Система государственного управления.

Содержание понятия «государственное управление.

Государство - Публичный социально-политический институт, организующий и контролирующий через систему права совместную деятельность людей с целью производства общественных благ

Государственное управление - Профессиональная деятельность государственных чиновников по выполнению законов и других правил, принимаемых законодательной и исполнительной властями и судом

Две проблемы

Политика: «Что должно делать государство?»

Управление: «Как оно может лучше делать то, что должно?»

Цели государственного управления

1. Удовлетворение потребностей населения, выходящих за возможности экономического рынка

2. Обеспечение справедливости – перераспределение ресурсов и обеспечение социальных гарантий населению

3. Обеспечение порядка

Основные ресурсы:

-Связанные с государственной собственностью и государственным бюджетом

-Государство имеет возможность за счёт налогов взять новые источники ресурсов – значит государство может обязать часть населения предоставить эти ресурсы.

Деятельность:

-Профессиональная деятельность чиновников в государственных учреждениях, на реализацию решений правительства.

-Взаимодействие и поиск баланса – основная проблема.

Система государственного управления.

• Органы государственного управления, их взаимоотношения, функции

• Государственная служба

• Процессы государственного управления (принятие решений, бюджетный процесс, формирование и осуществление программ …)

Особенности ГУ:

Основные цели:

-Предоставление необходимых услуг (ОВИР, бесплатные квартиры) – т.е. те услуги, которые не может предоставить рынок( общественные товары).

-Социальная помощь, связанная с социальной справедливостью (связанная с перераспределением благ)

-Обеспечение безопасности.

Система POSDCRB чёткое выделение управленческих ф-ций на микроуровне в государственных и бизнес-структурах. Гулик в 1937 г. опубликовал книгу "Теория организаций", где и обосновал систему POSDCORB:

• P - планирование

• O - организация

• S - управление персоналом

• D - руководство

• CO - координация

• R - отчетность

• B - бюджетирование

Государственное управление (Governance) -совокупность традиций и институциональных образований, с помощью которых органы власти управляют страной:

• процессы выбора, контроля и замены правительства - Politics

• способность правительства формулировать и проводить политику - Policy

• уважение граждан и государства к институтам, руководящим социальным и экономическим взаимодействием в обществе - Polity

Администрирование - Деятельность иерархически построенного аппарата управления по исполнению политических решений

Индекс GRICS – состоит из 6 индексов, осуществляющих мониторинг ситуации:

1) качество законодательства.

2) Политич. Стабильность.

3) Доверие к правительству.

4) Компетентность чиновников.

5) Качество услуг.

6) Коррупционность чиновников.

Издержки этого механизма:

-дихотомия между политикой и властью (чиновники не всегда выполняют решения политиков) – выделены следующие принципы:

а) иерархия ( чиновники подчиняются только своим начальникам по должности)

б) аполитичность ( чиновник должен исходить только из своих основных обязанностей)

в) аппарат должен формироваться на основе системы заслуг.

Принцип субсидиарности - При формировании любой вертикальной системы управления, особенно управления территориями, необходимо эту систему строить не сверху вниз а снизу вверх.

Система государственного управления.

• Органы государственного управления, их взаимоотношения, функции

• Государственная служба

• Процессы государственного управления (принятие решений, бюджетный процесс, формирование и осуществление программ …)

Критика «менеджеризма» в государственном управлении.

Менеджеризм

Современные исследователи государственного менеджмента сосредотачиваются на изучении коммуникаций, связей и взаимодействий между менеджерами государственных, частных и общественных организаций, поскольку именно в этой сфере принимаются собственно реальные решения и осуществляются управленческие функции. Разработка проблемы управляемости - не принуждение, а кооперация государства в отношениях с частным бизнесом. Позитивные возможности государства в экономическом развитии определяются не его силой, а способностью создавать и поддерживать "сетевые структуры".

Критика менеджеризма

Во-первых, существуют основательные возражения против идеи рассмотрения граждан как клиентов, и против доводов в пользу предпринимательства. Государство не может ориентироваться исключительно на платежеспособный спрос клиентов, что нарушает основополагающие принципы социальной справедливости. Из-за того, что государственный и частный сектора так существенно различаются, предпринимательские, конкурентные модели частного сектора могут привести к созданию параллельных структур, выполняющих одни и те же функции, что создает больше путаницы, чем ясности в государственном управлении.

