Международное право: понятие и предмет регулирования.

Международное право: понятие и предмет регулирования.

Международное право– совокупность юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Правовая система – это совокупность всех правовых явлений в государстве. Элементы: система права; правотворчество; правоприменение; правосознание; правовая идеология.

Предмет международного права – международные отношения – отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо государства. Включает отношения:

· между государствами – двусторонние и многосторонние отношения;

· между государствами и международными межправительственными организациями;

· между государствами и государствоподобными образованиями;

· между международными межправительственными организациями.

Международное право – особая система права

МП как система права – это совокупность принципов и норм, создаваемых определенными субъектами МП и регулирующих международные отношения.

Международное право имеет сложную систему, что обусловлено совмещением в нем общеправовых норм-принципов и общеправовых нормативных комплексов, с одной стороны, и отраслей как однородных комплексов норм в соответствии с предметом регулирования, а также внутриотраслевых институтов — с другой.

К первой категории относятся:

1) основные принципы международного права, составляющие его ядро и имеющие определяющее значение для всего механизма международно-правового регулирования;

2) общие для международного права институты, каждый из которых включает комплекс норм определенного функционального назначения, — комплекс норм о международной правосубъектности, комплекс норм о международном правотворчестве, комплекс норм о международном правоприменении (реализации правовых предписаний), комплекс норм о международно-правовой ответственности.

Ко второй категории относятся отрасли международного права, т. е. комплексы однородных и сложившихся, согласно предмету правового регулирования, норм. Они классифицируются как по тем основаниям, которые приняты во внутригосударственном праве (с некоторыми коррективами), так и по признакам, присущим именно международно-правовому регулированию. Перечень отраслей не во всем базируется на объективных критериях. К общепризнанным можно отнести (не затрагивая пока вопроса о наименованиях) такие отрасли: право международных договоров, морское право, международное космическое право и др.

В пределах отраслей существуют подотраслии правовые институтыкак нормативные мини-комплексы по конкретным вопросам регулирования. Так, в международном морском праве — группы норм, регламентирующих режимы территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, открытого моря, района морского дна за пределами национальной юрисдикции.

Признание государств.

В МП под признанием понимается акт, по которому одна сторона констатирует существование и правосубъектность другой.

Способы образования государств:

1) В результате коренных изменений в экономическом и политическом строе.

2) Объединение нескольких государств в одно.

3) Разделение одного государства на несколько государств.

4) В результате отделения от государства части территории и образования на ней самостоятельных государств.

5) Образование нового государства на месте бывшей колонии.

Момент, с которого новое государство становится субъектом МП.

Теории:

1) Конструктивная теория – только после признания всеми (большинством) существующими государствами.

2) Декларативная теория – с момента провозглашения.

Признание в современном МП не играет существенной роли. Факт признания со стороны существующих государств важен только для осуществления прав в качестве субъекта МП.

Способы признания государства:

1) Де-Юре (полное) – установление дипломатических отношений с новым государством, обмен дипломатическими представительствами и консульствами.

2) Де-Факто – заключение международных договоров по различным вопросам.

Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народом от 1960 года (все народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют своё экономическое, социальное и культурное развитие)

В данном акте принцип самоопределения является морально-политическим.

Принцип самоопределения охраняется международным правом.

Единственным условием для самоопределения нации является наличие специального политического органа. (право от государств уважать)

10. Правосубъектность индивидов: в МП нет норм, которые препятствовали бы индивидам приобретать права, представляемые МП. Современные нормы МП устанавливают права, обязанности, ответственность индивидов. Разрабатывается проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Сегодня применяется статут международного трибунала в правонарушениях, связанных с судебным преследованием лиц, ответственных за нарушения гуманитарного права на территории бывшей Югославии. Существует множество конвенций о предотвращении и наказаниях преступлений международного характера. Расширился круг международных норм, предоставляющих индивиду юридические возможности их обеспечения и защиты. В договорах защищаются также гражданские, семейные, трудовые отношения. Европейская конвенция по защите прав и свобод человека, ч.3 ст.46 Конституции РФ: каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства защиты.

