Понятие политической элиты. Основные концепции элитизма
Носителем политической власти может выступать любой субъект политики – класс, группа, индивид или социальный институт. Однако реальной политической властью овладеть удается далеко не каждому субъекту политических отношений. Это под силу весьма ценной для общества немногочисленной группе носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций. Именно ей принадлежит привилегия формирования политики, принятия важнейших решений и выработки законов государства. Эту группу, выступающую субъектом власти, принято называть политической элитой. Термин «элита» (от лат. elit – лучший, отборный, избранный) с ХVII в. стал употребляться для наименования избранных слоев людей, прежде всего высшей знати. Но только с конца ХIХ в. получил распространение в общественных науках, а в ХХ в. стал широко использоваться в социологии и политологии как центральное понятие элитарных теорий, утверждающих, что необходимыми составными частями любой социальной структуры являются высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции властвования в той или иной сфере жизни общества.
Этимологическое значение этого термина имеет два аспекта. Первый из них заключается в том, что элита обладает какими-то четко и максимально выраженными чертами, концентрирует в себе определенные качества. Второй аспект подразумевает оценку этих качеств как наивысших в той или иной шкале измерения.
В своем первоначальном, этимологическом значении понятие элиты не содержит в себе ничего антигуманного или антидемократического и широко распространено в повседневном языке. Так, например, нередко говорят об элитном зерне, элитных лошадях и других породах животных, о спортивной элите и т.п. Очевидно, что в человеческом обществе существуют естественные и социальные различия между людьми, обусловливающие их неодинаковые способности к управлению и влиянию на политические и общественные процессы. Уже это дает основания ставить вопрос о политической элите как носителе наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств. Различные теории элит стремятся исключить нивелировку, усредненность в оценке влияния людей на власть, сходясь во мнении, что политическая элита – это составляющая меньшинство общества достаточно самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа (или совокупность групп), в большей или меньшей мере обладающая выдающимися психологическими, социальными и политическими качествами и непосредственно участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.
Определение элиты в западной социологии и политологии позволяет более выпукло показать те или иные стороны проявления элитизма. В частности, к ней относят:
- людей, получивших наивысший индекс в области их деятельности;
- наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство общества, правящий класс;
- люди, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусом, богатством;
- люди, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности;
- люди, обладающие формальной властью в организациях и институтах, определяющих социальную жизнь;
- творческое меньшинство общества в противоположность нетворческому большинству;
- меньшинство, осуществляющее наиболее важные функции в обществе, имеющие наибольшее влияние;
- сравнительно небольшие группы, состоящие из лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества (соответственно политическая, экономическая, культурная элита);
- наиболее квалифицированные специалисты, менеджеры и высшие служащие в системе бюрократического управления и др.
Теории элит, сформировавшиеся как столетия назад, так и в новейшее время, объединены признанием обязательности элитарности общества. Пока существует человеческое общество, будет существовать и власть, а значит, будут существовать отношения господства-подчинения одних групп людей над другими. Именно господствующая в обществе группа людей – политическая элита концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, в выработке стратегии общественного развития.
Персональный состав политической элиты может меняться, однако ее должностная структура остается практически неизменной. Политическая элита современных государств представлена монархами, президентами, вице-президентами, премьер-министрами, министрами, руководителями законодательных и исполнительных органов, депутатами, губернаторами штатов, главами властных структур в автономиях, краях, областях, высшим дипломатическим корпусом и др. По имеющимся оценкам, в разных странах численность политической элиты не превышает 2-4 тысяч человек, т. е. это весьма узкий и немногочисленный слой. Русский историк и философ первой половины ХХ в. Н.А. Бердяев справедливо заметил: «С сотворения мира всегда, как правило, правит и будет править меньшинство, а не большинство. Это верно для всех форм и типов управления, для монархии и для республики, для эпох реакционных и для эпох революционных. Из управления меньшинства нет выхода… Одно меньшинство сменяется другим меньшинством». Утверждать обратное – значит игнорировать исторический опыт и факты современной жизни. Там, где есть власть, государство, есть и политическая элита.
