Нормативно-правовая база, регламентирующая организацию работы с обращениями граждан
Право на обращение, как носители информации, имеют важнейшее значение для решения вопросов, связанных с обеспечением защиты прав и свобод человека и гражданина, государственного и хозяйственного строительства, управления различными отраслями и сферами экономики, социально-культурного строительства и административно-политической деятельности. Согласно Конституции Российской Федерации 1993 года гражданин имеет право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.[12]
Обращения граждан в органы местного самоуправления как одна из форм прямого волеизъявления населения муниципального образования дает им возможность участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений, в контроле над деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.[13]
Сама работа с обращениями является важной составляющей любого государственного учреждения, но имеет свою особенность и поэтому ведется отдельно от общего делопроизводства в соответствии с ФЗ от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Обращения граждан в государственные и общественные органы с предложениями, заявлениями, жалобами - важное средство осуществления и охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением, существенный источник информации, необходимой при решении текущих и перспективных вопросов государственного, хозяйственного и социально - культурного строительства. Являясь одной из форм участия граждан в управлении, обращения способствуют усилению контроля народа за деятельностью государственных и общественных органов, борьбе с волокитой, бюрократизмом и другими недостатками в их работе.[14]
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;
2) знакомиться с документами и материалами, которые касаются рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003г., уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.[15]
Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.[16]
Обращения граждан определяются следующими функциями:
· Правозащитная функция, сущность которой заключается в том, что обращения как юридический институт являются одним из средств защиты прав граждан: они позволяют предупредить правонарушение, а если оно уже совершено, устранить его последствия, наказать виновных и восстановить нарушенное право.
· Информационная функция, которая состоит в том, что обращения граждан являются ценнейшим источником сведений для государственного и муниципального аппарата о проблемах граждан и их желаниях. На основании этой информации управленческих аппарат может планировать свои мероприятия, вносить изменения в общественный порядок.
· Коммуникационная функция, которая заключается в том, что обращения граждан могут быть средством коммуникации между государством и гражданами, служить своего рода каналом воздействия, с помощью которого граждане смогут, так или иначе, воздействовать на властные решения, участвовать в процессе их принятия и др.[17]
Изучая обращения граждан, государственным органам стоит внимательнее относиться к мнению населения, учитывать его, что позволит им построить доверительные отношения. В силу всего этого институт обращений граждан в современной правовой действительности занимает одно из важнейших мест.[18]
Органам не допускается разглашать сведения, содержащиеся в обращениях, а также сведения, касающиеся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.[19]
Право на обращение имеют как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, лица без гражданства, общественные организации.
Граждане имеют право направлять коллективные обращения. Такие обращения уместны в тех случаях, когда затрагиваются права и законные интересы группы людей.[20]
Термин «обращение» имеет обобщающий, собирательный характер. В зависимости от формы обращения содержат неодинаковую информацию, имеют различную структуру, отличаются по своей юридической природе, предусматривают разные процедуры и сроки рассмотрения, а также виды правовых последствий.
В различных источниках информации выделяются разные разновидности обращений и классифицируются они по различным признакам.
«Правозащитные» действия Н.А. Ямпольская разделяла на три разновидности, каждой из которых соответствует определённый вид обращений граждан:
· профилактические действия (их цель не в устранении нарушений, а в создании лучших условий для реализации субъективных прав), их формой являются предложения;
· сигнальные действия (их цель - устранение не нарушений, а предупреждение нарушений), характерная форма - заявления;
· защитные действия (цель - защита уже нарушенных прав, устранение последствий нарушения), характерная форма - жалобы.[21]
Подобный подход представляется оптимальным для классификации обращений граждан по содержанию. Он даёт возможность “привязать” любую разновидность обращений к трём формам “правозащитных” действий. Поэтому в настоящей работе будем использовать именно этот подход.
Правильный подход к устному обращению обеспечивает максимальную быстроту и законность его разрешения. По несложному вопросу гражданину гораздо проще обратиться именно с устным обращением, а должностному лицу порой целесообразно сразу же постараться дать на него ответ. Таким образом, применение устных обращений способствует сокращению сроков их рассмотрения, устраняет переписку и помогает более оперативно решить возникший вопрос. Устные обращения могут подразделяться на личные, поданные при личной встрече, поданные по телефону. Особой формой устных обращений можно признать и обращения, поданные в ходе телемостов высших руководителей государства и граждан.
Конечно, не всегда и не по всем вопросам целесообразно устное обращение. Тогда граждане могут подать письменное обращение. Такие жалобы обычно пересылаются по почте, телеграфу, лично. Все обращения обладают одинаковой силой.
Что касается классификации обращений по содержанию, то здесь ситуация значительно сложнее. Каждый исследователь в этой области предлагал свой вариант классификации обращений.
Обращения граждан можно классифицировать следующим образом:
1) по форме обращения выделяют письменные и устные;
2) по количеству обращающихся выделяют индивидуальные и коллективные обращения;
3) по способу внесения обращения выделяют непосредственные и опосредованные обращения, т.е. гражданин вправе внести обращение следующими способами:
а) лично (например, обращение к должностному лицу на личном приеме граждан);
б) через представителя, в качестве которого могут выступать депутаты, адвокаты, прокурор, органы опеки и попечительства или просто доверенные лица;
в) через средства массовой информации (например, открытое письмо в газете, прямой эфир);
г) через выступления на собраниях и конференциях граждан.
4) по характеру юридической природы выделяют заявления, жалобы, просьбы, ходатайства, предложения и т.п.