Объекты правопреемства

• Международные договоры

• государственная собственность

• государственная собственность

• государственные долги

• членство в международных организациях (теория продолжительства)

РФ является продолжателем СССР в членстве международных организациях. А также в других ситуациях РФ является правопреемником (по договорам, обязательствам и так далее).

Существуют неписаные (обычные) нормы в соответствии с которыми есть вопросы которые решаются уставами международных организаций.

Генеральная Ассамблея ООН.

- сессионный орган (каждый 3 вторник сентября). М. созываться спец сессии, по треб СБ ООН или больш-ва членов ООН (в теч 15 дней). М.б чрезвыч сессии – в связи с угрозой миру, акт агрессии, по требованию СБ или больш-ва членов (в теч 24 часа). Каждое гос-во направляет своего представителя, каждая делегация – 1 голос.

Компетенция:

а) любые вопросы в пределах устава, даже отнесённые к комп-ции др органов.

б) принимать новых членов,

в)рекомендации по вопросам,

г) избир-ет непостоянных членов СБ, членов ЭКОСОС и совета по опеке,

д) назн-ет судей м/н суда,

е)назн-ет генсека ООН по реком-ции СБ,

ж) утвержд-ет бюджет,

з) рассмат-ет вопросы о взносах членов ООН. Процедура принятия реш-я: по важн ? - квалиф больш-во (2/3), др ? – простым (1/2+1).

Совет безопасности ООН.

- постоянно действ-щий орган. Состоит из 15 гос-в (5 постоян+10 непост), избир-ся на 2 года. СБ действует от имени и в интересах всех гос-в-членов ООН.

Компетенция:

а)отвечает за м/н мир и безоп-сть;

б)расследует любые ситуации к-ые м. привести к прениям или спорам м/у гос-ми, квалиф-ет ситуацию как угрозу миру или нарушение мира или акт агрессии.

В завис-сти от квалиф-й принимает меры:

1) временные (резолюции, в к-ых напоминает о необх-сти соблюдать принцип мирного разрешения споров, процедуры, методы);

2 ) меры, не связ-ые с использ-ем вооруж-х сил (санкции – полный/частичный перерыв в экон отнош, прекращение сообщений ж/д, возд, морск). Резолюции носят обязат-ый хар-р, создаётся комитет по санкциям. Если ф/л, ю/л под юрисд-й гос-ва –члена ООН нарушает резолюцию, то комитет информирует гос-во, а оно принимает меры;

3) меры, связые с использованием воор-х сил (объед-е воор силы ООН).

Принятие решений: важные – 9 членов (постоянных 5), др – любые 9. Если гос-во воздерживается, то голосование м. пройти, а если оно против, то накладывается вето.

Международный суд ООН.

- главный суд орган ООН в Гааге. Осущ-т свою деят-ть на основе устава, к-ый вкл-ет в себя статут м/н суда. Споры м/у гос-ми: нарушение МП, возмещение ущерба, наруш-е конкретных м/н дог-в. Суд дает консультативные закл-я. 15 независимых судей, к-ые избир-ся и работают в личном кач-ве, не явл представителями гос-в.

Юрисдикция: споры м.б рассмотрены только когда стороны признают юрисдикцию суда.

Признание м.б выражено:

1) в любое время гос-во может заявить, что признают юрисдикцию суда обяз-ной, но м.б искл некот споры,

2) в конкретном м/н дог-ре могут предусмотреть, что споры по поводу принятия м/н дог-а будут рассм-ся м/н судом. Гос-во может сделать оговорку, что не признает, но она м.б снята,

3) по конкретному спору. Любой спор с согласия сторон м.б передан в м/н суд. Юрисд-я факульт-я, т.е не все споры, а только с согласия. Решение суда обязательно.

СНГ.

Распад СССР 8.12.1991 г. Белоруссия, Украина, Россия. В тот же день было принято соглаш-е о создании СНГ, к-ое подписано т. 3-мя гос-ми.

21.12.1991. – протокол, к-ый был подписан, кроме Грузии, всеми бывшими респ-ками СССР (12).

22.01.1993 г. – принятие Устава СНГ, вступил в силу 22.01.1994 г. Состав – 12 респ-к.