Именно из признания элитарности человеческого общества постепенно формировались различные теории элит, объясняющие их природу, функции, принципы формирования, качественные, количественные характеристики и др. Уже в государствах Древнего мира получили оформление различные теории, объясняющие и разъясняющие причины элитарности общества, ее необходимость и обязательность. В античной философии элитарное мировоззрение было наиболее полно сформулировано Платоном. Он решительно выступал против допущения демоса (народа) к управлению государством, называл его «толпой», враждебной мудрости. А главным носителем мудрости, дающей основание принадлежать к элите, Платон считал аристократию. Вели свой поиск объяснения элитарности общества Конфуций, Н. Макиавелли, Р. Ницше, О. Шопенгауэр и др.
Однако такого рода элитарные теории сколько-нибудь серьезного социологического обоснования тогда еще не получили. Первые современные классические концепции элит возникли в конце XIX - начале XX вв. Они связаны с именами Гаэтано Моска, Вильфредо Парето и Роберта Михельса.
Итальянский социолог В. Парето (1848 - 1923) исходит из того, что миром во все времена правило и должно править избранное, наделенное особыми психологическими и социальными качествами меньшинство - элита. Главный тезис В. Парето заключается в том, что люди чрезвычайно отличаются друг от друга по уму, таланту, трудолюбию, честолюбию, духовному богатству. Совокупность индивидов, которые отличаются результативностью, достигают высоких показателей в той или иной сфере деятельности, и составляет элиту. Она делится на правящую, прямо или опосредованно (но эффективно) участвующих в управлении, и неправящую (контрэлиту) - людей, обладающих характерными для элиты психологическими качествами, но не имеющих доступа к руководящим функциям в силу своего социального статуса и различного рода барьеров. В своем известном труде «Подъем и падение элит» он писал: «История человечества - это история постоянной смены элит: одни возвышаются, другие приходят в упадок».
Относительно социальных революций, причину которых многие видят в социальном и, главное, экономическом неравенстве, В. Парето давал свое разъяснение, утверждая, что управлять обществом всегда будет меньшинство - элита, и, таким образом, результатом революций может быть только смена элит. Элиты формируются, борются, достигают власти и приходят в упадок, чтобы смениться другими элитами. В. Парето назвал этот процесс циркуляцией элит.
Кроме того, он сформулировал свой закон распределения доходов, в соответствии с которым одна и та же формула распределения доходов применима ко всем странам вне зависимости от формы правления и экономических условий. Отсюда вывод: «Неравенство распределения доходов, очевидно, зависит гораздо больше от самой природы человека, чем от экономической организации общества». Благосостояние бедных классов может улучшить скорее рост производства, чем уравнительное распределение. В. Парето приходит к выводу: наиболее верное средство улучшения положения бедных классов – сделать так, чтобы богатство росло быстрее населения».
«Сами же революции, - по В. Парето, - происходят потому, что с замедлением циркуляции элиты или по какой-либо другой причине в высших стратах общества накапливаются деградировавшие элементы, которые более не обладают остатками, необходимыми для удержания власти, которые избегают применения силы, в то время как в низших стратах возрастает число элементов высшего качества, обладающих остатками, необходимыми для выполнения функции управления, и склонных к использованию силы».
Выдающийся итальянский социолог и политолог Г. Моска (1858 – 1941) проанализировал проблему формирования политической элиты и ее специфических качеств. Он считал, что важнейшим критерием вхождения в нее является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность, а также выделяющие элиту из остальной части общества материальное, моральное и интеллектуальное превосходства.
Г. Моска полагал, что политическая элита постепенно меняется, в ее развитии прослеживаются две тенденции: аристократическая и демократическая. Первая из них проявляется в стремлении правящего класса стать наследственным, если не юридически, то фактически. Преобладание аристократической тенденции ведет к «закрытию и кристаллизации» элиты, ее вырождению. Вторая выражается в обновлении политической элиты за счет наиболее способных к управлению и активных представителей низших слоев.
