Промышленная и аграрная политика государства в современной экономике.
ПК обеспечивает материально–техническую базу для развития всех отраслей и сфер народного хозяйства, НТП, экономическую и экологическую без-опасность государства. В ходе экономического кризиса именно ПК более всего подвергся разрушению. Огромные отходы в производстве, устаревшее обо-рудование нужна новая экономическая политика для восстановления промышленности. ПК обеспечивает занятость населения (30%), рост оборонного по-тенциала и государственную безопасность.
Промышленная политика (ПП) - политика, которая строится на непосредственном участии и активной роли государства в формировании структуры и организации промышленности с целью стимулирования экономического роста. Это система государственных мер в области организации, стимулирования промышленного развития, обеспечения реализации целей экономической политики; целенаправленная деятельность органов ГВ в целях обеспечения роста ПК и его эффективности. Доля промышленности – 60%.
Особенности: закономерности обусловленные динамикой инноваций, развития НТР, а также ПП не может развиваться автономно.
Проблемы: значительный процент убыточных предприятий, кризисное состояние машиностроения, снижение темпов роста производительности труда, низкий уровень з/п ( в 15 раз меньше чем в развитых странах), дифференциация з/п по отраслям, износ 1/5 основных фондов, неравномерность динамики загрузки производственных мощностей, оборонно-промышленный комплекс, неудовлетворенная система контроля качества.
ПП, как ядро общеэкономической политики, связана в первую очередь с проведением инновационной, инвестиционной и структурной перестройки про-мышленного производства. Главная цель ПП - экономический рост при динамичном изменении структуры и повышении эффективности промышленного производства и конкурентоспособности продукции.
В условиях рыночной экономики ПП включает - расширение и создание новых рынков, выход на конкурентоспособный уровень производства, увеличе-ние доходности предприятий, обеспечение их лидирующей роли на рынке промышленных товаров и услуг, получение сверхприбыли за счет временной мо-нополии по сравнению с другими конкурентами в результате предложения "суперпродукта".
Задачи: удовлетворять спрос потребителей в определённых товарах, размещение гос заказов, обеспечение конвертируемости валюты.
Цели ПП:
1. Обеспечить устойчивое развитие и повышение эффективности ПК;
2. Обеспечить реализацию экономической политики, структурную перестройку народного хозяйства;
3. Поднять конкурентоспособность промышленных товаров.
Направления: стимулирующее воздействие на конкурентоспособность ( гос инвестиции в науку, нов технол, налоговые льготы), участие гос-ва в совер-шенствовании структуры совокупного спроса, развитие инфраструктуры.
Условия: учёт рыночного фактора, упор на адаптивность к окруж среде, оказание помощи.
Предпосылки: поддержка инвестиций, определение приоритетов, долгосрочное планирование, снижение соц издержек, глобальные дисбалансы.
Ограничения: субъективизм и возможность ошибок, неравные правила игры, коррупция, лоббирование.
Инструменты: методы макроэкономического регулирования,( финансовая стабильность, сбалансированность бюджетной системы, денежное обращение, законодательство), ресурсные методы - прямое воздействие (система государственный заказов, гос закупок, адресные субсидии, субвенции, кредиты, нало-говые льготы, переподготовка кадров.
Аграрная политика (АП) - стратегическая концепция государства, направленная на повышение эффективности сельскохозяйственного производства и защиту экономических интересов представителей аграрного сектора. Это совокупность мер государства в области организации деятельности АПК в целях сбалансированности его структуры. Повышения эффективности производства и рационального использования земельных ресурсов. АПК включает отрасли, производящие средства производства для с/х, инфраструктуру АПК (транспортировка, хранение, переработка, сбыт с/х продукции).
Цели АП:
1. повышение эффективности аграрного сектора;
2. восстановление экономического роста с/х предприятий;
3. формирование эффективной хозяйственной структуры (объединить перерабатывающую и сбытовую деятельность);
4. решение социальных вопросов.
Направления реализации АП:
1. создать под контролем государственный механизм рыночного оборота земли, усовершенствовать правовое регулирование механизма аренды земли;
2. восстановить плодородные почвы. Нужно создать механизм экономического стимулирования тех коллективов, которые рационально используют землю;
3. создать условия для кооперации в АПК, включая производственную кооперацию, кооперацию фермерства, переработку, снабжения, кредитование, страхование. Иными словами, развитие агропромышленной интеграции по всей технологической цепочки от НИОКР;
4. в условиях экономического и финансового кризиса нужно быстрее провести реструктуризацию долгов с/х производителей перед бюджетами, вне-бюджетными фондами.
Все большее значение в современном мире приобретает такой фактор, как экология. Сельское хозяйство - один из сильнейших загрязнителей окружающей среды. Отходы животноводства, удобрения, пестициды, высокий уровень распаханности загрязняют природную среду, сокращают ареалы распространения дикой флоры и фауны. Это объясняет повышенное внимание государства к этому сектору, которое выражается в поощрении эколо-гически чистых производств и штрафовании загрязнителей окружающей среды.
Инструменты АП:
1. федеральные фермерские программы, способствующие интеграции производства;
2. ценовая политика, не деформирующая конкурентную среду, но обеспечивающая в условиях действия тенденции снижения рыночных цен на сель-скохозяйственные товары обеспечения доходов фермеров;
3.кредитование и страхование, характеризующиеся явно выраженной асимметрией в сторону крупного товарного производства и способствующие трансформации с/х сектора в агропромышленную систему;
4.налогообложение, построенное на основе стимулирования эффективности фермерского хозяйствования.