Институт Президента в России был введен в 1991 году.
В системе органов государственной власти России институт Президента РФ занимает ведущее место.
В Конституции РФ 1993 года главам, посвященным трем ветвям власти предшествует глава 4 относящаяся к институту Президента России, тем самым подчеркивается особое место института Президента в осуществлении государственной власти. По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов государственной власти.
К функциям Президента как главы государства относятся:
◊ представление государства внутри и вне страны – постоянный и официальный представитель;
◊ является гарантом Конституции, контролирует ее исполнение;
◊ определяет основные направления внешней и внутренней политики страны;
◊ является гарантом прав и свобод человека и гражданина в России;
◊ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
◊ принимает меры по охране суверенитета государства.
Из анализа конституционных положений следует, что институт Президента занимает обособленное положение и не относится ни к одной из трех ветвей власти. Можно сказать, что он стоит выше их, осуществляет не только координацию их деятельности, но и контролирует.
В силу своего особого положения и характера функций, Президент сочетает отдельные черты всех трех ветвей власти:
♦ издает указы, которые могут быть направлены как на восполнение пробелов в законодательстве, так и для выполнения им конституционных задач, выступает с законодательной инициативой, подписывает принятые Государственной Думой законы и может вносить предложения об изменении и дополнении действующих законов, назначает референдум;
♦ имеет полномочия исполнительной власти по руководству министерствами и ведомствами, подчиненными только ему, а также осуществляет отдельные функции, присущие исполнительной власти (например, может отменять постановления Правительства и принять решение о его отставке, решает вопрос о приеме в гражданство, вопросы обороны и безопасности, иностранные дела, имеет свою администрацию и т.п.);
♦ решает вопросы помилования в последней инстанции и тем самым может изменить приговор суда, что является только прерогативой вышестоящего звена судебной власти. Представляет Совету Федерации для назначения кандидатуры судей.
Несмотря на особое положение Президента в системе государственной власти и исключительный характер его полномочий, его власть имеет пределы благодаря принципу сдержек и противовесов. Так, например, его исключительное право на введение военного или чрезвычайного положения: указ Президента об их введении незамедлительно должен передаваться на утверждение Совету Федерации.
Согласно Конституции РФ кандидатом на пост Президента может быть гражданин РФ, достигший 35 лет и проживающий непрерывно на территории России не менее 10 лет, имеющий высшее образование. При этом существуют некоторые особые ограничения. Не может быть кандидатом лицо, прекратившее ранее исполнение обязанностей Президента в результате:
o отставки,
o стойкой неспособности по состоянию здоровья выполнять эти обязанности,
o отрешения от должности.
Как и любой другой институт политической системы, президентство в России имеет сложную и разветвленную структуру. Главными структурными элементами – точками опоры – института президентства являются Администрация Президента Российской Федерации (формирует Президент), Совет Безопасности (формирует и возглавляет президент), полномочные представители Президента РФ (назначает президент).
К главным функциям Администрации относятся обеспечение деятельности Президента РФ, Совета Безопасности, консультативных и совещательных органов при президенте и организация их взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти; подготовка предложений, рекомендаций и прогнозно-аналитических материалов по стратегии общей политики Российской Федерации; выработка предложений по законопроектной деятельности Президента РФ; проведение государственной кадровой политики; разработка мер по разъяснению политики Президента; осуществление президентского контроля над исполнительной властью; подготовка, оформление и выпуск документов, подписываемых Президентом и т.д.
Важнейшей фигурой российского политического процесса является руководитель Администрации. Глава Администрации отвечает за прохождение законопроектов, указов и распоряжений Президента, руководит деятельностью помощников Президента, пресс-секретаря, начальников главных управлений и руководителей иных подразделений Администрации, референтов, полномочных представителей, а также советников Президента. Роль руководителя Администрации в современной политической системе определяется также тем, что он представляет Президенту предложения по персональным назначениям на руководящие должности в президентской Администрации. Тем самым, он сосредоточивает в своих руках ключевые функции не только в Администрации Президента, но и во всей системе исполнительной власти.
Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента России по вопросам обеспечения национальной безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности России, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности (Положение о Совете Безопасности Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 590).
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента России в пределах соответствующего федерального округа.
Основными задачами полномочного представителя являются:
· организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом;
· организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;
· представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе
(Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. Утверждено указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849).