Выработка, принятие и реализация управленческих решений.
Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления.
Объектом управленческого решения являются проблемы,
Субъект управленческого решения - (лицо, принимающее решение)
Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:
выработку и постановку цели;
изучение проблемы на основе получаемой информации;
выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий
обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы; выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;
конкретизацию решения для его исполнителей.
ТРИ СТАДИИ:
1.подготовка решения: экономический анализ ситуации, поиск, сбор и обработку информации, а также формируются проблемы
2.принятие; разработка и оценка решений, выбор и принятие наилучшего
3.реализация. доведения его до исполнителей, контроль за ходом выполнения, вносятся коррективы оценка полученного результата
Типы решений:
по степени участия руководителей
коллегиальные (экспертные);
коллективные (демократические);
индивидуальные (единоличные).
по уровням планирования и времени реализации мероприятий
Стратегические ,тактические ,оперативные
по содержанию
Социальные , экономические ,организационные ,технические.
Методы принятия управленческого решения:
Неформальные совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений, принимаются оперативно; недостатком явл интуиция управленца
коллективные методы:
«мозговой штурм» - совместное генерирование новых идей
Метод Дельфы – многоуровневая процедура анкетирования. анонимно
количественные методы, путем обработки большого количества информации.
Требования к качеству управленческих решений:обоснованность, непротиворечивость, своевременность, адаптивность, реалистичность, законность.
5 Характеристика государства как субъекта управления общественными процессами и отношениями.
Государство — это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определённой территории.
Государственное управление — деятельность органов власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса
Основные цели государственного управления:
• Экономические (обеспечение нормального функционирования и развития экономики
• общественно-политические (обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия
• социальные, (охрана прав и свобод населения, поддержанию необходимого уровня жизни населения,
• социокультурные,
• духовные.
Государство как субъект управления общественными процессами, существует не одно тысячелетие, выступая в качестве универсальной организации общества. Оно есть форма и способ упорядочения и обеспечения нормальных условий для жизнедеятельности людей. Это самая большая в мире организация с исключительным качеством – всеобщность. Государство обладает всеми чертами организации: имеет иерархичную структуру, аппарат управления.
Признаки государства:
территория –
население –
публичная власть – способность, возможность и право определять общественное поведение и деятельность населения, проживающего на территории данного государства. Отличительными чертами государственной власти являются: всеобщность, универсальность, общеобязательность и легитимность;
налоги –
право – система общеобязательных, законодательно закрепленных правил поведения;
армия –
государственный суверенитет – способность проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику,
Иногда выделяют такие дополнительные признаки, как единый язык, гражданство, государственная символика, единая денежная система, международное признание.
Основные задачи государства на современном этапе:
1. обеспечение самосохранения общества и государства.
2. обеспечение безопасности и укрепление государства.
3.содействие социальному, экономическому и культурному развитию общества
4. преодоление противоречий, существующих в обществе (социальных, национальных) Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.
Особенности государственного управления в современной России обусловлены переходом от одной социально-экономической системы, основанной на государственной собственности на средства производства, к системе, основанной на разнообразии форм собственности, рыночной экономике, демократических механизмах управления, принципах гражданского общества.
Юридически новое российское государство возникло в декабре 1991 г. С этого момента начался переход от авторитарного стиля управления, основанного преимущественно на принуждении, к демократическому стилю, который исходит из того, что человек по своей природе стремится к деятельности, способен к самоуправлению, самоконтролю и не избегает ответственности.
Демократический стиль управления предполагает делегирование полномочий, предоставление большой самостоятельности в пределах своих функций, участие в принятии решений.
Переход России к демократическому стилю государственного управления вызвал необходимость пересмотра федеративных отношений. Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме в декабре 1993 г., закрепила федеративное устройство страны. В состав Федерации вошло 89 субъектов, с большинством которых центр заключил договоры о разграничении полномочий и предметов ведения. Для координации действий были созданы объединенные органы государственного управления.
Наличие разнообразных форм собственности в современной России обусловило развитие различных видов управления: федеральное, региональное, муниципальное (местное) и частное (корпоративное).