Во-вторых, утверждается, что нельзя заменить норму закона на рыночное поведение, и реальной опасностью является снижение уровня внутренних связей в государственном аппарате, что размывает необходимую для государственной бюрократии иерархию. Противники идей менеджеризма считают, что для демократического управления необходимо, чтобы право, а не конкуренция, управляло государственной бюрократией. Идеи «нового государственного управления» дают менеджерам низшего уровня слишком большую власть, чтобы самостоятельно решать, что представляет собой закон, и как он должен исполняться.

В — третьих, критики утверждают, что сторонники менеджеризма ошибаются в определении источников основных проблем. Менеджеризм утверждает, что основная проблема - это дисфункции административной системы, не позволяющие честным и работоспособным чиновникам проявить свои способности и, прежде всего, инициативу. Их критики, напротив, защищают административную систему и утверждают, что проблемы проявляются в несостоятельных политических суждениях и волеизъявлении политиков.

Содержание и основные уроки административных реформ за рубежом.

Административная реформа - целенаправленные изменения в организационных структурах, управленческих процессах и административных процедурах органов власти и управления, направленные на повышение эффективности их работы и качества предоставляемых ими услуг

Административные реформы на Западе

• разделение трех функций

• внедрение механизмов оценки эффективности

• введение оплаты по результатам

• приватизация государственных функций

• сокращение влияния правовых ограничений

• внедрение механизмов обратной связи оценки удовлетворенности клиентов

Уроки:

1. Определение показателей результативности и формирует систему обратной связи, что определяет устойчивость системы и качество управления

2. Широкое участие представителей гражданского общества

3. Единый критерий успешности реформы -

степень формализуемости результата для реформируемой госструктуры или функции

АР Начались в связи с общим недовольством населения в 70-ые гг. 20 века в связи с реальной практикой "Гос-ва всеобщего благоденствия" -- соц политика большинства развитых стран обанкротились, т.е. основных целей не достигла. Более того, возникли следующие проблемы:

- Увеличивалась бедность;

- Возрастал дефицит бюджета;

- Разрастался госаппарат.

Встал вопрос об эффективности д-ти госаппарата, появилось недоверие населения гос-ву.

Встал вопрос: "Каким образом гос-ву регулировать общественное развитие?"

Это породило АР. Выделяют 4 группы стран:

1. Англосаксонская -- Великобритания, США, Новая Зеландия, Австралия (в Астралии реформы были проведены наиболее радикально, построены на чистой концепции государственного менеджмента.

Были реализованы 4 основные позиции:

а) Ориентир на качество предоставляемых государством услуг;

б) Внедрение системы конкуренции среди гос организаций, основанной на принципах частного сектора;

в) Квантификация (кол-венное выражение) стоящих перед государством целей;

г) Ориентация на клиента, учёт многообразия потребностей -- гос-во начинает зависеть от приоритетов "клиентов".

Сильная сторона этой ориентации:

- Переход от административного гос-ва (акцент на процедуры, правила, нормы) к эффективному гос-ву (акцент на результаты, к-ые рассматриваются как Outcome-based results -- результаты второго уровня, не количественно, а кач-венно: уменьшилась преступность в к.-либо общине, повысились возможности для выпускников получить работу и проч.).

Эти реформы также показали слабости государственного менеджмента:

1. Усилилась проблема информационной ассимитрии (раньше гос сектор этим не отличался);

2. Усилился разрыв между органами, вырабатывающими политику (ориентирующимися на общие ценности и интересы населения), и и гос орг-циями, непосредственно предоставляющими услуги (ориентирующимися на конкретного клиента).

3. Возникло противоречие между гражданином и потребителем: "На кого ориентировано гос-во?"

Граждане перед гос-вом равны, а потребители -- нет: приоритет отдаётся тем, кто в силах обеспечить платёжеспособный спрос.

Как следствие, обострилась проблема социальной справедливости.

