Местный бюджет и социальная политика органов местного самоуправления.
Бюджет МО - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего МО. Местные бюджет = собственные доходы + муниципальные заимствования.
В МБ в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами МСУ полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муници-пальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
За последние годы на МБ были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы иногда покрываются лишь на 10 %, превращает органы МСУ в постоянных просителей. Для создания работоспособного МСУ необходимо решать задачу финансового обеспечения этого уровня власти.
Самоуправление на любом уровне эффективно только в том случае, если оно опирается на солидную финансовую и экономическую основу, а реальной властью обладает лишь тот орган, который располагает ресурсами. При этом, интересно заметить, что передача государственными органами определенных полномочий по решению тех или иных вопросов требует передачи соответствующего финансово-экономического обеспечения муниципалитетов.
Финансовая и экономическая основа местного самоуправления определяется Главой 5 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного само-управления в РФ»; ее основным элементом является местный бюджет и внебюджетные фонды. Они обеспечивают необходимыми денежными средствами финансирование осуществляемых мероприятий в сфере экономического и социального развития, в первую очередь тех, которые связаны с удовлетворением повседневных нужд и запросов населения, проживающего на территории соответствующего муниципалитета. Однако признание и гарантированность госу-дарством самоуправления предполагает, что перечень элементов финансово-экономической базы муниципалитетов не является закрытым.
Структура бюджетов МО состоит из доходной и расходной частей.
Доходная часть состоит из собственных доходов. К собственным неналоговым доходам местных бюджетов относятся:
1) средства самообложения граждан (разовые платежи, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения);
2) доходы от местных налогов и сборов;
3) доходы от региональных налогов и сборов;
4) доходы от федеральных налогов и сборов;
5) безвозмездные поступления из других бюджетов (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности МО, субсидии и иные межбюджетные транс-ферт);
6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
7) часть прибыли МП, в размерах, устанавливаемых НПА представительных органов МО, и часть доходов от оказания органами МСУ и МУ платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
8) штрафы
9) добровольные пожертвования;
10) иные поступления.
К другим неналоговым собственным доходам МБ относятся: доходов от продажи и от использования имущества, находящегося в муниципальной соб-ственности, кроме имущества муниципальных автономных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, казенных; доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями; части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
В состав налоговых собственных доходов включаются местные налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с федеральными законами. ст. 15 части первой НК РФ к местным налогам относит: земельный налог; налог на имущество физических лиц.
Расходная часть местных бюджетов включает:
• расходы, связанные с решением вопросов местного значения;
• расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
• расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам, обслуживанием и погашением муниципального долга по ссу-дам,
• ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпри-нимательского риска,
• иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.
Социальная политика (СП) - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Различают:
- социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений;
- культурную, жилищную, семейную, пенсионную, молодежную социальную политику.
Главным направлением использования средств МБ являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов (если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, по-селковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%), и на жилищно-коммунальное хозяйство — примерно треть всех расходов.
В расходах МБ на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами увеличиваются затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам гра-достроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц и т. д.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов (в сфере СП):
• организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой ин-формации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
• организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
• благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
• содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
• организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
• охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
• реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
• целевое дотирование населения;
• содержание муниципальных архивов;
Важное значение МБ заключается в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь, в распределении госу-дарственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включа-ющих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.
Экономическая сущность МБ проявляется в их назначении. МБ выполняют следующие функции:
• Формирование денежных фондов, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
• Распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
• Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций подведомственным этим органам.