Вопрос 34. Международный суд ООН.
Международный Суд ООН— главный судебный орган ООН. Его предшественником считается Постоянная палата международного правосудия, действовавшая в рамках Лиги Наций в 1922—1940 гг.
Правовая основа:Устава ООН и Статут Международного Суда, образующий неотъемлемую часть Устава. Также Суд имеет свой регламент.
Статут включает четыре главы: I — Организация Суда; II — Компетенция Суда; III — Судопроизводство; IV — Консультативные заключения.
Все члены Организации являются ipso facto (т. е. в силу членства)участниками этого Статута. Предусмотрена возможность участия в Статуте и других государств, не являющихся членами ООН, на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Таков, например, статус Швейцарии.
Если участниками Статута как международно-правового акта являются государства, то членами Суда являются индивиды — судьи, избираемые из числа лиц высоких моральных качеств, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым для назначения на высшие судебные должности, или являются юристами с признанным авторитетом в области международного права . Весь состав судей в целом должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира.
Состав суда:15 членов, в числе которых не может быть двух граждан одного и того же государства. РФ представлена в Суде. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, которые проводят выборы одновременно и независимо друг от друга; для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов. Срок полномочий члена Суда — 9 лет, но возможно переизбрание. Он не может быть отрешен от должности, кроме случая, когда, по единогласному мнению других членов Суда, он перестает удовлетворять предъявляемым требованиям. Суд избирает председателя и вицепредседателя на трехлетний срок с возможным переизбранием, а также назначает секретаря. Члены Суда при исполнении судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
Место пребывания и деятельности Суда— г. Гаага (Нидерланды). По решению Суда возможно проведение его заседаний в других местах.
Суд является постоянно действующим органом. Он заседает, как правило, в полном составе; для образования судебного присутствия считается достаточным кворум в 9 судей. По мере необходимости образуются камеры в составе 3 (или более) судей для разбора определенных категорий дел.
Официальные языки:французский и английский. На этих языках готовятся материалы, ведется судопроизводство, формулируются решения. По ходатайству стороны ей должно быть предоставлено право пользоваться другим языком, не относящимся к категории официальных.
Стороны выступают в Суде через представителей и могут пользоваться помощью поверенных или адвокатов. Все эти лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для самостоятельности выполнения их обязанностей.
Судопроизводство состоит из двух элементов — письменного и устного. Слушание проводится публично, но Суд может принять и иное решение и стороны могут потребовать недопуска публики.
Компетенция Международного Суда:
Основная функция Суда — разрешение споров между государствами. К ведению Суда относятся все дела, которые передаются ему государствами как сторонами в споре, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями.
Согласно ст. 38 Статута Суд решает переданные ему споры на основании международного права и применяет:
а) международные конвенции, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
б) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
г) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
При этом сделана оговорка о праве Суда, с согласия сторон, разрешать дела ex aequo et bono (по справедливости и добросовестности).
Решение Судаобязательно для участвующих в деле сторон. Каждый член Организации обязуется выполнить решение Суда по тому делу, в котором он является стороной. В случае невыполнения одной из сторон решения Суда Совет Безопасности ООН может по просьбе другой стороны сделать рекомендации или принять меры для приведения решения в исполнение.
Вторая функция Международного Суда — принятие консультативных заключений по юридическим вопросам. Такие заключения могут запрашивать Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности, а также другие органы ООН и специализированные учреждения (так, 8 июля 1996 г. Суд вынес два консультативных заключения по родственным темам: 1) относительно законности применения государством ядерного оружия в вооруженном конфликте (по запросу ВОЗ); 2) относительно угрозы или применения ядерного оружия (по запросу Генеральной Ассамблеи ООН).
Вопрос 35. СНГ.
Создание СНГ: руководители трех республик, входящих в состав СССР, — Республики Беларусь, РФ (РСФСР) и Украины — подписали8 декабря 1991 г. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и заявили в этом документе, что "Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование".
В настоящее время Содружество объединяет 12 государств — ранее союзных республик СССР (не участвуют в СНГ только государства Балтии — Литовская, Латвийская и Эстонская Республики).
Устав СНГ:был принят Советом глав государств СНГ 22 января 1993 года, в нем сказано: "Решение об Структура Устава СНГ:состоит из преамбулы и девяти разделов, имеющих 45 статей.
В Уставе, как и в Соглашении, определены сферы совместной деятельности, реализуемой через общие координирующие институты. Разделы посвящены: членству, коллективной безопасности и военно-политическому сотрудничеству и тд. Разд. VI регламентирует структуру, статус, полномочия, порядок деятельности органов Содружества.
Юридическая природа СНГ:"Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями". СНГ - межгосударственное образование с координационными полномочиями.
1. Содружество создано самостоятельными государствами и основано на принципе их суверенного равенства, а именно это обстоятельство имеется в виду при оценке производной правосубъектности международной организации.
2. Содружество имеет свой Устав, фиксирующий устойчивые функции СНГ, его цели и сферы совместной деятельности государств-членов, а именно такие черты характеризуют функциональную правосубъектность международной организации.
3. Содружество имеет четкую организационную структуру, разветвленную систему органов, выступающих в качестве координирующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных институтов (так они квалифицируются в отдельных актах СНГ).
Таким образом, СНГ — региональная международная организация.
Членство в СНГ. Различаются:
а) государства — учредители Содружества — это государства, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о создании СНГ и Протокол к нему к моменту принятия Устава;
б) государства — члены Содружества — это те государства-учредители, которые принимают на себя обязательства по Уставу в течение одного года после его принятия Советом глав государств (т. е. до 22.01.1994 г.);
в) присоединившиеся государства — это государства, принявшие на себя обязательства по Уставу путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов;
г) государства со статусом ассоциированного члена — это государства, присоединяющиеся к Содружеству на основании решения Совета глав государств с намерением участвовать в отдельных видах его деятельности на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве.
