Управление государственными программами.
Для обеспечения достижения поставленных целей с минимальными затратами ресурсов при разработке программы должна быть детально проработана система управления ее выполнением. Эта система должна четко определять кто, что и когда должен делать при осуществлении контроля хода выполнения мероприятий программы, координации усилий ее участников и выработке необходимых управленческих решений, предусматривающей корректировку поставленных целей в зависимости от хода выполнения программы.
Программа, как инструмент управления, имеет смысл только тогда, когда создаются специальная интегрированная система управления, объединяющая методические, организационные, ресурсные и иные факторы ее реализации.
Система управления программой призвана контролировать соответствие фактического хода работ по программе запланированному и вырабатывать решения в случае возникновения несоответствия между ними. Без управляющей системы программа по прошествии уже небольшого времени с момента начала ее выполнения превратится в документ, имеющий мало общего с действительностью.
Для своевременного обнаружения необходимости выработки решений должны осуществляться сбор информации о ходе выполнения программы, ее обработка и анализ. Кроме этого, управляющая система должна обеспечивать информирование о состоянии работ по программе ее участников и вышестоящих органов управления.
При проектировании системы управления реализацией программы помимо ее организационной структуры должен быть определен порядок взаимодействия между органами управления и структурой информационных потоков. Наряду с этим должен быть спроектирован механизм выработки оперативных решений в случае возникновения непредвиденных обстоятельств внутри контрольных периодов.
Методологическая системная модель управления программой состоит из трёх блоков:
- субъекты управления;
- объекты управления;
- процесс управления осуществлением программы.
Субъекты управления – это активные участники разработки программы, взаимодействующие при выработке и принятии управленческих решений в процессе его осуществления (стейкхолдеры). К основным субъектам управления программой относятся: инвесторы, государственный заказчик, генподрядчики, исполнители. Объектами управления могут быть:
• программы (подпрограммы);
• контракты (проекты), реализуемые в организациях или на предприятиях;
• фазы жизненного цикла объекта управления: концепция, разработка, реализация, завершение.
Процесс управления осуществлением программы реализуется посредством прямой и обратной связей между субъектами и объектами управления и представляет собой более сложную структуру. Её составляют уровни управления, функции управления, стадии процесса управления и завершение программы и его частей.
В свою очередь, уровни управления включают:
• стратегический уровень охватывает весь жизненный цикл программы и соответствует ее организационно-экономическому уровню;
• годовой уровень управления рассматривает работы программы, выполнение которых запланировано в течение года;
• оперативный уровень управления – работы, выполнение которых запланировано в течение текущего времени.
Функции управления включают:
• управление предметной областью программы;
• управление программой по временным параметрам;
• управление затратами в программе;
• управление качеством в программе;
• управление программными рисками;
• управление персоналом в программе;
• управление коммуникациями в программе;
• управление контрактами в программе;
• управление изменениями в программе.
Стадии процесса управления включают:
• инициализацию – организацию и запуск программы и ее частей;
• планирование работ программы;
• организацию и контроль работ программы;
• анализ и регулирование хода работ программы.
Управление программами – интегрированный процесс. Действия (или их отсутствие) в одном направлении обычно влияют и на остальные направления. Такая взаимосвязь заставляет балансировать между задачами программы – часто улучшения в одной области может быть достигнуто лишь за счет ухудшения в другой.
Можно сказать, что современное профессиональное управление
программами базируется на следующих основных концептуальных принципах:
• Четкое определение целей, результатов и работ программы с учетом
возможных приемлемых рисков.
• Определение центров ответственности за программу в целом и
отдельные u1077 ее части.
• Создание системы комплексного и прогнозирующего планирования
работ и параметров программы.
• Создание системы контроля и регулирования хода выполнения
программы.
• Создание управляющей команды программы с целью объединения и
координации усилий всех исполнителей, вовлеченных в нее.