Международное гуманитарное право
Соврем. МГП включает в себя 3 группы норм: нормы, действ-щие в нормальных ситуациях мирного времени; нормы, предназнач-ые для усл-ий вооруж. конфликтов с целью их наибольшей гуманизации; нормы, действ-щие как в мирное, так и военное время. МГП – сов - ть принципов и норм, касающихся закрепления, обеспечения, реализации и защиты прав челка. Ист-ки: м/н обычай и м/н дог-р – основной: универсальные:а) комплексные: м/н пакт о гражд. и пол.правах 1966 г. + 2 факультативных протокола (1-ый касается индивид-ых обращений в комитет по правам чел-ка (вступил в силу 01.01.92) 2-ой - отмены смерт. казни (принят в 1999 г. но РФ не уч-ет); м/н пакт об эк-ких, соц-ых, и культ-ых правах (1966) РФ уч-ет в обоих пактах; б) дог-ры, рег-щие статус отд-х категорий инд-дов: конвенция о статусе беженцев 1951 г.; о правах ребенка 1989 г.; о ликвидации всех форм дискриминации в отн-и женщин 1979; о полит.правах женщин 1982 г. в) дог-ры, касающиеся сотруд-ва гос-в в борьбе с массовым нарушением прав чел-ка: конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1956; о предупреждении преступности, геноцида и покаяние за него 1948; против пыток и др. жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинства видов обращения и наказания 1994; о ликвидации рабства институтов и обычаев, сходных с рабством 1926 г. (затем 1956 г.); г) дог-ры, реглам-щие защиту отдельных прав инд-дов: конвенции МОТ (О равном вознаграждении мужчин и женщин, о ликвидации принудит-го труда, о миним. возрасте к приему на работу), ЮНЕСКО (орг-ция ООН по вопросам образ-ия, науки и к-ры); д) дог-ры, направленные на защиту прав чел-ка на время воор-ых конфликтов: женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. региональные: а) Конвенция защиты прав чел-ка и осн. свобод. К ней - 12 доп. протоколов. Каждый протокол явл-ся отдельным м/н дог-ром – для участия в каждом гос-во выражает согласие на обязат-сть. 6 протокол кас-ся отмены смертной казни, РФ его подписала, но не ратифицировала. б) Конвенция о правах чел-ка и осн. свободах 1993 г. разработана и принята в рамках СНГ. в) Американская конвенция о правах чел-ка; г)Европ. Хартия регион-ых языков и языков меньш-в; д) Европ. соц-ая Хартия; ж)Европ. конвенция против пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство видов обращения и нак-ия 1987 г.
Война и международное право
Война - это феномен организованного коллективного насилия. Война это одно из проявлений конфликтов между человеческими обществами и структурами власти обществ. Война или ведение военных действий регулируется правом вооруженных конфликтов. Право вооруженных конфликтов – это подотрасль международного гуманитарного права. Процесс кодификации вооруженных конфликтов занял сотни лет. Право вооруженных конфликтов опирается главным образом на концепцию войны 19 века, когда были закреплены нормы для регулирования конфликтов международного характера и для защиты прав военнослужащих. Последнее время мало что меняется. В настоящее время международное гуманитарное право продолжает развиваться в направлении улучшения защиты гражданского населения и усиления роли норм права применимых к конфликтам не международного характера.
Вообще, сейчас, слово «война» не употребляется в международном праве. Война между двумя государствами называется, в соответствии с международным правом, вооруженный конфликт международного характера. Гражданская война соответственно называется вооруженный конфликт немеждународного характера.
Буквальное и доктринальное различия между данными конфликтами не совпадает, но единым для обоих подходов является различие в правовом регулировании. Если международный вооруженный конфликт регламентируется всей совокупностью норм международного гуманитарного права, то конфликт немеждународного характера подпадает под действие всей общей для всех женевских конвенций статьи 3 и второго дополнительного протокола.
Буквально толкуя положения женевских конвенций, под международным конфликтом мы понимаем любой межгосударственный вооруженный конфликт, а также борьбу народов против колониального господства, иностранной оккупации или расистских режимов.
Под немеждународными конфликтами понимается конфликт на территории одного государства между вооруженными силами этого государства и антиправительственными вооруженными формированиями или другими организованными вооруженными группами, которые находясь под ответственным командованием осуществляют такой контроль над частью её территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия.
В ситуации войны наблюдается массивное применение насилия вооруженными силами в организованном и согласованном порядке. Наличие ряда норм позволяет отличить вооруженный конфликт от хаоса, например комбатанты должны быть организованны в боевые подразделения, подчиняться вышестоящему командованию, а командование отдает приказы, обеспечивает поддержание дисциплины и в том числе подчинение нормам гуманитарного права.
Ещё в 1928 году война в международных отношениях была поставлена вне закона, было установлено что термин этот не применим и применяться должен термин вооруженный конфликт.
Устав ООН ограничивает применение силы между государствами и только в случае агрессии для самообороны можно использовать вооруженную силу. Вооруженный конфликт это лишь переходный период, методы его ведения не должны делать восстановление мира невозможным. Избегать лишних или несоразмерных конкретному военному преимуществу страданий или разрушений.
Важно проводить отличия между военными и гражданскими конфликтами. Военная операция законна лишь в том случае, когда служит средством достижения конкретной военной цели. Используемое оружие должно соответствовать этой цели и не причинять бессмысленных разрушений и страданий. Запрещенные виды оружия к примеру: ядерное, химическое, противопехотные мины, саморазрывающиеся пули.
Тактика ведения боевых действий должна позволять не только позволять проводить различия между гражданскими и военными действиями, но и оказывать помощь пострадавшим из числа военных лиц во время боя.
Женевские конвенции подписали все государства мира.
Статут международного уголовного суда, предусматривающий ответственность за преступления против человечности, которые могут быть совершены государствами персонифицировано, но Россия не подписала и не ратифицировала этот статут.