Плюсы:

1. New Public Management (Новое гос управление) повысило престиж гос службы;

2. Возросла оплата труда и её дифференциация;

3. Усилилась связь между результатами д-ти и самой оплатой;

4. Ресурсы общ-ва стали использоваться гораздо более рационально (появились возможности чаще использовать критерии Паретто).

Угрозы для общ-ва:

а) Усиление соц дифференциации и рассогласованности интересов различных слоёв (групп) населения;

б) Усилилась проблема саботажа со стороны чиновников.

2 группа стран -- Наполеоновские страны -- Франция, Швейцария, Италия.

АР стала осуществляться в сер. 80-ых гг.. Лейд-мотив -- предоставление больших полномочий местным органам ГУ (децентрализация).

3 группа -- Германия, Австрия;

4 группа -- Группа Северных стран (Швеция).

Шведский опыт интиресен тем, что в процессе АР там стали широко привлекать представителей неправительственых орг-ций -- бизнеса, профсоюзов, различных объединений и проч. Более или менее успешно здесь был осуществлён переход на бюджетирование по результатам.

Во всех странах реформы осуществлялись с привлечением СМИ, вовлекая население в дискуссию о ходе АР. В США была создана комиссия под председательством Гора. В реформу также были вовлечены лучшие эксперты, к-ые разрабатывали различные альтернативные варианты реформ. В комиссии Гора участвовало более 400 человек. Кроме того, в каждом из министерств в США были созданы специальные группы в среднем по 20 человек в каждой. Все АР на западе осуществлялись при сильнейшей политической поддержке (даже в случае смены президентов).

Содержание и структура административных процессов.

Два типа адм.процессов

А. Государственное регулирование

(государство – общество)

Б. Использование административных инструментов для трансформации целей организации к задачам конкретных государственных служащих.

Приоритетные процессы взаимодействия государства с обществом:

• Уплата налогов, проведение налоговых проверок

• Установление тарифов, квот

• Предоставление радиочастот

• Уплата таможенных платежей

• Осуществление оперативно розыскных, патрульно-постовых операций

• Регистрация (недвижимости, ТС)

• Призыв в армию

Процессы федерального уровня

Сконцентрированы, в основном, на контроле доступа к той или иной деятельности – лицензирование

Наименее регламентированные и наиболее коррупциогенные функции: правоохранительная, налоговая и таможенная (оказываются территориальными подразделениями ФОИВ)

Процессы регионального уровня

Специфика:

• доминирование исполнительно-распорядительных процессов, процессов предоставления услуг и уменьшение доли процессов выработки политических решений, разработки нормативных правовых актов

• преобладание процессов, связанных с ограничением доступа к ресурсу (жилищному, земельному)

Развитие лоббизма в России.

Специфика лоббизма в России

Ряд факторов, характерных для большинства постсоветских стран, в том числе и для России:
- Неформализованный характер лоббистской деятельности. До сих пор ни в одной из стран СНГ не приняты законы о лоббизме.

- Отсутствие устоявшейся партийной системы. Основными структурными элементами политической системы выступают не партии, а кланово-номенклатурные группы и клиентелы отдельных политиков.

- Высокая значимость региональных кланов как политико-экономических игроков.

- Наличие высоких политических рисков, толкающих бизнес на диверсификацию, приобретение активов за рубежом и привлечение иностранных акционеров (в том числе через выход на IPO).

- Значимость силового фактора и активная роль силовых структур в процессах передела собственности и политической борьбы.

- Наличие параллелизма в полномочиях ряда государственных структур, иногда созданное совершенно сознательно. Использование первым лицом технологии создания конкурирующих центров влияния и балансировки их ресурсов.

- Решающее формальное и неформальное влияние первых лиц государства (за исключением Украины).

- Непрозрачная структура собственности (не всегда доступна информация о реальных собственниках бизнес-структур, а значит, об их потенциальном влиянии и возможностях).

В процессе лоббирования в России необходимо учитывать:

- Актуальную расстановку сил кланов и групп влияния.

- Специфику формальных процедур принятия решений.

- Психологические особенности лиц, принимающих решения, и каналы поступления к ним информации.

ПЕРСПЕКТИВЫ ЛОББИЗМА В РОССИИ

• Вариант А: лоббистские структуры – выразители интересов разнообразных бизнес и социальных групп

• Вариант Б: лоббистские структуры – монополисты и партнеры власти

Лоббизм в СССР и современной России. ***

Лоббизм в большинстве случаев носил закрытый характер (конкуренция была, но она была закрытой).

