Международный договор как источник международного частного права Республики Казахстан.
Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, являясь средством поддержания всеобщего мира и безопасности, развития международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Право международных договоров является отраслью общего международного права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров.
Договоры заключаются для конкретного и четкого определения взаимных прав и обязанностей сторон договора. Договорная форма закрепления международных отношений обусловливает стабильность международного правопорядка. Значение договоров определяется также и тем, что нет ни одной отрасли международного права, становление и развитие которой не связаны с договорами. Субъектами права международных договоров являются субъекты международного права.
Первый кодификационный акт в области права международных договоров был принят в 1928 году на конференции американских государств. Им явилась Гаванская конвенция о договорах, которая носила региональный характер, так как действовала лишь в Латинской Америке.
С появлением Организации Объединенных Наций и созданием в ее рамках Комиссии международного права кодификация права международных договоров стала одной из главных задач, поставленных перед комиссией. Комиссия разработала проект статей о праве международных договоров, и на созванной под эгидой ООН конференции, состоявшейся в 1968-1969 годах, была принята Венская конвенция о праве международных договоров. Эта конвенция, вступившая в силу в 1980 году, касается договоров, заключенных между государствами.
Появление межправительственных международных организаций и возрастание их роли в международных отношениях повлекли договорное оформление их отношений, как с государствами, так и между собой. В результате не только появилось большое число таких договоров, но была выработана определенная международная практика, касающаяся заключения, действия и прекращения данной категории договоров.
Конвенции кодифицировали не все действующие обычные нормы в области права международных договоров. В частности, не подверглись кодификации обычные нормы, касающиеся влияния войны на международные договоры. Поэтому наравне с договорными нормами продолжают действовать и обычные нормы.
Фактически весь 70-летний период советской истории был отмечен некоторыми робкими попытками республик региона принять участие в работе международных неправительственных организаций. Роль республик Средней Азии и Казахстана сводилась к непосредственному участию в осуществлении международных договоров, актов.
За весь период существования Союза ССР (1922- 1991 гг.) полномочия по учреждению посольств, консульств, торговых представительств безраздельно принадлежали только Союзу. По состоянию на 1991 год (последний год существования СССР) за рубежом функционировали 124 дипломатических, 76 консульских представительств СССР. Казахстан и республики Средней Азии, как почти все республики, не создали ни одного отдельного зарубежного представительства. Согласно официальной доктрине того времени, это не только не ущемлял внешнеполитических интересов республик, но и способствовал рациональному удовлетворению их специфических интересов. Так считалось еще потому, что представители республик и народов СССР участвовали в деятельности зарубежных органов внешних сношений СССР, но их, в том числе от Казахстана и республик Средней Азии, насчитывались единицы. Так, Президиум Верховного Совета СССР за период с 1954 года до середины марта 1990 года на должности полномочных и чрезвычайных послов СССР в иностранных государствах произвел 856 назначений, из них всего 16 человек, или 1,8%, из Казахстана и республик Средней Азии. Конкретно по республикам от Узбекской ССР было произведено 8 назначений (0,9%), от Таджикской ССР-3 (0,3%). от Казахской ССР- 2 (0,3%), от Туркменской ССР-1 (0.16%), от Киргизской ССР-1 (0,16%).
В современном мире проблемы уже давно вышли за пределы одногогосударства. С развитием права расширились возможности государств в оказании помощи друг другу во имя достижения всеобщей безопасности. Однако наше время характеризуется резким возрастанием числа внутренних вооруженных столкновений и конфликтов, угрожающих международному миру. Грозной опасностью стал терроризм. Над человечеством нависла угроза экологической катастрофы. Значительная часть населения планеты страдает от голода и массовых заболеваний. В решении этих и других глобальных проблем заинтересованы все государства, а их решение возможно лишь усилиями всего международного сообщества. В результате возникла широкая общность коренных интересов человечества. Изменилось соотношение между национальными и общими интересами. На первый план выходят именно последние, прежде всего те, что связаны с выживанием человечества.
Новый мировой порядок мыслим лишь порядок демократический. Никто не может обладать монополией на принятие решений международных проблем. государства обладают равными правами. Баланс силы подлежит замене балансом интересов, который способен быть основой стабильности мирового порядка.
Международный договор определяется Венской конвенцией о праве международных договоров как "международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования" (имеется в виду практика использования таких наименований, как "договор", "конвенция", "соглашение" "протокол", "устав" и т. д., при этом учитывается значение термина "договор" как родового понятия для всех нормативных актов в договорной форме). Аналогичное определение международного договора дано в Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (естественно, с учетом своеобразия сторон в таких договорах)[9, стр. 141].
