Основные подходы к пониманию коррупции.

Понятие коррупция

«коррупция» происходит от латинского слова «corrumpere» - подкупать.

Современное значение он приобрел в Европе в XV-XVI веках.

Российские источники упоминают о коррупции, начиная с XII в.. В качестве терминов для обозначения проявлений коррупции использовались слова:

¨ «мздоимство» - подразумевалось принятие должностным лицом взятки за совершение действия, входящего в круг его обязанностей;

¨ «лихоимство» - получение взятки за совершение служебного проступка или преступления в сфере служебной деятельности.

Дж.Сентурия: «Злоупотребление публичной властью ради частной выгоды».

Кодекс поведения должностного лица по поддержанию правопорядка (Резолюция 34/169 Генеральной ассамблеи ООН 17.12.1979 г.): «Незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением».

273-ФЗ: «Незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряжённое с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами».

Причины

Фундаментальные:

¨ Модернизация

¨ Власть как средство обогащения

Организационные:

¨ Слабость административных и судебных органов

¨ Отсутствие разумного применения санкций за несоблюдение норм и правил

Социетальные:

¨ Традиционное неуважение к закону

Подходы определения "Коррупция".

Поскольку коррупция -- явление системное, к нему надо подходить с разных сторон. Предлагается 4 определения:

1. Отклонение от нормы -- служебной этики, неких моральных принципов. В этом смысле она корениться в самой структуре гос-ва ("Принципал-агентская" структура гос-ва). Принципал -- все гос-во, общ-ва; агент -- конкретный чиновник, гос служащий.

В этой модели принципал передает агенту права (полномочия, ресурсы), чтобы он представлял интересы всего принципала. Коррупция возникает потому, что агент пренебрегает интересами принципала в пользу своих собственных корыстных целей.

В этом случае возможна следующая трактовка коррупции: "Использование служебного положения в личных целях", "Злоупотребление служебным положением".

Служебное положение -- некие рамки поведения, диктуемые принципалом. Отклонение от этих правил и норм в сторону собственных интересов и есть коррупция.

Вывод: Коррупция корениться в гос-ве как таковом, поскольку принципал-агентская модель лежит в основе гос-ва (следовательно, она неискоренима).

2. Коррупция как реализация интересов.

Коррупция существует потому, что она выгодна различным слоям населения. В этом случае это, может быть, единственное средство заставить власть эффективно работать в интересах конкретного индивида. (Пример с превышением скорости и дачей взятки инспектору ГАИ.)

Для гос чиновника коррупция - необходимый стимул в работе (иногда средство выжить и продолжить хоть какую-нибудь деятельность).

Коррупция для предпринимателя -- это способ экспорта привычных рыночных отношений в область власти; взятка позволяет им взглянуть на чиновника, как на равного себе -- партнера. Она позволяет облегчить (ускорить, улучшить) процессуальные формальности, условия ф-ционирования орг-ции и проч. Взятка -- способ обеспечения конкурентных преимуществ.

Коррупция для политика -- Политик с помощью взятки решает практически те же задачи, что и бизнес-мен: ограничивает политическую кон-цию, конкурентные преимущества на выборах.

3. Коррупция -- универсальная стратегия поведения крупных социальных групп.

Гос служащие: осознавая, что гос-во относится к их заслугам не соответствующим образом, они "наказывают" гос-во таким образом. -- коллективная стратегия наказания гос-ва.

Для иллюстрации, различия в зарплате в бизнесе и на гос службе:

для нижших должностей -- в 3-5 раз, для средних -- в 7-10 раз, для высших -- в 13-15 раз.

Для европейских стран столь сильные различия нехарактерны. Президент Российской Федерации поучает 6300, премьер-министр -- 56000.

Стратегия поведения для бизнеса: у бизнеса нет того, что есть у гос служащих, -- власти, возможности регулировать предпринимательскую д-ть. Они прибегают к коррупции, чтобы конвертировать имеющийся у них ресурс -- деньги в требуемый им -- власть (принятие тех или иных нормативных актов, решений и проч.).