Были 2 особенности лоббизма в ССР:

1. Лоббизм осуществлялся через иерархически построенные цепочки свзей между промышленностью (и экономикой в целом), -- представителями этой промышленности (министерствами и ведомствами) и между соответствующими партийными органами.

(Напр. комиссия 100 наиболее важных строящихся военно-промышленных объектов).

2. Выделялись наиболее существенные сферы дя лоббирования (как правило, связанные со строительством). Это объяснялосьтем, что строительство давали возможность обналичить значительные суммы бюджетных средств:

а) Стройки были огромными (КАМАЗ, БАМ и проч.);

б) Оч трудно было проследить целевое расходование средств;

в) Как итог, можно было легко перевести бюджетные средства в наличные.

Поэтому любой регион (министерство) был заинтересован в том, чтобы именно ему предоставили право контроля за масштабными строительствами. При этом базовая стоимость объекта занижалась, а проектная мощность завышалась. В результате средства выделялиь сверх бюджета, нарушался закон.

Главный рекордсмен был КАМАЗ: стоимость объекта занижалась более, чем в 2.8 раза (около 2 млрд. дол.)

После того, как началась перестройка, многие руководители гос-венных и партийных структур были заинтересованы в том, чтобы контроль со стороны гос-ва был ограничен, было больше возможности спекулировать на стоимости предприятий и таким образом получать больше средств.

1991-1993 гг. называют "периодом дикого лоббизма": гос-во не контролировало экономических агентов, а те могли добиваться желательных для них решений гос структур через коррупцию: особенно интересовали народ налоговые льготы и льготы по внешней торговле.

Впоследствие акцент был перенесён со льгот (к-ые стало сложнее получать) на субсидии и дотации (кредиты) со стороны го-ва.

Лоббисты действовали через 3 осн формы:

1. Прямой лоббизм -- д-ть той или иной коммерческой структуры осуществляется непосредственно внутри органа власти (напр. ч-к является замминистром, депутатом, членом аппарата бюджетного комитета гос думы и может в ракмах своей деятельности учитывать интересы "своей" коммерческой орг-ции);

2. Косвенный лоббизм -- д-ть разных субъектов (комитетов, согласительных комиссий), когда обсуждаются различные варианты тех или иных законопроектов с привлечением экспертом, и через эти обсуждения происходит воздействие на ЛПР;

3. Внешний лоббизм -- попытка привлечь общественное воздействие на органы гос власти (прежде всего через СМИ). С помощью подконтрольных СМИ акцентируется внимание либо на самой проблеме, либо на желаемом (нежелаемом) способе её решения.

Считается, что последний способ лоббизма в России наименее популярен (в отличие от других стран).

Специфика Российского лоббизма заключается в:

а) том, что в основном это лоббизм в исполнительных органах власти;

б) Как правило, лоббизм в России носит закрытый характер (что напрямую связано с коррупцией). В основном, это прямая форма лоббизма;

В публикуемых "Независимой газетой" списках наиболее влиятельных лоббистов попадаются руководители администрации президента, ключевые министры, руководители ведущих комитетов гос думы -- т.е. люди, непосредственно включённые в процесс принятия решений.

(Они не лоббисты в чистом смысле этого слова: они не влияют на ЛПР, а сами таковыми являются).

в) Особенности правового регулирования. Было несколько попыток принять закон о лоббизме (наиболее активно в 1995 г.) -- была предпринята попытка легализовать лоббизм по американскому образцу: заставить лоббистов регистрироваться в той гос структуре, где они непосредственно действуют в обмен на некие привилегии, связанные с плоучение к.-либо инф-ции.

Этот законопроект был провален (ещё до первого чтения: поскольку ни одна из сторон -- ни крупный российский бизнес, ни гос-во -- не было заинтересовано в подобного роад нововведениях).

г) Лоббизм в настоящее время осуществляется на персональном уровне -- успользуются межличностные отношения, оч незначительная роль ассоциаций лоббирования.

.

Условия и виды коррупции.

