Характер юридической природы международной организации

Бывает координационный и наднациональный характер.

В большинстве своем международные организации имеют координационный характер. Международные организации создаются государствами и из государств и поэтому эффективность их работы зависит от самих государств, от качества их сотрудничества и их скоординированности. Например, статья 1 Устава ООН гласит, что ООН является центром согласования действий наций для достижения общих целей. Устав Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорит, что ВОЗ действует в качестве руководящего и координационного органа в международной работе по здравоохранению.

Координационный характер сводится не только к отношениям между государствами, но и к отношениям между организациями. Эти отношения иногда имеют субординационную сущность. Статья 25 Устава ООН гласит, что государства-члены подчиняются актам Совета безопасности и выполняют их.

Существуют международные организации, носящие наднациональный характер, когда государства делятся суверенитетом. С этим тесно связана надгосударственность.

Надгосударственность – это правовое качество международной организации, позволяющее ей в соответствии с утвержденными государствами-членами процедурой принимать решения обязательного характера, в том числе без прямого согласия на то заинтересованного государства. Надгосударственность возникает на этапе реализации целей и задач международных организаций. Суверенные государства-члены закрепляют в своем законодательстве положения о возможности возложения государственных прав на международную организацию государствами.

Надгосударственность как правовое качество международной организации возникает в связи с поиском наиболее эффективных международно-правовых путей решения государственных задач в рамках международной организации с учетом того, что между государствами кроме правового равенства, существует и объективное неравенство.

Надгосударственность в деятельности международных организаций обусловлено принципом суверенного равенства государств. Международная организация не может порождать права присущие суверенитету, поскольку природа её власти и власти государства различна. Примеры таких организаций – ЕС.

К слову: многие ученые говорят, что в настоящее время появляется третья правовая система Европейское право.

ООН: история, цели, принципы, членство, с/ма.

ООН – универ-я м/н орг-я. Этапы образования: 5 конференций. С окт 1943 Московская конф-ция (МИДы СССР, Великобр, США, посол Китая) по апрель 1945; Сан-Франц-кая конф-ция (учредители 5 гос-в: СССР, США, Великобр, Франция, Китай).

26.06.45 подписан устав, 24.10 45 вступил в силу.

Цели: (ст 1 устава) 1) поддержание мира и безопасности; 2) поддержание друж отн-ий м/у нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народов; 3) сотруд-во в реш-ии проблем (эк, культ, гум-х). 4) центр для согласования действий наций для достижения общих целей.

Принципы (ст 2): суверенное рав-во гос-в; неприменения силы при угрозе; мирное урегулир-е споров; невмешат-во в дела, входящие во внутр. компетенцию гос-ва; сотруд-во гос-в, самоопред-ние народов, тер-ная целостность, уважение прав чел-ка, добросовестное выполнение м/н обяз-в.

Члены ООН: 1. первоночальные (51 гос); 2. принятые. М.б принято любое миролюбивое гос-во, к-ое примет обяз-ти по уставу и желает их выполнять. Все гос-ва на добровольной основе.

Процедура вступления: 1) заява на вступление, 2) рекомен-ция СБ, 3) резолюция ген ассамблеи ООН. Член м.б исключен за систематич-ое нарушение принципов устава, и процедуры. Наст. время - 191 гос-во.

Главные органы: 1) ген ассамблея, 2) совет безоп-сти, 3) экон и соц совет, 4)совет по опеке, 5) м/н суд, 6) секретариат. Кажд м. иметь вспопогат-ый орган. Штаб-кв – Нью-Йорк, офиц яз: англ, фр, арабск, рус, китай, испан, генсек – Кофи Аннан.

Генеральная Ассамблея ООН.

- сессионный орган (каждый 3 вторник сентября). М. созываться спец сессии, по треб СБ ООН или больш-ва членов ООН (в теч 15 дней). М.б чрезвыч сессии – в связи с угрозой миру, акт агрессии, по требованию СБ или больш-ва членов (в теч 24 часа). Каждое гос-во направляет своего представителя, каждая делегация – 1 голос.