Осн. цели:

· сотруд-во во всех сферах;

· создание единого эк-го простр-ва;

· обеспечение и защита прав чел-ка;

· обеспечение своб. общения м/у гражданами гос-в – членов СНГ;

· поддержание м/н мира и безоп-сти, включая меры по разоружению;

· мирное разреш-е споров и конфликтов м/у гос-ми содруж-ва;

· осущ-ние правовой помощи м/у гос-ми-членами СНГ.

Структура СНГ:

1.Совет глав гос-в – сессионный орган. На ур-не глав гос-в СНГ решает принцип. вопросы, касающиеся д-ти СНГ.

2.Совет глав прав-в – сессионный орган. На ур-не глав прав-в координирует сотруд-во ОИВ гос-в- членов СНГ.

3.Совет министров ин. дел – сессионный орган. Осущ-ет координацию внешнепол-кой д-ти гос-в-членов СНГ.

4.Координац.-консультационный комитет действует постоянно. Осущ-ет текущую д-ть СНГ. Подготавливает предложения и проекты док-тов в рамках д-ти СНГ.

5.Экон. суд рассм-ет споры м/у гос-ми-членами СНГ, вытекающие из дог-ров эк-го хар-ра, и даёт толкование положениям такого дог-ра.

6.Комиссия по правам человека разрабатывает проекты м/н дог-ров в области прав чел-ка. М. рассм-ть инд. обращения → рекомендат-ый хар-р реш-ий.

7.Межпарламентская ассамблея – сессионный орган. Работают делегации нац-х парламентов. Ввели только в 1994 г. Заседания – в С-П.

8.Секретариат – адм.-тех. орган. Обеспечивает работу всех остальных органов СНГ. Возглавляет секретарь. Выступает от имени и в интересах СНГ с др. м/н орг-циями и др. гос-ми. Он нах-ся в Минске.

Офиц-ый язык – русский.

Совет Европы.

Создан зап-евр гос-ми в 1949, открыт для др евр гос-в. Осущ-т д-ть на основе устава. Компетенция: рассмат-ет вопросы, представляющие общий интерес, посвящённых соц-эк, культурной сфере, вопросы науки, образования, прав сфера, адм-ые вопросы, обеспечения защиты прав чел-ка, любые вопросы, кроме военных. Могут входить гос-ва, к-ые принимают обяз-ва по уставу.

Требования к кандидатам: 1) должен признавать верховенство права, 2) каждое гос-во обеспечивает всем лицам, находящимся на его тер-и права и свободы, т.е подписать конвенцию о правах и осн свободах чел-ка. Гос-во м.б исключено из СЕ, если нарушает обяз-ва по уставу, если не гарантирует права и свободы на своей тер-и. Членство в СЕ м.б приостанов-но. РФ – член СЕ 1992.

Процедура принятия гос-в : заявление на вступление, изучение гос-ва.

Стр-ра органов СЕ:

- Комитет министров

- Парламентская ассамблея (ПА)

- Конгресс местных и региональных властей

- Уполномоченный по правам чел-ка

- Секретариат.

ПА СЕ инициировала вопрос о приостановлении членства РФ в СЕ, но реш-е не было принято комитетом министров.

1. ПА СЕ – напр-ся делегация (2-18 чел-к, в РФ – 12). Орган сессионный, широкая компетенция, принимает декларации по любым вопросам.

2. Комитет министров – непол-кий орган, наблюдает за гос-ми-участниками по выполнению ими обяз-в перед СЕ. Контролирует исп-ие реш-ий Евр.суда по правам чел-ка.

3. Конгресс местных и регион-ых властей (создан в 1994г., не был предусмотрен в стр-ре СЕ изначально). Координирует д-ть, способствует сотруднич-ву в данной сфере у S-ов - гос-в-членов СЕ и АТЕ.

4. Уполномоч-ый по правам чел-ка – введён с 1995 г., изучает ситуации грубого и массового наруш-я прав чел-ка в гос-вах-членах СЕ, оформляет доклад и напр-ет в ПА СЕ. Если было нарушено, то:

• прекратить членство

• приостановит членство

• погрозить пальцем.