Формы коррупции

¨ низовая (мелкая, повседневная): например, взятка за регистрацию предприятия

¨ вершинная (крупная, элитарная): например, использование административного ресурса для получения «нужного» результата выборов.

Виды коррупции

1. «Политическая» коррупция:

участие высших должностных лиц в бизнесе

криминальное лоббирование

торговля инсайдерской информацией

2. Коррупция на государственной гражданской службе

вознаграждение от исполнителей ФЦП, ФАИП и пр.

создание условий и участие в специфическом бизнесе

взятки при реализации контрольных и надзорных функций

взятки за назначение на коррупционно опасные должности

взятки за более качественное исполнение должностных обязанностей

3. Коррупция в правоохранительных органах

вымогательство взяток у бизнеса

взятки за неисполнение должностных обязанностей,

вознаграждение за непринятие мер к коррупционерам

4. Коррупция в бюджетных учреждениях

взятки за более качественную работу

платные услуги

«Мягкая коррупция»

Непотизм – кумовство, раздача постов и льгот родственникам

Кронизм – устойчивые дружеские отношения между высшими должностными лицами государства

Наиболее коррупционные сферы в госуправлении

• получение государственных заказов

• получение лицензий и разрешений на ведение бизнеса

• взаимодействие с противопожарной службой и строительной инспекцией

• неофициальные платежи при решении налоговых вопросов и уплате налогов

• оформление собственности на недвижимость

Причины коррупции.

Экономические причины коррупции – это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами.

Институциональными причинами коррупции считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая распространение синекур и возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих.

Социально-культурными причинами коррупции являются деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия «власть имущих».

В тех странах, где действуют все три группы факторов (это, прежде всего, развивающиеся и постсоциалистические страны), коррупция наиболее высока. Напротив, в странах западноевропейской цивилизации эти факторы выражены гораздо слабее, поэтому и коррупция там более умеренная.

Предельно лаконичное определение основных причин коррупции некоторые зарубежные экономисты выражают следующей формулой:

коррупция = монополия + произвол – ответственность.

Это значит, что возможности коррупции прямо зависят от монополии государства на выполнение некоторых видов деятельности (например, производить закупки оружия) и от бесконтрольности деятельности чиновников, но обратно зависят от вероятности и тяжести наказаний за злоупотребления.

Юридические причины коррупции:

- Существование большого кол-ва некачественных законов;

- Слабое исполнение судебных решений и плохое содержание судей;

- Неразвитость гражданского общ-ва;

- УкоренЈнность недемократических политических традиций (слабость законодательных институтов).

Последствия коррупции.

Экономические:

- Расширение теневой экономики (приводит к уменьшению налоговых поступлений в бюджет);

- Нарушение конкурентных механизмов рынка (в выигрыше часто оказывается не наиболее конкурентоспособный, а получивший максимальные преимущества);

- Замедление появления эффективных частных собственников (нарушения в ходе приватизации);

- Неэффективное использование бюджетных средств для проведения конкурсов и тендоров (повышение цен засчЈт коррупционных накладных расходов).

Социальные:

- Обостряется бюджетный кризис: не выплачиваются зарплаты, пенсии, пособия, заработная плата гос служащим;

- Подкрепляется и увеличивается резкое имущественное неравенство;

- Корумпированность правоохранительных органов способствует росту организованной преступности.

Политические:

- Падает престиж страны на международной арене;

- Снижается уровень политической конкуренции: граждане разочаровываются в ценностях демократии, растЈт требование "порядка" -- авторитарной власти.

Позитивные свойства коррупции.

На каком-то этапе развития общ-ва (переходном этапе) коррупция позитивно влияет на развитие и ф-ционирование предпринимательства. Но потом чиновничеству становится невыгдно повышать эффективность собствнной д-ти, избавляться от лишних ф-ций и проч. Они будут стремиться извлекать ту же выгоду, что и раньше.

Подготовительный этап К перечню задач на первом этапе процесса принятия решений относятся: формирование базы данных о ситуации; идентификация государственно важных проблем; выработка приоритетного перечня наиболее важных для государства проблем ; определение критериев измерения проблем и достижения успеха в их решении; формулировка проблемы в том виде, в каком она будет в дальнейшем анализироваться и решаться государственными структурами.