Крупный вклад в развитие теории политических элит внес Р. Михельс (1876-1936). В основном солидаризируясь с Г. Моской в трактовке причин элитарности, он особо выделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, усиливающие элитарность и возвышающие управляющий слой, и сделал вывод, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. Р. Михельс связывал это с тем, что развитие крупных организаций неизбежно ведет к формированию элиты, поскольку руководство такими объединениями не может осуществляться всеми их членами. Эффективность их деятельности требует функциональной специализации и рациональности, выделения руководящего ядра и аппарата, которые постепенно, но неизбежно выходят из-под контроля рядовых членов, отрываются от них и подчиняют политику собственным интересам, заботятся в первую очередь о сохранении своего привилегированного положения. Р. Михельс указывает на три главных условия, способствующих олигархизации элит. Первое – узкая специализация в управлении, которая препятствует контролю за управляющими. Второе – политическая индифферентность, тяга к сильной власти и другие психологические свойства масс. Третье условие олигархизации элиты – харизматические качества вождя, его способность навязывать свою волю подвластным.
Классические труды В. Парето, Г. Моски и Р. Михельса сформировали фундамент современных теорий элит, наметили основные направления их исследования политологией:
- выделение и описание особых характеристик, присущих политическим элитам;
- изучение процессов, происходящих внутри элитарного слоя;
- рассмотрение проблем взаимоотношений элиты с массами;
- определение роли, места и функций элиты в обществе;
- научное исследование процессов рекрутирования (формирования) политических элит.
Исследование вопросов этих основных направлений научного познания элитарности человеческого общества и, более конкретно, политических элит происходит в рамках нескольких, наиболее влиятельных школ.
Исторически первой группой теорий, не утративших современной значимости, является так называемая макиавеллистская научная школа. Их объединяют следующие идеи:
- любому обществу присуща элитарность. В основе этого лежит факт естественных различий людей: физических, психологических, умственных, моральных;
- элита характеризуется особыми политическими и организаторскими качествами;
- массы признают право элиты на власть, т.е. легитимность;
- элиты сменяют друг друга в ходе борьбы за власть, поскольку добровольно власть никто не уступает.
Элита выполняет необходимую для социальной системы функцию управления, хотя и не всегда эффективно. Стремясь сохранить и передать по наследству свое привилегированное положение, элита имеет тенденцию к вырождению, утрате своих выдающихся качеств.
Концепции ценностной теории элит утверждают, что:
- элитарность – условие эффективного функционирования любого общества. Она основана на естественном разделении управленческого и исполнительного труда, закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит демократии;
- элита – наиболее ценный элемент социальной системы, ориентированный на удовлетворение ее важнейших потребностей;
- положение элиты как высшего слоя оправданно, так как отвечает интересам общества в целом;
- формирование элиты – не столько результат ожесточенной борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей. Поэтому общество должно стремиться совершенствовать механизмы такой селекции, вести поиск рациональной, наиболее результативной элиты во всех социальных слоях;
- взаимоотношения между элитой и массой имеют характер не столько политического или социального господства, сколько руководства, основанного на согласии и социальном партнерстве;
- формирование элиты не противоречит принципам демократии. Социальное равенство людей должно пониматься как равенство возможностей.
Некоторые сторонники ценностной теории элит пытаются разработать количественные показатели, характеризующие ее влияние на общество. Так, Н. А. Бердяев вывел так называемый «коэффициент элиты» как отношение высокоинтеллектуальной части населения к общему числу грамотных. Коэффициент элит, составляющий выше 5%, означает наличие в обществе высокого потенциала развития. Как только этот коэффициент опускался примерно до 1%, в обществе наблюдались застой и окостенение. Сама же элита превращалась в касту, жречество.
В современной политологии наиболее аргументированными и находящими конкретное воплощение в политической практике являются функциональные концепции элит (или по-другому – плюрализма элит). Авторы, сторонники этих концепций полагают, что:
- политические элиты – это функциональные элиты. Квалификационная подготовленность к выполнению функций управления конкретными общественными процессами – важнейшее качество, определяющее принадлежность к элите;
- в современном обществе существует множество элит. Элита больше не является единой сплоченной группой. Влияние каждой группы элиты ограничено специфической для нее областью деятельности. Ни одна из них не способна доминировать во всех областях жизни. Плюрализм элит определяется сложным общественным разделением труда, многообразием социальной структуры;
- деление общества на элиту и массу относительно. Между ними существуют скорее отношения представительства или постоянного руководства. С помощью разнообразных демократических механизмов – выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления и т.д. можно удержать элиты под влиянием масс. Этому способствует конкуренция элит, отражающая экономическую и социальную конкуренцию в современном обществе;
- границы между элитами и массами условны. Доступ в элиту открыт не только представителям крупного богатства, но и тем, кто обладает выдающимися личными способностями, знаниями.
