Англия и Франция в условиях Первой мировой войны.

АНГЛИЯ

Генералы разрабатывали планы будущих боевых операций, но почти никто не задумывался о проблемах мобилизации хозяйства. B Англии единственным исключением из этого правила был железнодорожный транспорт.

Согласно секретному «плану W», Англии предстояло сформировать и перебросить во Францию 150-тысячный экспедиционный корпус. Ho в Англии отсутствовала всеобщая воинская повинность и вооруженные силы комплектовались на добровольной основе.

Нарушение Германией нейтралитета Бельгии, гарантом которого выступала Англия, дало британскому правительству желанный повод, а прессе — уникальную возможность убедить массы англичан в справедливости войны в защиту «маленькой несчастной Бельгии». Действительно, патриотический энтузиазм англичан в первые недели войны был необычайно велик, а у дверей вербовочных пунктов по всей стране стояли очереди добровольцев.

C началом войны люди бросились обменивать свои бумажные деньги на золотые монеты. Была парализована работа фондовой биржи, прекратили нормальную работу многие банки. Возникла «августовская финансовая паника». По инициативе канцлера Казначейства (министра финансов) Д. Ллойд-Джорджа парламент разрешил Английскому банку выпустить в обращение две новые банкноты (достоинством в фунт и в полфунта стерлингов), не подлежавшие свободному обмену на золото. Тем самым Англия де- факто отказалась от золотого стандарта национальной валюты, но паралич финансовой системы был преодолен.

B первые дни войны британский парламент принял основополагающий «Закон о защите королевства» (DORA), провозгласивший приоритет общенациональных интересов перед частными и призвавший население объединить усилия в защите «короля и страны». Этот закон стал юридическим выражением настроений национального единения перед лицом врага, а в дальнейшем — фундаментом всего чрезвычайного законодательства военного времени.

Руководство британского профсоюзного движения провозгласило состояние «мира в промышленности» (т.е. отказа от стачечной борьбы) вплоть до окончания военных действий. Свободный набор добровольцев в армию облегчил исполнение этого решения: уже к концу 1914 г. в Англии практически исчезла безработица.

Разразившийся весной 1915 г. в воюющих странах по обе стороны фронта «снарядный кризис» в Англии привел к кризису политическому. B начале мая либеральное правительство Г. Асквита было преобразовано в коалиционное: либералы сохранили в нем ключевые министерские посты (а сам Асквит — кресло премьер-министра), но в правительство вошли также консерваторы и, впервые, лейбористы.

B составе правительства был учрежден новый пост министра вооружений, и получивший этот портфель Д. Ллойд-Джордж уже 2 июня 1915 г. провел через парламент «Закон о производстве вооружений». Закон предоставил правительству широкие чрезвычайные полномочия по организации и регулированию производства в стратегических отраслях промышленности.

«Закон о производстве вооружений» не давал правительству права национализировать предприятия стратегических отраслей, но разрешал временно «вступать во владение» ими с выплатой владельцам компенсации (обычно в размере средней довоенной прибыли).

Проблема мобилизации людских ресурсов страны была во многом решена после введения в Англии в мае 1916 г. всеобщей воинской повинности (конскрипции).

Привлечение женщин на производство меняло их социальный статус, и их роль в политической жизни, косвенным (но далеко не равноценным) признанием чего стало принятие в феврале 1918 г. нового избирательного закона, впервые предоставлявшего женщинам старше 30 лет право участвовать во всеобщих парламентских выборах.

Сторонники ирландской независимости — республиканцы и социалисты — в апреле 1916 г. готовили вооруженное восстание. Они опирались на вооруженные отряды «ирландских волонтеров» и рабочие дружины «ирландской гражданской гвардии» и рассчитывали на помощь ирландских организаций в США и германского правительства. B пасхальный понедельник вооруженный отряд волонтеров занял центральный почтамт Дублина. Была провозглашена независимая Ирландская республика и образовано Временное правительство во главе с П. Пирсом. Хотя восстание в Дублине не получило широкой поддержки в стране и помощи извне, английским войскам понадобилось пять дней для его подавления. Bce лидеры «пасхального восстания», включая П. Пирса, Ш. Мак- Дёрмотга и выдающегося революционера, социалиста Дж. Кон- ноли, были казнены.

K концу 1916 г. Англия, как и другие воюющие страны, оказалась в критической ситуации. Ллойд-Джордж предложил собрать все силы страны в кулак и завершить войну одним «нокаутирующим ударом». Правительственный кризис в начале декабря привел к отставке Асквита и формированию нового коалиционного кабинета во главе с Д. Ллойд-Джорджем.

