Основные формы распоряжений и условия их применения
К основным формам распоряжения относят: приказ, просьбу, вопрос и так называемую форму "добровольца".
Каждая из них должна применяться в зависимости от особенностей ситуации и характера отношений между руководителем и подчиненными.
Приказ– волевое властное официальное распоряжение руководителя, отданное в пределах его должностных полномочий и обязательное для исполнения подчиненными.
Приказ следует использовать преимущественно в чрезвычайных ситуациях, а также в отношении недобросовестных работников.
Напротив, в обычной ситуации, при условии, что отношения между руководителем и подчиненными носят доверительный характер, более уместной формой распоряжения является просьба, допускающая в отличие от приказа обмен мнениями между сторонами по сути решаемой проблемы.
Форму обращениявопроса рекомендуется применять в тех случаях, когда руководителю необходимо вызвать обсуждение, как лучше выполнить работу или подтолкнуть работника к тому, чтобы он взял инициативу на себя.
Наконец, форма "добровольца" может быть использована в ситуациях, когда нет желающих сделать работу, которую, тем не менее, необходимо выполнить.
Основные функции морали
К основным функциям морали относятся:
1)оценочная - его особенность состоит в тот, что во первых в отличие от норм права и политических оценок моральные ценности носят универсальный характер и распространяются на все поступки и действия человека. Во вторых эти оценки осуществляются через сравнения должного и сущего соотнесения наличного поведения с ценностью и идеалом и исходят как из вне от общественного мнения так и из внутри самой морально развитой личности из моральных убеждений индивида.
2)познавательная, позволяющая человеку через оценку своих и чужих поступков вести себя как нравственное существо, приобретать моральные знания о должном о том, что можно делать, а что нельзя ни при каких условиях
3)коммуникативная, её значение определяется той огромной ролью, которую выполняет коммуникация как важнейшая цивилизаионная потребность современного мира, подразумевающая процесс гуманизации человеческого общения ведущий к взаимному пониманию.
4)воспитательная. Особенность воспитательной функции заключается в том, что моральное воспитание продолжается на протяжении всей жизни человека способствует становлению личности.
Основные функции этикета
Выделяют ряд функций, которые выполняет этикет на государственной и муниципальной службе. К ним, в частности, относятся:
• информационная функция;
• функция стандартизации моделей индивидуального и группового поведения;
• функция социального контроля и социального влияния;
• функция создания психологического комфорта.
Это означает, что нормы этикета:
1) информируют государственного и муниципального служащего о том, как вести себя в той или иной служебной ситуации и какого поведения следует ожидать от других;
2) стандартизируя поведение каждого члена коллектива (и руководителей, и подчиненных), помогают им, не задумываясь, выбирать адекватную ситуации линию поведения без риска попасть в неловкое положение или вызвать осложнения в отношениях с другими;
3) требуя от всех без исключения членов коллектива следовать принятым правилам поведения, способствуют тем самым снижению их чувства тревоги в связи с ожидаемым поведением каждой из сторон и укрепляют уверенность сторон в правильности своих действий, создают чувство психологического комфорта;
4) являются одним из важных способов управления социальными отношениями и поведением членов коллектива, средством преодоления нежелательных отклонений в поведении сотрудников и обеспечения устойчивости организации как системы.
31. Особенности взаимоотношения политики и морали
Будучи сферой социального выбора групп, индивидов, организаций, политика органично связана с моралью. Мораль и политика – одни из ранних социальных регуляторов общественной жизни. Они относятся к сфере социального выбора, поэтому достаточно подвижны и изменчивы.
Мораль и политика относятся к нормативным регуляторам жизнедеятельности индивидов. Упорядочение поведения людей происходит при помощи нравственных и политико-правовых норм, которые распространяются на все случаи данного рода и являются общеобязательными для всех людей. Однако нравственные и политические нормы различаются между собой способом формирования и средствами реализации.
Так, нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Политические и правовые нормы устанавливаются государством и обычно фиксируются в законах, после опубликования которых они становятся общеобязательными. Нормы морали не закрепляются в специальных актах – они находятся в сознании людей. Вместе с тем они в большинстве случаев соблюдаются добровольно, поскольку люди понимают справедливость их предписаний, что регулируется внутренним убеждением и силой общественного мнения. Политико-правовые нормы лишь в зрелом гражданском обществе могут соблюдаться добровольно на основе понимания людьми их справедливости. Однако для их соблюдения государство вправе применять и средства принуждения.
Нравственные нормы выступают в виде обобщения правил поведения, свойственных для всех ситуаций. Политические и правовые нормы более детализированы и специализированы для конкретных участников политической жизни, определенных ее состояний.
32. Особенности приветствия, представления и обращения на государственной службе
Особое место в деловом общении принадлежит правилам приветствий и представлений. Особенно важно учитывать специфику приветствий, представлений, рукопожатий, использующихся в различных ситуациях. Она выражается главным образом в том, кто обладает правом или обязан быть первым в указанных действиях.
Принятые на государственной и муниципальной службе правила субординации предписывают, например младшему по должности и рангу первым приветствовать старшего, при этом руку должен первым протягивать старший. Эти же правила распространяются и на женщин-сотрудниц.
Приветствуя старшего по должности, младший должен встать. Однако какого бы ранга начальник ни вошел в кабинет своего подчиненного, первым руку протягивает хозяин кабинета, независимо от его пола и возраста.
Процедура представления основана на тех же правилах: младшего по должности представляют старшему.
При обращении, напротив, основным является принцип паритетности, симметричности: с этической точки зрения недопустимо обращение начальника к подчиненному на "ты" в ответ на "вы". Неправильным считается и избирательное обращение начальника к подчиненным на "ты", демонстрирующее выходящее за пределы служебных рамок отношение к некоторым из них.