Антиподом концепций плюрализма элит являются леволиберальные теории элиты. Они жестко критикуют современные политические системы, отталкиваясь в своей аргументации от основных положений макиавелистской научной школы элит. Леволиберальные концепции, сформировавшиеся в 50-60-е гг. ХХ в., утверждают, что:
- главный элитообразующий признак – не выдающиеся индивидуальные качества, а обладание командными позициями, руководящими должностями;
- сплачивающим фактором властвующей элиты являются общая заинтересованность составляющих ее групп в сохранении своего привилегированного положения и обеспечивающего его общественного строя;
- важнейшая функция властвующей элиты в обществе – обеспечение своего собственного господства. Именно этой функции подчинено решение управленческих задач;
- рекрутирование элиты осуществляется преимущественно из своей собственной среды на основе принятия ее социально-политических ценностей. Важнейшими критериями отбора являются обладание ресурсами влияния, а также деловые качества и конформистская социальная позиция;
- представители масс могут войти в элиту, лишь заняв высокие посты в общественной иерархии. Однако реальных шансов на это у них немного;
- возможности влияния масс на элиту посредством выборов и других демократических институтов весьма ограничены. С помощью денег, знаний, отработанного механизма манипулирования сознанием властвующая элита управляет массами фактически бесконтрольно.
Разрабатывая многочисленные направления изучения политических элит современных обществ, представленных как постиндустриальными государствами, так и теми, которые находятся на более низких ступенях экономического и социального развития, различные научные школы признают неизбежность наличия элит. При этом политическая наука выделила и сформулировала основные факторы, которые обусловливают эту неизбежность:
1. Выделение в процессе длительной эволюции общественного разделения труда в качестве особого вида профессиональной деятельности управленческого труда, требующего особой, специальной подготовки, компетентности, особых знаний и способностей.
2. С точки зрения необходимости управления обществом неизбежно его социальное деление на руководителей и исполнителей, управляющих и управляемых.
3. Становлению политической элиты способствуют сама структура политической организации общества, необходимость выделения особого аппарата управления общественными процессами. Политическая власть всегда осуществляется как власть одной социальной группы над другой.
4. Формирование политической элиты стимулируется возможностью получения различного рода материальных и моральных привилегий, почета, славы.
5. Отчужденность большинства граждан от власти и политики вследствие существования естественного неравенства людей по их умственным, психологическим, нравственным и организаторским качествам и способностям к управленческой деятельности.
Таким образом, в основе деления общества на политическую элиту и массы лежат объективные факторы политического, социального и экономического характера.
Признавая природообусловленность элитизма общества и зная объективные и субъективные факторы, определяющие появление политических элит, политология исследует и механизм их формирования (рекрутирования) и те функции, которые они выполняют.
Механизм формирования политических элит даже с учетом множества особенностей того или иного общества, государства реализуется двумя основными путями. Первый из них характеризуется относительной закрытостью механизма формирования политической элиты:
- социальная база ее формирования очень узкая;
- как правило, приток происходит за счет лиц из господствующих социальных слоев общества;
- круг лиц, осуществляющих отбор, ограничен;
- процесс рекрутирования (отбора) медленный, формализованный возрастом, полом, религией, партийностью и др.
Данная тенденция типична для государств с авторитарными и тоталитарными политическими режимами. Если говорить об общественных интересах, то данная тенденция приводит к застою, нарастанию кризисных явлений. Чем более замкнута политическая элита, тем менее она способна сохранить свое господство, утрачивая возможность эффективно управлять обществом.
Второй путь характеризуется:
- широким кругом людей, участвующих в процессе формирования политической элиты (прежде всего через демократическую избирательную систему);
- возможностью претендовать на занятие должности в политической структуре представителями любой социальной группы общества;
- конкурентным характером отбора;
- высокими требованиями к личным качествам и способностям претендентов на руководящие должности.