Венская конвенция о праве международных договоров презюмирует возможность заключения договоров между государствами и другими субъектами международного права или между такими другими субъектами международного права, из чего следует, что сторонами международных договоров могут быть не только государства и международные организации. Тот факт, что эти договоры не входят в сферу применения данной Конвенции, не затрагивает их юридической силы Конвенция не исключает возможности заключения международных соглашений "не в письменной форме", т. е. устных (так называемых джентльменских) соглашений, но они, скорее, относятся к былым временам, чем к современности Международный договор может, как это и предусмотрено в Конвенции, представлять собой не один, а несколько взаимосвязанных документов. Нередко к основному договору дается дополнение в виде протокола или приложений, которые расцениваются как его составные части.
Международные договоры заключаются для конкретного и четкого определения взаимных прав и обязанностей сторон договора.
Международный договор Республики Казахстан определяется в Законе «О международных договорах Республики Казахстан» как международное соглашение, заключенное Республикой Казахстан с иностранным государством или государствами либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
В Венских конвенциях о праве международных договоров (1969 г.) и о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (1986г.) «договор» означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо оттого, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
В науке международного права под международным договором также понимается соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в политических, экономических или иных отношениях независимо от формы такого соглашения, от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Как правило, международные договоры заключаются в письменной форме. Международные договоры в устной форме (так называемые «джентльменские соглашения») встречаются редко, но международным отношениям они также известны.
Известны случаи заключения комплекса договоров, каждый из которых считается самостоятельным источником международного права, но их толкование и реализация предполагают согласованное действие.
Интересен в этом плане пример заключения Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности от 8 декабря 1987 г. Одновременно с Договором были приняты в качестве приложений к нему меморандум и два протокола. В дальнейшем были подписаны три соглашения между СССР и США, конкретизирующие отдельные положения Договора, и тринадцать соглашений, в которых одной из Сторон являлись либо СССР, либо США, а их контрагентами выступали иные государства, на территории которых в то время были размещены подлежащие ликвидации ракеты.
Своеобразным комплексом можно считать договорные акты по морскому праву - Конвенцию ООН по морскому праву от 10 декабря 1982г. Соглашение об осуществлении части XI данной Конвенции от 29 июля 1994г. и Соглашение об осуществлении положений этой Конвенции, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими, от 4 декабря 1995 г[10, стр. 99].
Международный договор характеризуется как основной источник международного права благодаря трем обстоятельствам Во-первых, договорная форма позволяет достаточно четко сформулировать правомочия и обязательства сторон, что благоприятствует толкованию и применению договорных норм Во-вторых, договорным регулированием охвачены ныне все без исключения области международных отношений, государства последовательно заменяют обычаи договорами. В-третьих, договоры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаимодействие международных норм и норм внутригосударственного законодательства. Вполне закономерно государства, заключая Венскую конвенцию о праве международных договоров, признали "все возрастающее значение договоров как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе".
Особое значение приобрели общие многосторонние договоры, призванные регулировать отношения, которые представляют интерес для международного сообщества государств в целом. Подлинная эффективность таких договоров обусловлена закреплением права участия в них всех государств без какой бы то ни было дискриминации и обеспечением реальной универсальности таких договоров.
Известны энергичные усилия нашего государства в сотрудничестве со многими государствами по расширению круга участников Договора о нераспространении ядерного оружия. Некоторые государства уклоняются от участия в Международных пактах о правах человека, несмотря на призывы к достижению их подлинной универсальности.
Для Республики Казахстан, вопрос о договорах как источниках международного права в современной ситуации имеет специфический характер, поскольку после прекращения существования СССР термином "международные договоры" охватывают категории договоров: договоры, заключенные непосредственно РК как самостоятельным субъектом международного права.
Право заключать международные договоры (договорная правоспособность) - важнейший элемент международной правосубъектности, необходимый атрибут основных субъектов международного права, прежде всего государств. Каждое государство обладает правоспособностью заключать международные договоры. Правоспособность международных организаций заключать договоры регулируется правилами соответствующей организации.
Заключение международного договора представляет собой процесс, состоящий из ряда последовательных стадий, главные из которых - согласование текста договора и различные способы выражения согласия сторон на обязательность договора. Они в свою очередь состоят из ряда подстадий, таких, как подписание, ратификация, утверждение, присоединение, и др. Не обязательно, чтобы каждый договор проходил все подстадии, но любой договор проходит стадию согласования текста и ту или иную форму, в которой выражается согласие государства или международной организации на обязательность договора. Особенности порядка и стадий заключения международных договоров определяются как содержанием договора, так и составом его участников. Например, международные организации совсем не применяют ратификацию.
Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов государственной власти и управления, установленных в конституциях и других внутригосударственных нормативных актах. Международные организации заключают договоры через свои компетентные органы, указанные в их уставах или других нормативных актах этих организаций.
В подавляющем большинстве случаев органы государства, заключая международные договоры, действуют через специально уполномоченных на то лиц. Для этого им выдаются особые документы, называемые полномочиями. Полномочия выдаются тем государственным органом, от имени которого заключается данный договор. Не нуждаются в полномочиях главы государств, главы правительств и министры иностранных дел. Они вправе подписывать договоры без полномочий.