Этап формулировки целей

Следующий этап концентрирует управленческие технологии для выработки целей, соответствующих решению выделенной проблемы, и их выражения в формально-правовой (официальной/неофициальной) форме, достаточной для их дальнейшей реализации в публичной сфере (или секретным образом). Важнейшим элементом этого этапа является рассмотрение различных (не менее двух) альтернатив решения задачи. Это предполагает моделирование развития событий по каждому из отрефлексированных вариантов решения задачи, а, следовательно, и определение необходимых в каждом случае средств и оценки возможных последствий. Дополняя формулировку альтернативных целей подцелями, а также выявляя основные (управляемые и неуправляемые) факторы (способные повлиять на динамику событий как извне, так и внутри государства) и (верхние и нижние) ограничения их действия, государственным органам необходимо выбрать наиболее предпочтительную модель будущих действий на основе сопоставления основных параметров каждой рассматриваемой альтернативы.

Этап реализации гос решений

Принятое в государстве решение являет собой только возможность успешного достижения цели. Поэтому формулировка целей выступает лишь предпосылкой для существования третьего этапа, сущностью которого является осуществление действий государственных органов (или других общественных субъектов, которым будут предписаны определенные обязательства) по выполнению и практическому осуществлению заданий. Поэтому главная особенность данного этапа состоит в том, что в структуру принятия решений непосредственно включаются партнеры и оппоненты государства, так или иначе связанные с реализацией целей.
С другой стороны, эти функции связаны с: принятием дополнительных решений, уточняющих задачи и приоритеты; согласованием конечных документов с реальными условиями реализации решений; усилением готовности к инновационным действиям; осуществлению оперативного контроля за выполнением решений; подведением предварительных итогов и т.д.

Этапы:

Первый этап. Предварительный, или подготовительный этап.

Главная задача – определение, идентификация проблемы и подготовка соответствующей информационной базы для выработки целей.

Ещё одна важнейшая проблема на данном этапе – идентификация ЛПР (лица принимающего решение). Три категории лиц претендуют на этот статус:

1. Политические структуры: политики (выборные), различные группы интересов или давления, общественность (публика как наиболее политически активная часть общества).

2. Кадровые структуры, различные уровни государственной администрации – могут дифференцироваться по различным критериям.

3. Экспертные группы.

Сочетание и взаимная борьба этих трёх групп и решает, кто в конечном итоге будет решать ключевые вопросы.

Эти группы обладают изначально неравнозначным статусом. Так, например, даже в случае победы экспертов, если они принимают решение, ответственность в любом случае будут нести не они, а те, кто отвечает легально – в первую очередь, политики.

Более того, в этом процессе (идентификации ЛПР) нельзя точно выявить подлинные интересы этих трёх групп.

Лицо, говорящее от лица государства и ЛПР – разные вещи.

Основные задачи, стоящие перед ЛПР:

1. Имитация служебной, ролевой деятельности (решение личных задач).

2. Выживание в системе управления.

3. Предметные решения задачи, устранение недопустимого риска, то есть предупреждение обвальных процессов.

4. Повышение авторитета власти.

Второй этап. Выработка целей.

Основная задача – выработка конкретных целевых показателей деятельности государства и их соответствующее оформление.

Технологически: государственный менеджмент может работать при постановке целей только в альтернативном режиме. Необходима выработка как минимум 3 альтернатив:

Максимальная – желательный результат.

Нейтральная.

Минимальная – что будет стоить невмешательство государства в решение вопроса.

Определение верхние и нижние границы деятельности государства.

Верхняя граница:

a. Ресурсные ограничения.

b. Ограничения, наложенные предыдущими обязательствами.

c. Ограниченность деятельности во времени.

d. Информационные ограничения – учитывая не только объём информации, но ограничения на использование уже имеющейся информации (пример с информации, полученной через прослушивание).

Нижняя граница – существование данной задачи, стоящей перед государством. Минимальные условия для решения задачи.

Третий этап. Реализация целей.

Главная задача – ориентация на адекватное осуществление заявленных государством целей. Государство начинает контактировать с различными контрагентами, субъектное расширение, государство начинает утрачивать некоторые формы контроля за процессом.

