Оценка государственных программ, ее типы.
Общая роль оценки в государственном менеджменте заключается в проведении мер всестороннего и постоянного отслеживания и корректировки хода реализации различных мероприятий государственного менеджмента таких, например, как государственная целевая программа или ситуативное решение. Тем самым оценка обеспечивает обратные связи между органом и объектом управления.
Типы оценок
В программном менеджменте используются перспективная, текущая и итоговая оценки.
Можно сказать, что задачи оценки выступают основаниями выделения трех основных типов оценки:
Оценка целей и планируемых мероприятий программы или перспективная оценкавключает анализ различных альтернатив решения проблемы, обоснованность выбранного направления, верифицируемость показателей приближения кпоставленным целям, мотивацию предполагаемых вовлеченных в программу группи организаций, финансовую обеспеченность планируемых мероприятий.Перспективная оценка представляет собой вид прогноза последствий (явных инеявных) выполнения программы.
Оценка хода процесса выполнения или текущая оценка(промежуточная,диагностическая, мониторинг) программ включает изучение методов управления,их эффективности, способностей и возможностей организационных структурсправиться с поставленными задачами, способности мобилизовать имеющиесяресурсы, компетентность руководителей и пр. Текущая оценка программы – этопостоянное отслеживание хода работ (в рамках программы, проекта илиорганизации) для сравнения текущего состояния дел с планом. Текущая оценка проводится для получения оперативной информации о состоянии дел. Важнейшая ее часть – показатели (индикаторы), по которым можно судить о ходе выполнения программы. Текущая оценка должна быть «встроена» в программу с самого начала. Для этого необходимо сделать следующее:
− Определить измеряемые показатели (индикаторы), по которым можно будет отслеживать ход программы.
− Установить источники информации для проведения текущей оценки (организации, отделы, отдельные люди или группы людей, документы и т.д.).
− Выбрать методы сбора информации.
− Определить частоту и график сбора информации с учетом интенсивности оцениваемой деятельности.
− Назначить ответственных за получение необходимой информации и договориться с теми, кто эту информацию будет предоставлять.
− Определить технологию обработки и анализа получаемой информации.
− Спланировать, как и кому будут переданы данные текущей оценки, а также, кто и как будет их использовать.
− Учесть в бюджете программы расходы, необходимые для проведения текущей оценки.
Оценка результатов или итоговая оценкапрограмм (завершающая, обобщающая) предполагает изучение того, в какой степени были выполнены поставленные задачи и цели, удалось ли полностью осуществить запланированные мероприятия и достичь соответствующих показателей. Именно здесь, пожалуй, самыми трудными проблемами являются неясно поставленные цели и отсутствие набора хорошо измеряемых показателей. Это проблемы оцениваемости выбранного объекта, так как не все социальные явления поддаются количественной оценке. Оценка результатов включает оценку экономической
эффективности, которая проводится на основании двух методов : издержки - выгоды, издержки - эффективность. Она позволяет определить насколько рационально были израсходованы соответствующие ресурсы, выделенные подданную программу. По выводам итоговой оценки выносится суждение об эффективности программы и формулируются рекомендации на будущее.
Перспективная оценка | Текущая оценка | Итоговая оценка |
Проводится перед началом осуществления программы Анализируются прогнозы возможных последствий реализации программы Полученная информация используется для решения о начале выполнения программы и корректи- ровке ее целей и содержания. | Проводится непрерывно Запланированные деятельность и результаты сравниваются с фактическими Полученная информация используется для улучшения работы по программе | Проводится на ключевых этапах реализации программы Анализируются причины достижения/не достижения запланированных результатов Полученная информация может использоваться как для улучшения работы по данной программе, так и для уточнения планов на будущее |
Оценка может проводиться как исходя из внутренних потребностей выполнения программы, так и по заказу внешних структур (спонсоров программы). В государственном менеджменте особую значимость имеет внутренняя оценка, поскольку этот тип оценки связан с воплощением на практике концепции «управления, ориентированного на цели».
Исторически сложилось так, что основными потребителями результатов
оценки и, следовательно, основной группой лиц, формулирующих вопросы для ее
проведения, стали те, кто эту оценку финансировал. Однако этот акцент начал
смещаться. Эксперты понимают, что существуют различные группы “спонсоров”,
которые имеют законное право знать, какую “продукцию” производит программа.
К числу “ спонсоров ” могут принадлежать:
• заказчики программы
• менеджеры программы
• непосредственные клиенты программы
• перспективные клиенты программы
Проведение программной оценки, как
правило, включает следующие основные этапы:
1. Постановка цели.
2. Определение задания на проведение оценки.
3. Планирование оценки. Определение методов и
инструментов для сбора информации.
4. Сбор информации.
5. Анализ информации.
6. Подготовка отчета.
7. Сообщение о результатах оценки.