Типы, стадии и факторы государственных решений.
Государственное решение - Выбор и обоснование определенных действий государственных органов, направленных на достижение общественных целей
Характеристики государственного (управленческого) решения:
1. Является результатом выбора между несколькими альтернативами.
2. Результат выбора влияет на других людей и воспринимается ими как обязательный к исполнению.
Типы государственных решений
¨ Политические и административные
¨ Запрограммированные и незапрограммированные
Политические решения – решения, опирающиеся на властные полномочия принимающего их лица (ЛПР) и предусматривающие распределение (перераспределение) общественных ресурсов в интересах определенных социальных групп.
Административные решения – решения, направленные на реализацию функций гос. органов в соответствии с существующими нормами и правилами.
Запрограммированные решения – рутинные, повторяющиеся, имеющие аналоги в прошлом (принятие бюджета).
Незапрограммированные – инновационные (принятие ФЦП, нац. Проекты)
Процесс принятия решений
Последовательность действий, включающих следующие стадии:
¨ постановка проблемы,
¨ сбор информации,
¨ определение возможных альтернатив,
¨ выбор одной из альтернатив в соответствии с иерархией ценностей действующих лиц.
Процесс принятия решений
Стадии | Этапы |
Признание необходимости решения | Признание проблемы, Формулирование проблемы, Определение критериев успешного решения |
Выработка решения | Разработка альтернатив, Оценка альтернатив, Выбор альтернатив |
Выполнение решения | Организация выполнения решения, Анализ и контроль выполнения решения, Обратная связь и корректировка |
Факторы процесса принятия решений
1. Лицо, принимающее решение (ЛПР)
2. Зависимые от ЛПР переменные
3. Независимые от ЛПР переменные
4. Ограничения (внутренние и внешние) на параметры зависимых и независимых переменных – область допустимых решений
5. Альтернативы
6. Критерии для оценки альтернатив
7. Возможности осуществления принятого решения
1. Лицо, принимающее решение (ЛПР) – индивид или группа, наделенных необходимыми полномочиями для принятия решения и отвечающих за его последствия
Решение – вступление России в ВТО
ЛПР – президент, правительство
2. Зависимые от ЛПР переменные, т.е. имеющие определенное отношение к проблеме факторы, на которые может влиять ЛПР
Пакет мер, адаптирующий экономическую и торговую политику РФ к требованиям ВТО
3. Независимые от ЛПР переменные, т.е. имеющие определенное отношение к проблеме факторы, на которые не может влиять ЛПР, но на которые могут влиять другие лица или группы. Зависимые и независимые переменные образуют окружающую среду проблемы, на решению которой направлено решение
Условия вступления в ВТО: «зеленая», «желтая» и «синяя» корзины
4. Ограничения (внутренние и внешние) на параметры зависимых и независимых переменных, создающие область допустимых решений
Уровень конкурентоспособности н.х РФ, производительность труда в промышленности и с.х., масштабы внешней торговли в целом и с отдельными странами
5. Альтернативы, определяемые параметрами зависимых и независимых переменных, а также самим процессом выбора
6. Критерии (количественные или качественные) для оценки альтернатив
7. Возможности осуществления принятого решения.
Принятие государственных решений в РФ
¨ Ориентация на политическую ренту=>ориентация не на граждан, а на крупный бизнес
¨ Снижение конкурентности процесса принятия решений: контроль за медиарынком, административный ресурс на выборах, демонтаж партийной системы, отсутствие гр. общества.
Решения и механизм реализации:
1. Стратегия и структура: у нас стратегич. цели не декомпозированы, не доведены до отделов, т.е. стратегия сама по себе, а структура (отделы) сами по себе.
2. Стратегия и личность: человек ощущает себя винтиком, а он должен знать общие цели, сопоставлять свои действия и цели с организационными.
3. Планирование превратилось из инструмента в атрибут.
4. Стратегию должны разрабатывать те, кто ее выполняет. Здесь не подходит типично армейское (бюрократическое) разделение на генералов и капитанов.
5. Диктат финансовых ресурсов: все определяет министерство финансов.