Принципы:

1. Директивность, стараться занимать такую позицию по отношению к исполнителям, которая предполагает обязательность исполнения поставленных задач. Демонстрация серьёзного настроя, возможных санкций за невыполнение тех или иных действий.

2. Адресность – повелительное наклонение с определёнными контрагентами.

3. Обоснованность оформления задач, выносимых контрагентам.

4. Своевременность донесения информации до контрагентов.

5. Возможность коррекции принятых решений, вплоть до пересмотра принципов.

6. Ответственность со стороны государства за предпринятые действия перед контрагентами, встречные обязательства.

Подэтапы:

ü Подготовка к реализации: аккумуляция ресурсов, дополнительное планирование, диагностика, доведение решения до исполнителей.

ü Оперативное управление, реализация задач: распределение ресурсов, осуществление действий, взаимодействия. Реализация вложенного цикла – корректировки.

Содержание понятия «государственное управление.

Государство - Публичный социально-политический институт, организующий и контролирующий через систему права совместную деятельность людей с целью производства общественных благ

Государственное управление - Профессиональная деятельность государственных чиновников по выполнению законов и других правил, принимаемых законодательной и исполнительной властями и судом

Две проблемы

Политика: «Что должно делать государство?»

Управление: «Как оно может лучше делать то, что должно?»

Цели государственного управления

1. Удовлетворение потребностей населения, выходящих за возможности экономического рынка

2. Обеспечение справедливости – перераспределение ресурсов и обеспечение социальных гарантий населению

3. Обеспечение порядка

Основные ресурсы:

-Связанные с государственной собственностью и государственным бюджетом

-Государство имеет возможность за счёт налогов взять новые источники ресурсов – значит государство может обязать часть населения предоставить эти ресурсы.

Деятельность:

-Профессиональная деятельность чиновников в государственных учреждениях, на реализацию решений правительства.

-Взаимодействие и поиск баланса – основная проблема.

Система государственного управления.

• Органы государственного управления, их взаимоотношения, функции

• Государственная служба

• Процессы государственного управления (принятие решений, бюджетный процесс, формирование и осуществление программ …)

Особенности ГУ:

Основные цели:

-Предоставление необходимых услуг (ОВИР, бесплатные квартиры) – т.е. те услуги, которые не может предоставить рынок( общественные товары).

-Социальная помощь, связанная с социальной справедливостью (связанная с перераспределением благ)

-Обеспечение безопасности.

Система POSDCRB чёткое выделение управленческих ф-ций на микроуровне в государственных и бизнес-структурах. Гулик в 1937 г. опубликовал книгу "Теория организаций", где и обосновал систему POSDCORB:

• P - планирование

• O - организация

• S - управление персоналом

• D - руководство

• CO - координация

• R - отчетность

• B - бюджетирование

Государственное управление (Governance) -совокупность традиций и институциональных образований, с помощью которых органы власти управляют страной:

• процессы выбора, контроля и замены правительства - Politics

• способность правительства формулировать и проводить политику - Policy

• уважение граждан и государства к институтам, руководящим социальным и экономическим взаимодействием в обществе - Polity

Администрирование - Деятельность иерархически построенного аппарата управления по исполнению политических решений

Индекс GRICS – состоит из 6 индексов, осуществляющих мониторинг ситуации:

1) качество законодательства.

2) Политич. Стабильность.

3) Доверие к правительству.

4) Компетентность чиновников.

5) Качество услуг.

6) Коррупционность чиновников.

Издержки этого механизма:

-дихотомия между политикой и властью (чиновники не всегда выполняют решения политиков) – выделены следующие принципы:

а) иерархия ( чиновники подчиняются только своим начальникам по должности)

б) аполитичность ( чиновник должен исходить только из своих основных обязанностей)

в) аппарат должен формироваться на основе системы заслуг.

Принцип субсидиарности - При формировании любой вертикальной системы управления, особенно управления территориями, необходимо эту систему строить не сверху вниз а снизу вверх.

Система государственного управления.

• Органы государственного управления, их взаимоотношения, функции

• Государственная служба

• Процессы государственного управления (принятие решений, бюджетный процесс, формирование и осуществление программ …)

Наши рекомендации