Второй путь формирования политической элиты более эффективен для общества в целом и характерен для государства с демократическим режимом, зрелым гражданским обществом.
И первый и второй пути формирования политической элиты исторически обусловлены: нельзя один путь безоговорочно осудить, а второй – признать единственно правильным. И тот и другой механизмы рекрутирования элиты обслуживают конкретное общество, государство в определенный исторический отрезок времени.
Для современной, посткоммунистической России необходимо завершить процесс создания новой системы рекрутирования элит, основанной на конкурентных началах и институциализации требований к деловым и нравственным качествам политических и административных руководителей. Как для демократического государства, для нее имеют первостепенную значимость не борьба с элитарностью, а формирование наиболее результативной, полезной для общества элиты, своевременное качественное обновление, предотвращение тенденции олигархизации, превращения в замкнутую господствующую привилегированную касту.
Как и любой субъект политической жизни, элиты выполняют в обществе ряд функций и решают множество задач. К числу важнейших относятся следующие:
- функция выработки стратегических решений. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий. Она проявляется в генерировании новых идей, в определении стратегического направления общественного развития, в выработке соответствующих концепций. Стратегическая функция в полной мере может быть реализована лишь на высшем уровне политической элиты – президентами, парламентариями, членами кабинета министров, советниками, помощниками президента, с использованием специалистов научно-исследовательских институтов, аналитических центров, крупных ученых.
Таким образом, выполнение политической элитой ее стратегической функции требует от нее высокого уровня компетентности и профессионализма;
- коммуникативная функция реализуется через налаживание коммуникаций, т.е. социального общения, между властью и обществом, элитой и массами. Это происходит через отражение в политических программах интересов и потребностей (политических, экономических, культурных, региональных, профессиональных и др.) различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях. В целях налаживания тесных контактов с различными социальными группами в каждом государстве политическое руководство использует регулярные личные встречи с людьми, поездки по стране и т.д.;
- организаторская функция предполагает эффективное решение элитой управленческих, мобилизационных и т.п. задач, направленных к исполнению своих программных установок, которые обеспечат стабильность и прогресс общества, а значит, и содержание у власти элиты как таковой.
Для этого политическая элита организует принятие соответствующих законов, формирует определенные ценностные ориентации у людей, воздействуя на их общественное сознание, координирует и контролирует деятельность региональных элит и т.д.
Политической элите объективно присуща интегративная функция, сущность которой состоит в обеспечении устойчивости экономической и политической систем, что, в конечном итоге, должно в целом укреплять стабильность общества и его поступательное развитие. Реализация политической элитой этой важной функции требует решения таких задач, как гармонизация социальных интересов различных социальных групп населения, достижение компромисса между элитами и его поддержание, политическое взаимодействие со всеми субъектами политического процесса, создание устойчивого равновесия политических сил, сохранение непрерывности интеграционного процесса и др. Неспособность политической элиты выполнять данную функцию приводит к катастрофическим последствиям: гражданским войнам, революциям, социальным потрясениям, которые сопровождаются насилием, дезинтеграцией общества и его распадом как социального организма.
Политология, занимаясь научным изучением политических элит, создала определенную ее типологию, положив в основу прежде всего объем власти и направления ее реализации. Исходя из этого критерия различаются следующие виды, или уровни, политической элиты: высшая, средняя, административная.
Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебных ветвях власти. Это численно достаточно ограниченный круг людей, принимающих наиболее значимые для всего общества политические решения, касающиеся судеб миллионов людей.
Средняя политическая элита формируется из огромного количества выборных должностных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, мэров, лидеров общественно-политических движений, руководителей избирательных округов и др.
Административная элита (бюрократическая) – это высший слой государственных служащих (чиновничество), занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления и оказывающих значительное влияние на политику.
Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых «субэлитой», - высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов, – в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.
В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные, например аристократия, ценностные – лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции, властные – непосредственные обладатели власти и функциональные – профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию. Среди элит также различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита), открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например дворянство.
Эти и другие типологии политических элит упрощают анализ систем власти в конкретных обществах, позволяют более определенно видеть динамику обновления элит, их смену и др.