4.Коррупция -- показатель развала гос-ва, все меньшей его способности выполнять свои обязанности более или менее эффективно.

Условия и виды коррупции.

Формы коррупции

¨ низовая (мелкая, повседневная): например, взятка за регистрацию предприятия

¨ вершинная (крупная, элитарная): например, использование административного ресурса для получения «нужного» результата выборов.

Виды коррупции

1. «Политическая» коррупция:

участие высших должностных лиц в бизнесе

криминальное лоббирование

торговля инсайдерской информацией

2. Коррупция на государственной гражданской службе

вознаграждение от исполнителей ФЦП, ФАИП и пр.

создание условий и участие в специфическом бизнесе

взятки при реализации контрольных и надзорных функций

взятки за назначение на коррупционно опасные должности

взятки за более качественное исполнение должностных обязанностей

3. Коррупция в правоохранительных органах

вымогательство взяток у бизнеса

взятки за неисполнение должностных обязанностей,

вознаграждение за непринятие мер к коррупционерам

4. Коррупция в бюджетных учреждениях

взятки за более качественную работу

платные услуги

«Мягкая коррупция»

Непотизм – кумовство, раздача постов и льгот родственникам

Кронизм – устойчивые дружеские отношения между высшими должностными лицами государства

Наиболее коррупционные сферы в госуправлении

• получение государственных заказов

• получение лицензий и разрешений на ведение бизнеса

• взаимодействие с противопожарной службой и строительной инспекцией

• неофициальные платежи при решении налоговых вопросов и уплате налогов

• оформление собственности на недвижимость

Причины коррупции.

Экономические причины коррупции – это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами.

Институциональными причинами коррупции считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая распространение синекур и возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих.

Социально-культурными причинами коррупции являются деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия «власть имущих».

В тех странах, где действуют все три группы факторов (это, прежде всего, развивающиеся и постсоциалистические страны), коррупция наиболее высока. Напротив, в странах западноевропейской цивилизации эти факторы выражены гораздо слабее, поэтому и коррупция там более умеренная.

Предельно лаконичное определение основных причин коррупции некоторые зарубежные экономисты выражают следующей формулой:

коррупция = монополия + произвол – ответственность.

Это значит, что возможности коррупции прямо зависят от монополии государства на выполнение некоторых видов деятельности (например, производить закупки оружия) и от бесконтрольности деятельности чиновников, но обратно зависят от вероятности и тяжести наказаний за злоупотребления.

Юридические причины коррупции:

- Существование большого кол-ва некачественных законов;

- Слабое исполнение судебных решений и плохое содержание судей;

- Неразвитость гражданского общ-ва;

- УкоренЈнность недемократических политических традиций (слабость законодательных институтов).

Последствия коррупции.

Экономические:

- Расширение теневой экономики (приводит к уменьшению налоговых поступлений в бюджет);

- Нарушение конкурентных механизмов рынка (в выигрыше часто оказывается не наиболее конкурентоспособный, а получивший максимальные преимущества);

- Замедление появления эффективных частных собственников (нарушения в ходе приватизации);

- Неэффективное использование бюджетных средств для проведения конкурсов и тендоров (повышение цен засчЈт коррупционных накладных расходов).

Социальные:

- Обостряется бюджетный кризис: не выплачиваются зарплаты, пенсии, пособия, заработная плата гос служащим;

- Подкрепляется и увеличивается резкое имущественное неравенство;

- Корумпированность правоохранительных органов способствует росту организованной преступности.

Политические:

- Падает престиж страны на международной арене;

- Снижается уровень политической конкуренции: граждане разочаровываются в ценностях демократии, растЈт требование "порядка" -- авторитарной власти.

Позитивные свойства коррупции.

На каком-то этапе развития общ-ва (переходном этапе) коррупция позитивно влияет на развитие и ф-ционирование предпринимательства. Но потом чиновничеству становится невыгдно повышать эффективность собствнной д-ти, избавляться от лишних ф-ций и проч. Они будут стремиться извлекать ту же выгоду, что и раньше.

Наши рекомендации