Либеральная партия раскололась на сторонников Ллойд-Джорджа и сторонников Асквита, причем последние вслед за своим лидером вышли из правительства и пересели на скамьи оппозиции в парламенте. Лейбористы не последовали за либералами, а остались в правительстве. B новом правительстве значительно укрепили свои позиции консерваторы: теперьим принадлежали почти все ключевые министерские посты.

C этого момента и вплоть до окончания войны правительство Ллойд-Джорджа создает новые органы государственного управления: учреждаются министерства и ведомства, департаменты и управления, комитеты и подкомитеты, комиссии и подкомиссии…

За годы войны были повышены ставки довоенных и введены новые прямые и косвенные налоги: прогрессивно-подоходный, налог на военную сверхприбыль, ставка которого в конце войны составляла 80%, акцизы на пиво, табак и ряд других продуктов, сборы за покупку предметов роскоши (включая велосипеды) и развлечения (включая театр и кинематограф). Реальное исчезновение золота из оборота внутри страны заставило правительство неоднократно включать печатный станок в течение всей войны, и к концу ее объем бумажных денег в обращении вырос почти в 12 раз.

Главным источником покрытия государственных расходов в годы войны стали внутренние и внешние займы. Результатом этого явился быстрый рост государственного долга, составившего к концу войны огромную сумму в 7,8 млрд ф. ст.

Широкую популярность среди рабочих получила идея национализации производства. Отдельные профсоюзы (например, Федерация горняков) выдвигали ее и до войны, но к концу войны требование национализации поддерживали почти все британские тред-юнионы. Значительное распространение получило и новое требование введения рабочего контроля над производством и распределением.

Лейбористский вариант послевоенной реконструкции предусматривал проведение государством ряда социально-экономических реформ, однако популярное требование национализации было сведено в нем к огосударствлению лишь нескольких отраслей, а термин «рабочий контроль» был заменен на более расплывчатый «демократический контроль».

ФРАНЦИЯ

Осенью 1914 r. французско-германский фронт стабилизировался, и война приобрела позиционный характер.

Победа на Марне в сентябре 1914 г. позволила Франции избежать разгрома. Ho чтобы продолжать войну, ей предстояло еще избежать экономического краха, на грани которого она оказалась вскоре после начала военных действий. Довоенные запасы вооружения и других важных материалов, на которых правительство и командование рассчитывали продержаться до скорой победы, быстро растаяли.

Немцы оккупировали 10 северо-восточных департаментов Франции, доля которых в производстве основных видов промышленной продукции составляла: угля — 74%, чугуна — 81%, стали — 63%, цинка — 76%, продукции машиностроения — 25%, шерстяных тканей — 81%, сахара — 76%.

4 августа 1914 r. парламент без обсуждения принял серию законов, обеспечивающих национальную оборону, в том числе за кон об осадном положении, после чего прервал свою работу на неопределенное время. При приближении германских войск 2 сентября правительство покинуло Париж и временно перебралось в Бордо. B условиях, когда было приостановлено действие законов о свободе печати и собраний, введена цензура и другие ограничения политической деятельности и распространения информации, военное командование сосредоточило в своих руках огромную и бесконтрольную власть. Большинство граждан и политических партий были готовы принять эту «диктатуру» военных, но лишь при условии скорой победы. Однако командование это условие не выполнило, а отсутствие гражданского контроля часто использовало для сокрытия своих ошибок и просчетов.

Даже такие отъявленные «антимилитаристы», как Эрве, поддержали войну, признав ее справедливой и оборонительной со стороны Франции и других стран Антанты. 4 августа депутаты-социалисты единогласно вотировали законопроекты, представленные правительством. Тем самым они окончательно обнаружили свою беспомощность перед войной.

Президент Пуанкаре, который в своем послании парламенту 4 августа призвал всех французов к «священному единению» перед лицом внешнего противника. Этот призыв был поддержан всеми основными политическими силами, которые, невзирая на свои разногласия, проявили готовность к сотрудничеству в интересах национальной обороны.

Кабинет министров, который с июня 1914 г. возглавлял Вивиани, был реорганизован. 26 августа в него впервые вошли члены Объединенной социалистической партии Ж. Гед и Марсель Самба. Пришедший ему на смену в октябре 1915 г. кабинет А. Бриана представлял еще более широкий спектр политических сил. Кроме радикалов, левых республиканцев и социалистов он включал правого республиканца и монархиста.

Неудачное начало войны, а затем и провалы наступательных операций союзников в Шампани и Артуа в 1915 r., а также на реке Сомме в 1916 г. отрезвляюще подействовали на французов. Гнетущее впечатление производили на них огромные потери армии (всего за время войны — 1,5млн убитыми и 3 млн ранеными) и постоянное ухудшение условий жизни гражданского населения в тылу и особенно на оккупированной немцами территории.