5. Секретариат – адм.-тех. орган, обеспечивающий работой всех остальных органов, возглавляемый ген. секретарём.

Офиц-ые языки СЕ – фр., англ.

Подготовка и принятие текста договора. Полномочия.

Разработка может быть по дипломатическим каналам (без встреч) или путем переговоров (с небольшим количеством участников), в рамках международных организаций или международных конференций каждое государство направляет своего представителя для участия в различных МД. Ему даются полномочия - документ, удостоверяющий право лица участвовать в заключении МД. Полномочия не требуются главе государства, главе Правительства, министрам иностранных дел – им не требуются полномочия для осуществления всех действий по заключению МД. Главе дипломатических представительств, главе представительств при международных организациях, главе делигации на конференции не требуются полномочия лишь при разработке и принятии текста МД. Перечень лиц - в Венской конвенции 1969 г. В ФЗ РФ «О МД РФ» перечень расширен (руководитель ФОИВ при межведомственных договорах).

Конференция начинается со сдачи полномочий, например, главному секретарю; лицу, определяемому регламентом конференции, генеральному секретарю (в рамках международной организации).

Способ принятия текста:

1) голосование (простое большинство голосов, квалифицированное большинство – 2/3 от присутствующих и участвующих). На международных конференциях – квалифицированное большинство.

2) консенсус – может затянуться на долгие годы, пока не достигнут соглашения.

Толкование м/н дог-ров.

- это выяснение действительного смысла и содержания.

ВК 1969 уст-ет принципы толкования:

1. должны толковаться добросовестно,

2. терминам д. придаваться их обычный смысл,

3. для толк-я использ-ся контекст, включая преамбулу и все док-ты, принятые к данному дог-ру.

Венская Конвенция дает доп. ср-ва толк-я: обст-ва заключения м/н договоров, подготовительные мат-лы. Но эти вспомогательные ср.-ва использ-ся, если толкование приводит к двусмысленным или абсурдным выводам.

Виды толкования:

1)аутентичное – то, к-ое дается гос-ми, закл-ми дог-р (в спец соглашениях, протоколах). Данное тол-е обладает наивысшей силой.

2)тол-е м/н орг-ми,

3)одностороннее толк-е – в толковательных заявл-х – разл гос орг-ми.

4) научное толк-е осущ-ся отдел ученые, научными коллективами.

Война и международное право

Война - это феномен организованного коллективного насилия. Война это одно из проявлений конфликтов между человеческими обществами и структурами власти обществ. Война или ведение военных действий регулируется правом вооруженных конфликтов. Право вооруженных конфликтов – это подотрасль международного гуманитарного права. Процесс кодификации вооруженных конфликтов занял сотни лет. Право вооруженных конфликтов опирается главным образом на концепцию войны 19 века, когда были закреплены нормы для регулирования конфликтов международного характера и для защиты прав военнослужащих. Последнее время мало что меняется. В настоящее время международное гуманитарное право продолжает развиваться в направлении улучшения защиты гражданского населения и усиления роли норм права применимых к конфликтам не международного характера.

Вообще, сейчас, слово «война» не употребляется в международном праве. Война между двумя государствами называется, в соответствии с международным правом, вооруженный конфликт международного характера. Гражданская война соответственно называется вооруженный конфликт немеждународного характера.

Буквальное и доктринальное различия между данными конфликтами не совпадает, но единым для обоих подходов является различие в правовом регулировании. Если международный вооруженный конфликт регламентируется всей совокупностью норм международного гуманитарного права, то конфликт немеждународного характера подпадает под действие всей общей для всех женевских конвенций статьи 3 и второго дополнительного протокола.

Буквально толкуя положения женевских конвенций, под международным конфликтом мы понимаем любой межгосударственный вооруженный конфликт, а также борьбу народов против колониального господства, иностранной оккупации или расистских режимов.

Под немеждународными конфликтами понимается конфликт на территории одного государства между вооруженными силами этого государства и антиправительственными вооруженными формированиями или другими организованными вооруженными группами, которые находясь под ответственным командованием осуществляют такой контроль над частью её территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия.

