Нравственная типологизация чиновничества

Ученые РАГС в свое время предложили оригинальную нравственную типологизации чиновничества.

1. Потребительский тип. Авторы квалифицируют его как самый низкоморальный тип чиновника, для которого личная польза и выгода являются главной ценностью и почти единственным мотивом поведения. Работники такого склада видят счастье в славе, деньгах, престиже, власти.

2. Конформистский тип. К этому разряду следует отнести тех служащих, для которых свойственны коммуникабельность и склонность к компромиссу как незаменимые качества для аппаратной работы. Такие люди отличаются бесконфликтностью, всегда стремятся к согласию с окружающими, они чаще всего воспитаны, строги к себе и другим, заботятся о своей репутации.

3. Аристократический тип. Характерной чертой этого типа чиновников является обостренное чувство собственного достоинства, интеллигентность, высокое самосознание, способность к самоконтролю, они отвечают за свои действия и поступки прежде всего перед своей совестью.

4. Героический тип. Это, наверное, наиболее редкий, идеальный тип чиновника, по-настоящему социально ориентированный. Такие служащие – не только хорошие и квалифицированные исполнители, но и настоящие борцы за идеалы справедливости, они способны бороться с обстоятельствами и преодолевать трудности.

19. Нравственные требования, составля­ющие структуру административной морали государственных служащих.

В литературе по административной этике сформулирован определенный комплекс нравственных требований, составляющих структуру административной моралигосударственных и муниципальных служащих. К ним, в частности, относятся:

• нравственные ценности как совокупность моральных принципов, норм, убеждений, мотивирующих деятельность государственной службы как социального института и составляющих основу ценностной структуры каждого государственного служащего (основными из них являются: социальная справедливость, гуманизм, профессионализм, исполнительность, свобода, патриотизм, интернационализм);

• личностные добродетели служащих, их нравственные чувства и привычки (честность, скромность, дисциплинированность, уважительность, сострадание, профессиональная гордость, чувство собственного достоинства), выражающие отношение служащих к себе, своему месту в обществе, на службе, в среде ближайшего окружения;

• оценочные понятия (добро, справедливость, неподкупность, порядочность, честь, долг), являющиеся исходной базой нравственных основ управленческой деятельности и позволяющие гармонично сочетать личные, корпоративные и государственные интересы;

• основополагающие принципы и нормы поведения на службе и в обществе (высококачественное выполнение служебного долга, лояльность к власти, патриотизм), формирующие мотивацию мыслей и действий служащего, его моральную позицию, нравственное кредо.

20. Общие закономерности межличностных отноше­ний и их влияние на поведение в коллективе

В литературе, исследующей психологию и этику деловых отношений, сформулирован ряд закономерностей межличностных отношений, к которым, в частности, можно отнести.

1. Закономерность неопределенности отклика, понимаемую как зависимость восприятия тем или иным человеком внешнего воздействия от его личностных особенностей, конкретной ситуации, в которой происходит это воздействие, особенностей его передачи.

2. Закономерность неадекватности отображения человека человеком и неадекватности самооценки, смысл которой состоит в том, что ни один человек не может постичь другого человека, равно как и самого себя с той степенью достоверности, которая является достаточной для принятия серьезных решений относительно этого человека и относительно самого себя.

3. Закономерность искажения смысла информации. Эта закономерность проявляется на любом уровне межличностных отношений и тем сильнее, чем большее число людей использует какой-либо массив информации на входе и на выходе любого процесса.

4. Закономерность психологической самозащиты. Эта закономерность является одной из наиболее важных для управленца, так как основана на непреложном факте, согласно которому ведущим мотивом поведения человека всегда остается его стремление к сохранению личного статуса, собственного достоинства.

Кроме перечисленных закономерностей межличностных отношений ученые-психологи выделяют и ряд других. К ним прежде всего следует отнести "публичность", способную породить взаимную антипатию в результате длительного общения, а также "информационную истощенность", результатом которой может стать потеря интереса к человеку.



Наши рекомендации