Вопрос 5. Источники международного права: понятие, виды
Источники международного права - это формы воплощения согласованных решений государств, формы существования международно-правовых норм.
Данные формы государства определяют сами.
Презумпция разнообразия источников отражена в преамбуле Устава ООН, в которой выражена решимость народов Объединенных Наций "создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права".
Традиционные формы:международный договор и международный обычай.
Новые формы: акты международных конференций и совещаний и актов международных организаций (имеются в виду не все такого рода акты, т.к. документы конференций, совещаний, организаций имеют декларативный либо рекомендательный характер, а именно те акты, которые принимаются в целях установления новых правил взаимоотношений субъектов МП).
При рассмотрении вопроса об источниках международного права существенное значение имеет ст.38 Статута Международного Суда ООН, согласно которой Суд применяет международные договоры, международные обычаи, общие принципы права, а также "судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм".
Таким образом, существует всего 4 источника международного права: международные договоры, международные обычаи, акты международных конференций, акты международных организаций.
1. Международный договор - это международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких, а также независимо от его конкретного наименования ("договор", "конвенция"," "соглашение" "протокол", "устав" итд) - Венская конвенция о праве международных договоров.
2. Обычай - устойчивая практика в разрешении определённой ситуации иднтично применяемая в нескольких государствах (напр., вновь прибывшего в страну иностранного посла встречает в аэропорту или на вокзале руководитель протокольной службы МИДа страны пребывания).
3. Акты международных конференций и международных организаций:
Международные конференции и организации являются лишь способом принятия международно-правовых норм государствами (нормативные акты, приятые в процессе заседаний, являются актами именно государств, а не организаций или конференций). Акты же конференций и организаций, как правило, не имеют нормативного значения (являются просто правомприменительными или рекомендательными). Однако иногда государства по своему желанию могут придать актам конференций и организаций юридически обязательный характер:
1. Например, Потсдамская конференция руководителей трех государств — СССР, США и Великобритании 1945 г., завершилась подписанием Протокола о конференции. В протоколе были зафиксированы предписания относительно обращения с Германией, территориальных вопросов, ответственности главных военных преступников. Нормативный и юридически обязательный характер этого итогового документа не вызывал сомнений (хотя это не международный договор, а всего лишь протокол)
2. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. конкретизирует основные принципы международного права, ссылки на данный акт содержатся во многих международных документах, что также говорит о его нормативном характере.
3. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, утверждённая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, установила императивную норму о запрещении колониализма
4. Устав Международного трибунала с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории Югославии, утверждённый резолюцией Совета Безопасности ООН
Данные 4 акта являются самостоятельными актами международных конференций и организаций, однако государства признали за ними безусловный нормативный характер.