Тема: «Возникновение государства и правовые устои Древнего Египта и Вавилона». 4 страница

На основании Библейского повествования мы можем составить представление об истории возникновения Древнееврейского государства и законодательства. Причем характерными особенностями еврейского законодательства является теократический характер и то, что государственные законы были даны ранее основания государства, до вступления евреев в землю обетованную (палестинскую).

Законодательство Древне-Еврейского государства относится к области канонического права, то есть права, в основе которого лежит Божественная воля.

Бог, утвердив законы вероучительный и нравственный, в виде знаменитых десяти заповедей, даровал народу еврейскому, гражданское устройство через пророка Моисея в 1570 г. до н. э. (Рождества Христова) на горе Синай. Почему и называется законодательство евреев Моисеевым или Синайским. Вследствие этого гражданские законы Моисеевы носят на себе ту печать высокого нравственного совершенства, которая вообще отличает дела Божии от дел человеческих.

2. Имущественное право древних евреев имело очень характерные отличия, каких мы не встречаем ни в каком другом законодательстве. Оно было очень ограничительно для собственников: лишало их возможности продавать одну свою собственность, скупать другую; передавать свою собственность в наследство по личному усмотрению и пр.

Гражданские законы Моисеевы были главным образом направлены не на заботу об увеличении внешнего благосостояния, а к тому, чтобы воспитать иудеев в народ священный, как семя святое для освещения всего человечества. Главная цель такого характера Моисеева законодательства относительно прав собственности заключалась в том, чтобы не дать возможности образоваться большому имущественному неравенству среди еврейского народа; чтобы всякий член народа Божьего имел свой участок земли и не был зависим, подчинен своему собрату по вере в имущественном отношении; чтобы не было в еврейском народе ни очень бедных, ни очень богатых людей.

По Моисееву законодательству земля не составляет частной собственности отдельных лиц. Вся земля принадлежит Богу, который привел евреев в качестве поселенцев из Египта в обещанную Палестинскую землю. И как верховный владелец земли Бог дает повеления своему народу, чтобы через каждые 7 лет евреи давали отдых земле, на которой живут, а также и в юбилейный 50-й год. Все, что сама земля давала в эти годы покоя, должно было идти на пользу, как хозяевам земли, так и в особенности , - левитам (священнослужителям) бедным. А чтобы народ не малодушествовал, Бог пообещал, что в год, предшествующий году покоя, земля будет давать тройной урожай.

Главное значение закона о субботнем годе покоя – воспитание у евреев веры, надежды и преданности Богу, а также насаждение в народе Божием духа братолюбия, человеколюбия и социального равенства [2, с.490].

В предупреждение евреям, жаждущим одной лишь наживы, Бог обещает наказание за нарушение года покоя через опустошение земли и пленение еврейского народа на срок нарушения субботних годов. Так и случилось с евреями, нарушившими заветы Божии, и получившими наказание Вавилонским 70-летним пленом, после чего постановление Моисея о годе субботнем и юбилейном стало строго соблюдаться.

Когда Бог ввел израильский народ в землю обетованную, Он повелел разделить ее между всеми двенадцатью еврейскими коленами, потомками двенадцати сыновей праотца Иакова, а также родами и семьями посредством жребия и запретил навсегда отчуждать, продавать землю от того рода или семейства, кому она стала принадлежать по первоначальному разделению.

Бог постановил запрет на вечную продажу земли, но разрешил продавать ее по нужде на время, причем продавец сохранял за собою и в этом случае полное право в любой момент, когда только найдутся средства у него или у его ближайшего родственника, обратно выкупить свою землю. А если таких средств не находилось, то в юбилейный 50 год эта земельная собственность без всякого выкупа вновь возвращалась хозяину-продавцу. Таким образом, каждая продажа поземельных участков была у евреев только отдачею в аренду на известный срок, потому что продавалась не земля в собственном смысле, а только доход с земли, или сумма прибыли от ежегодных жатв до юбилейного года.

Аналогичным образом не могли быть отчуждены и дома, находившиеся в селениях. Если какая недвижимая собственность могла быть продана навсегда, то это только дома в городах, не принадлежащих к священному левитскомулевитскому колену. Разрешение на продажу домов в городах, огражденных стенами, обусловливалось тем, что эти дома по большей части принадлежали купцам, торговцам, а не землевладельцам; поэтому они не были так тесно связаны с землею, которую Господь даровал своему народу и могли быть проданы. Но и здесь продавцу предоставлялось право обратного выкупа своей собственности в течение года.

Точно также не могли быть меняемы земли и сельские дома одно на другое. Колено левитов, как посвященное на служение Богу, и определенное на жительство в 48 городах, не имело земельного надела, поэтому оно пользовалось для своего содержания десятой частью от произведений земли и скота других одиннадцати колен. По особенному характеру Иудейского государства эти пожертвования в пользу левитов можно назвать государственными повинностями, которыми еврейский народ был обязан Богу, как Верховному своему Правителю.

Начало неотчуждаемости имущества положено было также и в основу наследственного права. После почившего отца семейства имущество получали всегда только продолжавшие его род, и никаким образом, никаким завещанием своим глава семейства не мог лишить свою семью права наследовать ему.

После почившего отца семейства прямыми наследниками, по закону, становились сыновья его, причем перворожденный сын получал двойную часть против других, но обязан был содержать мать, а также сестер, до выхода их в замужество.