Допускается выход государства из Содружества при условииизвещения о таком намерении за 12 месяцев до выхода.
Правовое регулирование совместной деятельности. Сферы совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты:
• обеспечение прав и основных свобод человека;
• координация внешнеполитической деятельности;
• формирование и развитие общего экономического пространства, таможенная политика;
• развитие систем транспорта и связи;
• охрана здоровья и окружающей среды;
• вопросы социальной и миграционной политики;
• борьба с организованной преступностью;
• оборонная политика и охрана внешних границ.
По взаимному согласию государств-членов перечень может быть дополнен.
Правовая база межгосударственных отношений - многосторонние и двусторонние соглашения.
Система органов СНГ:
1) органы, предусмотренные Уставом (уставные органы):Совет глав государств, Совет глав правительств, Координационно-консультативный комитет, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Совет командующих пограничными войсками, Экономический суд, Комиссия по правам человека.
1) органы, создаваемые на основе соглашений или по решению Совета глав государств и Совета глав правительств (иные органы):Исполнительный секретариат, Совет руководителей внешнеэкономических ведомств, Межгосударственный совет по антимонопольной политике, Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и тёхногенного характера, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ и др.
Постоянные полномочные представители:они находятся при органах Содружества с целью поддержания взаимных связей, защиты интересов представляемого государства, участия в заседаниях органов, в переговорах. Согласно Положению о таких представителях, они пользуются на территории государств, признавших институт представителей, привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми дипломатическим агентам.
МОЖНО НЕ ДИКТОВАТЬ, НО ЛУЧШЕ СПРОСИ)):
Совет глав государств является высшим органом Содружества. Он обсуждает и решает принципиальные вопросы деятельности государств-членов в сфере их общих интересов и собирается на заседания 2 раза в год (возможны внеочередные заседания).
Совет глав правительств координирует сотрудничество исполнительный власти государств-членов и собирается на заседания четыре раза в год.
Совет министров иностранных дел (СМИД) осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, взаимодействие дипломатических служб
Совет министров обороны (СМО) ведает вопросами военной политики, военного строительства и безопасности, координирует деятельность министерств (комитетов) обороны государств-членов,
Главное командование Объединенных Вооруженных Сил осуществляет руководство ими, а также группами наблюдателей и коллективными силами по поддержанию мира в Содружестве.
Совет командующих пограничными войсками компетентен в вопросах охраны внешних границ государств-членов и обеспечения стабильного положения на них.
Координационно-консультативный комитет является постоянно действующим исполнительным органом Содружества. Он во исполнение решений Совета глав государств и Совета глав правительств вырабатывает предложения по вопросам сотрудничества в рамках СНГ, организует совещания представителей и экспертов для подготовки проектов документов, обеспечивает проведение заседаний Исполнительный секретариат ведает организационно-административными вопросами деятельности СНГ; его возглавляет Исполнительный секретарь СНГ.
Экономический суд — орган рассмотрения споров по заявлениям государств — участников СНГ и институтов Содружества, а также толкования вопросов юридического характера.
Комиссия по правам человека является консультативным органом, наблюдающим за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-членами в рамках Содружества. Она состоит из представителей государств и действует на основе Положения.
Рабочим языком Содружества является русский язык.
Местом пребывания большинства постоянно действующих органов СНГ, в том числе Координационно-консультативного комитета, Исполнительного секретариата, Экономического суда и Комиссии по правам человека, является город Минск.
Вопрос 36. Совет Европы.
Совет Европы как региональная международная организация существует с 1949 г. Он был учрежден десятью западноевропейскими государствами, а в настоящее время охватывает почти все европейское пространство. Членами Совета Европы являются 40 государств, включая Российскую Федерацию с 28 февраля 1996 г.
Штаб-квартира Совета Европы расположена в г. Страсбурге (Франция). При штаб-квартире аккредитировано Постоянное представительство Российской Федерации. Официальные языки — английский и французский. Учреждена Межведомственная комиссия Российской федерации по делам Совета Европы как координационный орган.
Учредительные документы: Устав Совета Европы от "5 мая 1949 г. и Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949 г.
Органы Совета Европы:
Комитет Министров, состоящий из министров иностранных дел государств-членов или других членов правительств. Комитет принимает заключения по рассматриваемым вопросам в форме рекомендаций правительствам. По определенным вопросам его решения имеют обязательный характер.
Парламентская Ассамблея*, включающая в себя представителей каждого государства-члена, избираемых (назначаемых) из состава его парламента. Предусмотрено различное представительство: от Германии, Великобритании, Франции, Италии, России — по 18, от Испании, Турции, Украины — по 12, от Греции, Бельгии и др. — по 7 представителя и тд. Ассамблея является совещательным органом, дающим рекомендации Комитету Министров.
Конгресс местных и региональных властей Европы, представляющий соответствующие органы государств-членов и включающий делегации от территориальных образований. Его работа проходит в палате местных органов власти и палате регионов.
Секретариат, являющийся административным органом Совета Европы и возглавляемый Генеральным секретарем (избирается Парламентской Ассамблеей на 5 лет).
Конвенция о защите прав человека и основных свобод предусмотрела создание двух специальных органов —Европейской Комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека. Как в Комиссии, так и в Суде были представлены все государства — члены Совета Европы. Протокол № 11 к Конвенции произвел реорганизацию — замену Комиссии и Суда единым постоянным органом — Европейским Судом по правам человека .