В ситуации войны наблюдается массивное применение насилия вооруженными силами в организованном и согласованном порядке. Наличие ряда норм позволяет отличить вооруженный конфликт от хаоса, например комбатанты должны быть организованны в боевые подразделения, подчиняться вышестоящему командованию, а командование отдает приказы, обеспечивает поддержание дисциплины и в том числе подчинение нормам гуманитарного права.

Ещё в 1928 году война в международных отношениях была поставлена вне закона, было установлено что термин этот не применим и применяться должен термин вооруженный конфликт.

Устав ООН ограничивает применение силы между государствами и только в случае агрессии для самообороны можно использовать вооруженную силу. Вооруженный конфликт это лишь переходный период, методы его ведения не должны делать восстановление мира невозможным. Избегать лишних или несоразмерных конкретному военному преимуществу страданий или разрушений.

Важно проводить отличия между военными и гражданскими конфликтами. Военная операция законна лишь в том случае, когда служит средством достижения конкретной военной цели. Используемое оружие должно соответствовать этой цели и не причинять бессмысленных разрушений и страданий. Запрещенные виды оружия к примеру: ядерное, химическое, противопехотные мины, саморазрывающиеся пули.

Тактика ведения боевых действий должна позволять не только позволять проводить различия между гражданскими и военными действиями, но и оказывать помощь пострадавшим из числа военных лиц во время боя.

Женевские конвенции подписали все государства мира.

Статут международного уголовного суда, предусматривающий ответственность за преступления против человечности, которые могут быть совершены государствами персонифицировано, но Россия не подписала и не ратифицировала этот статут.

Открытое море.

ОМ – все части моря, к-ые не входят в искл. эк-кую зону, тер-ное море или внутр. морские воды к.-л. гос-ва. Правовой режим устан-ся т. конв-цией 1982г. ОМ – простр-во, к-ое относится к м/н тер-ии, → , все гос-ва м. осущ-ть свободы: судоходство, полеты, прокладка кабеля и трубопровода, возведение искусственных островов, установок и сооружений, руболовство, научные исследования. ОМ д. исп-ся т. в мирных целях, т.е. запрещ-ся осущ-ть испытание оружия, проводить военные маневры и учения. Морские суда в ОМ подчин-ся юрис-ции гос-ва флага. Если судно имеет нес-ко национальностей, то оно признается как неимеющее нац-сти. Это судно м.б. остановлено и досмотрено любым военным кораблем, к-ый м. осущ-ть д-ть по отн-ию к судам св. гос-ва. Военные корабли обладают иммунитетом. Военный корабль в отн-ии любого судна м. осущ-ть действия, если есть достаточные осн-ия полагать, что судно занимается пиратством или работорговлей, либо несанкционированными вещами, если неподнят флаг и отказ-ся это сделать. Любое прибрежное гос-во м. осущ-ть преследование по горячим следам, если прибрежное гос-во имеет основание считать, что судно нарушило законы и правила данного гос-ва. Такое преследование д. начаться во внутр. морских водах или тер-ном море или в прилежащей зоне, если судно нарушило з-ны и правила прибрежного гос-ва, регламентир-щего правовой режим искл эк зоны и конт-го шельфа. Преследование д. вестись непрерывно, до захода судна в тер-ное море др гос-ва. Это право осущ-ся т. военными кораблями или летательными аппаратами.

Моря и океаны.

Правовой режим уст-ся конв-цией 1982г. Дно =район, нач-ся после конт-го шельфа. Район и его ресурсы (все твердые, жидкие или газообразные минеральные рес-сы, включая полиметаллин, конкреции в состоянии недвиж-сти, находящиеся на поверхности дна и в его недрах) явл-ся общим достоянием всего чел-ва. Ни 1 гос-во не м. претендовать на суверенитет части дна; ни 1 гос-во, ф/ю/л не может присваивать части дна; от имени чел-ва действует орган по морскому дну. Порядок его создания и д-ти рег-ся конвенцией по морскому дну 1982г. Орган – орг-ция, члены к-ой – участники конвенции 1982г., в рамках к-ой гос-во осущ-ет и контролирует д-ть в районе. Ресурсы морского дна не подлежат отчуждению, однако полезные ископаемые м.б. отчуждены на условиях, предусмотренных договором м/у органом и соответствующим гос-вом, ф/ю/л. В стр-ру органа входит предприятие, к-ое осущ-ет текущую д-ть, контроль за д-тью, к-ая осущ-ся на дне. Дно открыто для научных исследований. Дно частично демилитаризировано: запрещ-ся размещение на дне и его недрах ядерного оружия и любого оружия массового уничтожения. Гос-ва несут ответ-ть за сохранение ресурсов дна. Для этого заключают м/н дог-ры. Посвящен раздел IX конвенции 1982г.

