияние, близкого которому не имеет ни одно государство мира. Именно сочетание всех этих факторов делает Америку единственной мировой сверхдержавой в полном смысле этого слова».

Однако развитие мира в последние годы демонстрирует уязвимость и нестабильность однополярной модели мира. Неудачи США в Ираке, продолжающееся сопротивление оппозиционных сил в Афганистане показали пределы военного потенциала США, их слабость и неэффективность в военной сфере. Вот мнение, высказанное ведущим аналитиком США в сфере безопасности, Джорджем Фридманом после Грузино-Югоосетинского конфликта: «Проблема в том, что у Соединённых Штатов и НАТО в настоящее время отсутствуют силы, чтобы остановить русских. Российская армия не особенно сильна и эффективна, но сила, противостоящая ей, ещё более слаба. Войска Соединённых Штатов остаются связанными в Ираке и Афганистане, поэтому, когда началась война в Грузии, вариант отправки наземных войск не мог рассматриваться». Иными словами, у США недостаточно ресурсов для установления военного контроля над всеми частями мира.

Международный финансовый кризис обозначил пределы американского влияния в экономической сфере, выявил внутреннюю слабость американской экономики, продемонстрировал неэффективность созданной США мировой финансовой системы.

Снижение американского влияния сопровождается ростом экономического и военно-политического потенциала других держав. В числе потенциальных лидеров страны Западной Европы, Россия, Китай, Индия, Бразилия, Япония.

Рост экономического и военно-политического могущества Китая

Рост экономики Китая стал следствием реформаторского курса, избранного китайским руководством в конце 70-х гг. XX века. В его основе – сочетание монополии коммунистической партии в политической сфере и либеральных преобразований в экономической сфере. В течение последних десяти лет рост ВВП Китая составлял 7-10% в год. Сейчас Китай по объёму ВВП занимает второе место в мире после США, а к 2020 г. по оценке экспертов выйдет на первое место. Достигнуты определённые геополитические успехи. В 1997-1999 гг. под юрисдикцию Китая были возвращены португальская колония Макао и английская колония Гонконг. Целый ряд сопредельных государств, в том числе Северная Корея, Мьянма, Монголия, находятся в сфере влияния Страны восходящего солнца. По данным социологического опроса, проведённого немецким Фондом Бертельсмана в 2007 г. среди населения ведущих стран мира, Китай считают второй по могуществу после США мировой державой.

Наши рекомендации