Компетенция:

а) любые вопросы в пределах устава, даже отнесённые к комп-ции др органов.

б) принимать новых членов,

в)рекомендации по вопросам,

г) избир-ет непостоянных членов СБ, членов ЭКОСОС и совета по опеке,

д) назн-ет судей м/н суда,

е)назн-ет генсека ООН по реком-ции СБ,

ж) утвержд-ет бюджет,

з) рассмат-ет вопросы о взносах членов ООН. Процедура принятия реш-я: по важн ? - квалиф больш-во (2/3), др ? – простым (1/2+1).

Совет безопасности ООН.

- постоянно действ-щий орган. Состоит из 15 гос-в (5 постоян+10 непост), избир-ся на 2 года. СБ действует от имени и в интересах всех гос-в-членов ООН.

Компетенция:

а)отвечает за м/н мир и безоп-сть;

б)расследует любые ситуации к-ые м. привести к прениям или спорам м/у гос-ми, квалиф-ет ситуацию как угрозу миру или нарушение мира или акт агрессии.

В завис-сти от квалиф-й принимает меры:

1) временные (резолюции, в к-ых напоминает о необх-сти соблюдать принцип мирного разрешения споров, процедуры, методы);

2 ) меры, не связ-ые с использ-ем вооруж-х сил (санкции – полный/частичный перерыв в экон отнош, прекращение сообщений ж/д, возд, морск). Резолюции носят обязат-ый хар-р, создаётся комитет по санкциям. Если ф/л, ю/л под юрисд-й гос-ва –члена ООН нарушает резолюцию, то комитет информирует гос-во, а оно принимает меры;

3) меры, связые с использованием воор-х сил (объед-е воор силы ООН).

Принятие решений: важные – 9 членов (постоянных 5), др – любые 9. Если гос-во воздерживается, то голосование м. пройти, а если оно против, то накладывается вето.

Международный суд ООН.

- главный суд орган ООН в Гааге. Осущ-т свою деят-ть на основе устава, к-ый вкл-ет в себя статут м/н суда. Споры м/у гос-ми: нарушение МП, возмещение ущерба, наруш-е конкретных м/н дог-в. Суд дает консультативные закл-я. 15 независимых судей, к-ые избир-ся и работают в личном кач-ве, не явл представителями гос-в.

Юрисдикция: споры м.б рассмотрены только когда стороны признают юрисдикцию суда.

Признание м.б выражено:

1) в любое время гос-во может заявить, что признают юрисдикцию суда обяз-ной, но м.б искл некот споры,

2) в конкретном м/н дог-ре могут предусмотреть, что споры по поводу принятия м/н дог-а будут рассм-ся м/н судом. Гос-во может сделать оговорку, что не признает, но она м.б снята,

3) по конкретному спору. Любой спор с согласия сторон м.б передан в м/н суд. Юрисд-я факульт-я, т.е не все споры, а только с согласия. Решение суда обязательно.

СНГ.

Распад СССР 8.12.1991 г. Белоруссия, Украина, Россия. В тот же день было принято соглаш-е о создании СНГ, к-ое подписано т. 3-мя гос-ми.

21.12.1991. – протокол, к-ый был подписан, кроме Грузии, всеми бывшими респ-ками СССР (12).

22.01.1993 г. – принятие Устава СНГ, вступил в силу 22.01.1994 г. Состав – 12 респ-к.

Осн. цели:

· сотруд-во во всех сферах;

· создание единого эк-го простр-ва;

· обеспечение и защита прав чел-ка;

· обеспечение своб. общения м/у гражданами гос-в – членов СНГ;

· поддержание м/н мира и безоп-сти, включая меры по разоружению;

· мирное разреш-е споров и конфликтов м/у гос-ми содруж-ва;

· осущ-ние правовой помощи м/у гос-ми-членами СНГ.