Ha 3ем году войны общественное мнение разделилось в оценке ее перспектив. Неудачи и трудности не смущали националистов и сторонников реванша, выступавших за победу любой ценой. B парламенте и стране они образовали разношерстную и неорганизованную «партию войны». Среди ее лидеров выделялся Клемансо. Но, немало французов придерживались пацифистских взглядов. Из них постепенно составилась «партия мира».

Особенностью движения за мир во время войны было то, что сторонники революционных методов борьбы (например, всеобщей стачки) и вообще массовых действий не пользовались в нем особым влиянием.

Весьма болезненно переживала войну и значительная часть радикалов, воспринимавших ее как крах не только пацифистских, но и демократических идеалов.

Неудача наступления союзников на Западном фронте в апреле 1917 г. заставила многих французов распрощаться с остатками надежд на скорое победное завершение войны. A последовавшие затем массовые отказы солдат фронтовых частей от подчинения командирам (две трети всех французских дивизий на Западном фронте) повергли в панику правящие круги. C большим трудом генералу Петэну удалось восстановить дисциплину.

Огромный политический резонанс приобрело решение СФИО принять участие в международной конференции, о созыве которой совместно объявили социалистические партии нейтральных стран и представительный орган революционной демократии России — Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. Правительство дважды — по собственной инициативе и по согласованию с западными союзниками — отказывало делегатам партии в выезде за границу. Социалисты сочли это достаточным основанием для выхода из правительственной коалиции.

C уходом социалистов в оппозицию «священное единение» утратило одно из своих основных звеньев…

B июле 1917 г. Клемансо публично обвинил министра внутренних дел Мальви в попустительстве «пораженческой» пропаганде, как представители «партии войны» квалифицировали любое выражение сомнений в победе.

Кабинет Клемансо был сформирован 16 ноября 1917 r., когда военное положение Антанты и особенно Франции резко ухудшилось. Возглавив кабинет, Клемансо пообещал, что вся его внутренняя и внешняя политика будет починена одной цели — во что бы то ни стало победить. Главной его заботой было укрепление армии. Клемансо добился назначения на пост главнокомандующего союзными войсками генерала Фоша. Авторитет Клемансо был настолько велик, что молва нaгpaдилa его после войны прозвищем «отца победы»

B марте 1918 г. началось ожидавшееся наступление германских войск. Противник приблизился на опасное расстояние к Парижу.

Пуанкаре возражал против переговоров с Германией, пока не уничтожена ее военная мощь. Однако тот согласился на перемирие, которое и было подписано 11 ноября в Компьене.

21. Внутриполитическое развитие США в 1898 – 1914 гг. «Прогрессивная эра». Политический портрет Т. Рузвельта (или В. Вильсона).

Эра прогрессивизма

Эпоха, получившая название прогрессистской, началась в США в 1890-х годах и продолжалась до 1920-х годов, хотя некоторые историки считают её окончанием начало первой мировой войны.

На президентских выборах 1900 г. политика администрации Мак-Кинли, особенно внешняя, получила высокую оценку избирателей. США выиграли войну с Испанией, к территории страны были присоединены Гавайские острова и другие новые земли, экономическое благополучие американцев после кризиса 1890-х годов было восстановлено, а провозглашенная президентом политика открытых дверей сулила Америке завоевание новых рынков в Китае. Популисты на этот раз отказались поддержать кандидата от демократов Уильяма Брайана и выставили собственного кандидата, но проиграли оба.

Во время его второго президентского срока популярность Мак-Кинли выросла, но ненадолго. В сентябре 1901 г. он был убит в результате покушения, и его место занял вице-президент Теодор Рузвельт. Понимая, что требования популистов и других сторонников реформ привлекают многих избирателей, Рузвельт сам взял курс на проведение реформ в духе популизма.

Главной проблемой США того времени была политическая коррупция. Ещё в 1880-х годах все федеральные служащие были переведены на систему заслуг, то есть их карьера зависела не от партийной принадлежности и политических связей, как это было ранее, а от их профессионализма. Прогрессисты пытались ограничить политическое влияние баронов-разбойников и поддерживавших их местных политических боссов.

Значительный вклад в развитие прогрессивизма в США сделала разоблачительная журналистика. Её основным читателем был средний класс, а мишенью — экономические привилегии, политическая коррупция и социальная несправедливость.

В частности, атакам журналистов активно подвергались крупные компании, претендующие на монопольное положение на американском рынке, такие как Standard Oil.