69. Правовой режим косм-го прост-ва и небесных тел:

дог-р « о принципах д-ти гос-в по исследованию и использованию космич-го простр-ва, включая Луну и др небесные тела» 1967 г., соглаш-е «о д-ти гос-в на Луне и др небесных телах» 1979. Но РФ только в первом. Космич-е простр-во – м/н тер-ия, она открыта для использования и исслед-я для всех гос-в, свободна для научных исслед-й, к-ые д. осущ-ся во благо и интересах всех гос-в, а рез-ты – достояние всего чел-ва. Косм-е простр-во – является, частично, демилитаризованной тер-ей, и там нельзя осущ-ть испытания ядерного оружия и др массового уничтожения на осн-ии дог-ра «о запрещении испытаний яд-го оружия в атмосфере, косм-м простр-ве, под водой» 1963. РФ в нем участвует. Луна и др небесные светила явл полностью демилитаризованными. Нельзя размещать воен базы и проводить воен учения (соглаш-е «о Луне» 1979). По демилитар-и действует двустор-й м/н договор СССР и США «по ограничению систем противоракетной обороны» 1972.

70. Международно-правовой режим природных ресурсов включает режим живых ресурсов и режим минеральных ресурсов.

Согласно Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. любой их промысел проводится в соответствии с принципами: 1) предотвращения сокращения численности любой популяции до уровней ниже таких, которые обеспечивают их устойчивое положение; 2) поддержания экологических взаимосвязей между вылавливаемыми и связанными с ними популяциями морских живых ресурсов; 3) предотвращения изменений в морской экосистеме, которые являются принципиально необратимыми на протяжении двух или трех десятилетий. Для осуществления целей и принципов Конвенции из ее участников учреждается Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики.

Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г. обязывает не забивать и не отлавливать в этом районе определенные виды тюленей, за исключением строго оговоренных в Конвенции случаев.

Действие Конвенции по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. было отложено, поскольку предусмотренные ею меры по обеспечению экологической безопасности были признаны недостаточными.

В Мадриде 4 октября 1991 г. был подписан Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике. Его участники характеризуют Антарктику как природный заповедник, предназначенный для мира и науки. Протокол запрещает в Антарктике любую деятельность в отношении минеральных ресурсов, за исключением научных исследований (ст. 7). Запрет будет действовать до разработки нового режима в отношении освоения минеральных ресурсов с учетом приемлемости такой деятельности в интересах всех государств.

В компетенцию предусмотренных Договором консультативных совещаний входит обмен информацией, взаимные консультации, разработка рекомендаций правительствам стран-участниц о принятии мер, содействующих реализации принципов и целей договора, включая меры относительно: 1) использования Антарктики только в мирных целях; 2) содействия научным исследованиям в Антарктике; 3) содействия научному сотрудничеству в Антарктике; 4) содействия осуществлению инспекций; 5) вопросов, касающихся осуществления юрисдикции; 6) охраны и сохранения живых ресурсов Антарктики. Рекомендации подлежат утверждению всеми странами — участницами Договора. Вступившие в силу рекомендации являются составной частью международно-правового режима Антарктики.

Статья V Договора об Антарктике запрещает проведение в Антарктике ядерных взрывов и удаление в этот район радиоактивных материалов. Первое Консультативное совещание государств — участников Договора рекомендовало правительствам своих стран обмениваться информацией относительно применения ядерного оборудования и техники в указанном районе.

Каждое государство — участник Консультативных совещаний имеет право назначать неограниченное число наблюдателей, которые должны быть гражданами государств, их назначающих. Любой наблюдатель имеет полную свободу доступа во все районы Антарктики в любое время.