Структура СНГ:

1.Совет глав гос-в – сессионный орган. На ур-не глав гос-в СНГ решает принцип. вопросы, касающиеся д-ти СНГ.

2.Совет глав прав-в – сессионный орган. На ур-не глав прав-в координирует сотруд-во ОИВ гос-в- членов СНГ.

3.Совет министров ин. дел – сессионный орган. Осущ-ет координацию внешнепол-кой д-ти гос-в-членов СНГ.

4.Координац.-консультационный комитет действует постоянно. Осущ-ет текущую д-ть СНГ. Подготавливает предложения и проекты док-тов в рамках д-ти СНГ.

5.Экон. суд рассм-ет споры м/у гос-ми-членами СНГ, вытекающие из дог-ров эк-го хар-ра, и даёт толкование положениям такого дог-ра.

6.Комиссия по правам человека разрабатывает проекты м/н дог-ров в области прав чел-ка. М. рассм-ть инд. обращения → рекомендат-ый хар-р реш-ий.

7.Межпарламентская ассамблея – сессионный орган. Работают делегации нац-х парламентов. Ввели только в 1994 г. Заседания – в С-П.

8.Секретариат – адм.-тех. орган. Обеспечивает работу всех остальных органов СНГ. Возглавляет секретарь. Выступает от имени и в интересах СНГ с др. м/н орг-циями и др. гос-ми. Он нах-ся в Минске.

Офиц-ый язык – русский.

Совет Европы.

Создан зап-евр гос-ми в 1949, открыт для др евр гос-в. Осущ-т д-ть на основе устава. Компетенция: рассмат-ет вопросы, представляющие общий интерес, посвящённых соц-эк, культурной сфере, вопросы науки, образования, прав сфера, адм-ые вопросы, обеспечения защиты прав чел-ка, любые вопросы, кроме военных. Могут входить гос-ва, к-ые принимают обяз-ва по уставу.

Требования к кандидатам: 1) должен признавать верховенство права, 2) каждое гос-во обеспечивает всем лицам, находящимся на его тер-и права и свободы, т.е подписать конвенцию о правах и осн свободах чел-ка. Гос-во м.б исключено из СЕ, если нарушает обяз-ва по уставу, если не гарантирует права и свободы на своей тер-и. Членство в СЕ м.б приостанов-но. РФ – член СЕ 1992.

Процедура принятия гос-в : заявление на вступление, изучение гос-ва.

Стр-ра органов СЕ:

- Комитет министров

- Парламентская ассамблея (ПА)

- Конгресс местных и региональных властей

- Уполномоченный по правам чел-ка

- Секретариат.

ПА СЕ инициировала вопрос о приостановлении членства РФ в СЕ, но реш-е не было принято комитетом министров.

1. ПА СЕ – напр-ся делегация (2-18 чел-к, в РФ – 12). Орган сессионный, широкая компетенция, принимает декларации по любым вопросам.

2. Комитет министров – непол-кий орган, наблюдает за гос-ми-участниками по выполнению ими обяз-в перед СЕ. Контролирует исп-ие реш-ий Евр.суда по правам чел-ка.

3. Конгресс местных и регион-ых властей (создан в 1994г., не был предусмотрен в стр-ре СЕ изначально). Координирует д-ть, способствует сотруднич-ву в данной сфере у S-ов - гос-в-членов СЕ и АТЕ.

4. Уполномоч-ый по правам чел-ка – введён с 1995 г., изучает ситуации грубого и массового наруш-я прав чел-ка в гос-вах-членах СЕ, оформляет доклад и напр-ет в ПА СЕ. Если было нарушено, то:

• прекратить членство

• приостановит членство

• погрозить пальцем.

5. Секретариат – адм.-тех. орган, обеспечивающий работой всех остальных органов, возглавляемый ген. секретарём.

Офиц-ые языки СЕ – фр., англ.

Наши рекомендации