Известный журналист Линкольн Стеффенс разоблачал коррупцию в городском управлении. Другие журналисты проводили расследования действий отдельных сенаторов, железнодорожных и страховых компаний, подделок на рынке лекарств и т. д.

Существенную роль в этом движении сыграли и видные американские писатели, например, Теодор Драйзер. Его романы Финансист (1912 г.) и Титан (1914 г.) в нелицеприятном свете описывают типичных бизнесменов того времени.

Эптон Синклер в романе «Джунгли» (1906 г.) описал заводы пищевой промышленности Чикаго, способствовав привлечению внимания общественности к проблеме безопасности пищевых продуктов.

Под влиянием пропаганды популистов, социалистов и прогрессистов многие штаты вводили законы об условиях труда на фабриках и заводах. Реформаторы, такие как Джейн Аддамс, добивались также введения законодательных ограничений на детский труд и обязательного школьного образования для детей и подростков. К началу ХХ в. более половины штатов и почти все крупные города ввели восьмичасовой рабочий день на работах, производимых по заказу штата или муниципалитета. Закон также обязывал работодателей оплачивать лечение рабочих, получивших травмы на производстве, вводил налог на наследство, а позже — и федеральный подоходный налог в его современном виде.

Президентство Рузвельта.

ü Рузвельт объявил о политике «честного курса», то есть в переговорах с представителями работников и работодателей с участием правительственных чиновников считал все стороны равными и не ставил работодателей в привилегированное положение.

ü Он также инициировал принятие законов по ограничению монополизма в экономике и создание антимонопольного права. В основном эти законы затрагивали положение на железных дорогах.

ü Во время своего второго президентского срока Рузвельт ещё более усилил контроль над национальными железными дорогами, создав специальную комиссию, регулирующую железнодорожные тарифы. Впоследствии этим занялось вновь созданное министерство торговли США.

ü Кроме того, Рузвельт принял ряд законодательных мер по охране окружающей среды. Уже в 1901 г. он направил в Конгресс послание с призывом принять специальную программу по охране, восстановлению и орошению обширных площадей прерий и лесов.

Президентство Тафта

Рузвельт был чрезвычайно популярным президентом, но когда его второй срок подошел к концу, он поддержал кандидатуру Уильяма Говарда Тафта. В 1908 г. демократы снова выдвинули кандидатуру Уильяма Брайана, который проиграл уже третьи выборы. Выиграл Тафт, в прошлом судья, первый американский губернатор Филиппин и администратор Панамского канала.

ü Тафт продолжал антимонопольную политику своего предшественника, учредил Почтовый банк для мелких вкладчиков, систему посылок почтой и способствовал принятию двух важных поправок к Конституции США, 16 и 17. Первая вводила федеральный подоходный налог, а вторая — прямые выборы в Сенат США взамен принятой ранее системы выборов законодательными собраниями штатов, которую критиковали популисты.

ü В то же время Тафт вопреки пропаганде прогрессистов поддерживал высокие протекционистские таможенные тарифы, препятствовал вступлению в США штата Аризона, который принял прогрессистскую конституцию, и покровительствовал консервативному крылу своей партии. В результате к 1910 г. республиканская партия раскололась и проиграла демократам выборы в Конгресс.

Президентство Вильсона

Раскол в рядах республиканцев и выделение сторонников Рузвельта в отдельную прогрессивную партию привело к поражению обеих на президентских выборах 1912 г. Победил кандидат от демократов Вудро Вильсон.

ü Первой заботой нового президента стала новая таможенная политика. Тарифы на импорт и экспорт сырья, продуктов питания, хлопка, шерсти, железа, стали и других товаров были понижены. В результате цены пошли вниз, что существенно повысило уровень жизни американских рабочих.

ü Затем президент Вильсон принял меры по реформированию банковской и валютной систем. Он стремился поставить деятельность банков под публичный контроль и из хозяев превратить их в инструмент бизнеса и частной инициативы. В 1913 г. был принят закон о Федеральной резервной системе. Согласно новому закону банки под контролем правительства должны были создать общие резервные валютные фонды, что позволило им получить в своё распоряжение сравнительно большие запасы драгоценных металлов, обезопасило валютно-кредитные операции и сделало стабильнее всю американскую финансовую систему.

ü Продолжая политику своих предшественников по ограничению монополий, президент Вильсон провел также ряд новых законов, запрещающих недобросовестную конкуренцию, дискриминацию отдельных групп покупателей на рынке, владение одной корпорацией групп предприятий сходного профиля и другие способы экономического диктата.

ü Был введен восьмичасовой рабочий день на железных дорогах, а также узаконены особые отношения между профсоюзами и демократической партией.

Наши рекомендации