Территория этого континента, а также станции, установки и оборудование в его пределах, морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки снаряжения, материалов или персонала всегда открыты для инспекции. Наблюдение с воздуха может проводиться во всякое время над любым районом Антарктики. О результатах контроля наблюдатели составляют доклады, которые направляются государствам — участникам Консультативных совещаний.

Государства обязаны заблаговременно информировать друг друга о всех экспедициях на этот континент, совершаемых их судами или гражданами, а также о всех экспедициях, организуемых на их территории или направляющихся с их территории, о всех станциях в Антарктике, занимаемых их гражданами, о любом военном персонале или оснащении, предназначаемом для отправления в Антарктику.

Наблюдатели и научный персонал, а также сопровождающий их персонал находятся в Антарктике под юрисдикцией того государства, гражданами которого они являются.

71. Международное воздушное правопредставляет собой совокупность норм, регулирующих отношения государств в сфере использования воздушного пространства, организации воздушных сообщений, коммерческой деятельности и обеспечения безопасности гражданской авиации. Оно охватывает два аспекта: 1) правовое регулирование международных полетов в воздушном пространстве того или иного государства; 2) правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве.

Каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством, находящимся в пределах его сухопутной и водной территории. Иначе говоря, воздушное пространство в указанных пределах является неотъемлемой частью территории государства. Правовой режим воздушного пространства государства определяется национальным законодательством. Однако при этом государство учитывает и те международные обязательства, которые касаются международных воздушных связей. Государство должно следовать общепризнанным принципам международного права, в частности принципам суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела и сотрудничества, что обязывает его распоряжаться своим воздушным пространством с учетом интересов других государств, т. е. не нарушать их прав в пределах их суверенной территории и в пределах международного воздушного пространства.

Основным источником международного воздушного права являются международные договоры. Первым многосторонним договором, установившим основы данной отрасли международного права, стала Парижская конвенция 1919 г. Она признала полный исключительный суверенитет государства над своим воздушным пространством. В то же время Конвенция установила право «мирного пролета» иностранных воздушных судов в воздушном пространстве других государств.

72. Международное право окружающей среды— это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения по поводу охраны природной среды, ее рационального использования и воспроизводства, регламентирующих сотрудничество государств в этой сфере в целях обеспечения благоприятной для жизни человечества экосистемы.

Государства обладают суверенитетом над природными ресурсами в пределах своей территории. Принцип неотъемлемого суверенитета был отражен в ряде международных документов, в частности в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами» 1962 г., в принятой на Стокгольмской конференции 1972 г. по проблемам окружающей человека среды Декларации об окружающей среде: «Государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды».

Государства должны рационально использовать природные ресурсы, учитывая их потенциальные возможности, необходимость воспроизводства, не допуская необратимых негативных последствий. Они не должны изменять естественные природные условия на своей территории, если это оказывает вредное воздействие на природу других государств. Данное требование является конкретизацией общего принципа права «пользуйся так своим, чтобы не вредить другому». Применительно к международному праву окружающей среды этот принцип был сформулирован в Стокгольмской декларации 1972 г.: «Государства несут ответственность за то, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов, находящихся за пределами национальной юрисдикции». Он выражен также в международных договорах, в частности в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г., в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.

Государства несут международную ответственность за экологический ущерб. Воплощением такой ответственности стали арбитражные и судебные решения по межгосударственным спорам об ущербе в результате загрязнения.

В международном праве закреплены также такие положения, как свобода исследования окружающей среды, содействие международному природоохранному сотрудничеству, оценка трансграничных экологических последствий, обмен информацией и взаимные консультации.

Международное право: понятие и предмет регулирования.

Международное право– совокупность юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Правовая система – это совокупность всех правовых явлений в государстве. Элементы: система права; правотворчество; правоприменение; правосознание; правовая идеология.

Предмет международного права – международные отношения – отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо государства. Включает отношения:

· между государствами – двусторонние и многосторонние отношения;

· между государствами и международными межправительственными организациями;

· между государствами и государствоподобными образованиями;

· между международными межправительственными организациями.

Наши рекомендации