Все остальные сыновья почившего, безразлично от кого бы они не были – от законных его жен, или от служанок и наложниц, - наследовали по одной части его имущества.

Дочери почившего имели право на наследство только в том случае, если не было сыновей. Однако, постановление закона, что при сыновьях дочери не имеют права на наследование имущества отца, не всегда соблюдалось, и дочери, по воле отца, часто получали наследство наряду с братьями своими. Но чтобы предупредить переход отцовского наследственного имения из одного колена в другое, в том случае, если наследовали дочери, и чтобы сохранить для каждого из 12 колен собственность, назначенную ему при занятии страны неуменьшеноойне уменьшенной, постановлено было в законе, чтобы дочери-наследницы вступали в брак с мужчинами только своего отцовского колена.

Если не было у почившего ни сыновей, ни дочерей, что являлось у евреев великим несчастьем, то имущество его наследовали ближайшие родственники.

В Иудейском государстве существовала воинская повинность, в которой принимали участие все колена. Колено Левиино участвовало в войне словом наставления и ободрения, через упование на помощь от Иеговы, Господа сил. Из остальных колен каждый гражданин, который по состоянию здоровья мог носить оружие и достиг 20 летнего возраста был уже и воин. Однако в еврейском законодательстве существовали человеколюбивые ограничения в военной службе в виде отсрочки для следующих лиц: построившему дом и не вошедшему жить в него; для насадившему виноградник и не вкусивших плодов его; обрученного с невестой и в течении года после брака; а также робким.

3. Уголовное право Моисеева законодательства, наказание за преступление руководствовалось следующим положением – истреби зло среди себя. Но истребить зло, вырвать его с корнем возможно только посредством смертной казни. Поэтому еврейское уголовное законодательство было достаточно строгим и не имело такого института наказания, как лишение свободы. Дополнительным основанием неприятия такого вида наказания служило и то, что первоначально еврейский народ после выхода из Египта провел 40 лет в странствованиях, а в кочевныхкочевых условиях достаточно затруднительно содержать под стражойстражей.

Главная цель образования еврейского государства – в хранении истинного Богочтения и нравственности для того, чтобы в потомстве самого верного раба Божьего Авраама, призванного в 2001 г. до н. э. мог родиться Мессия – Спаситель всего человечества. Поэтому для сохранения чистоты веры по еврейскому законодательству наказывались смертной казнью как идолопоклонники, колдуны, гадатели, так и те, кто к ним обращался за помощью. Проявление истинного Богопочтения являлось не только главной религиозной, но и государственной обязанностью евреев, так как Сам Господь был Главою государства и от Него зависело благосостояние и могущество государства.

Наказания смертью, положенные в Моисеевом законодательстве по способу казни, не имели характера изощренной жесткости, особенно сравнительно с формами смертной казни, практиковавшимися в то время у других народов Востока. Это были самые обычные, не искуственныеискусственные, способы казни: усечение мечом и побиение камнями.

Казнь умервщленияумерщвления мечом употреблялась тогда, когда надо было казнить сразу множество преступников. Побиение камнями назначалось в тех случаях, когда должен был быть умерщвлен один преступник. На первый взгляд способ такой казни представляется жестоким, но при выяснении обстоятельств совершения такой казни мнение изменяется. Во-первых, казнь совершалась не принародно в городе, что было бы воспитанием жестокости у жителей, а за городом. Во-вторых, свидетельствовавшие против обвиненного должны были первыми бросить в него камни, что являлось определенным препятствием для лжесвидетельства.

Моисеево законодательство, никогда не идущее резко против установившегося обычного права иудеев, утвердило и право кровной мести. Кровная месть была обычной как у древних евреев, так и у народов их окружающих. Эту обязанность мщения иудеи называли выкупом (гаал), а того, кто был обязан ее исполнить, - освободителем, мстителем. Отмстителями за убитого были все родственники его, так как по древнему взгляду совершение кровомщения было делом, касавшимся чести всего рода.

Но и при совершении кровной мести Моисеево законодательство отличается установлением рамок справедливости, утверждением положения, что наказание должно быть вполне соразмерно с проступком. Требование – око за око, зуб за зуб и не более, - значительно смягчает суровость прежней кровной мести, бывшей у окружающих евреев народов.

Идеею о справедливости мотивировались и другие, сделанные пророком Моисеем ограничения древнего права мщения. По Моисееву праву не всякое умерщвление человека есть преступное убийство, подлежащее отмщению. Так, мщение за невольное убийство, или невольно нанесенное оскорбление является несправедливым. Кто не посягал на жизнь другого по злобе или с враждебными намерениями, а умертвил ближнего нечаянно, тот должен быть защищен перед кровомстителем. Для этой цели было постановлено отделить по три определенных города-убежища по ту и другую сторону реки Иордан и дорогу к этим городам содержать в хорошем состоянии, чтобы легко мог убежать туда тот, кто нечаянно и неумышленно умертвил ближнего своего. В городе-убежище, своего рода вынужденной ссылке, невольный убийца должен был жить до смерти первосвященника. Если он выходил из него раньше этого срока, то это говорило о халатности нечаянного убийцы, который не ценил ни чужую ни свою жизнь и кровомститель мог умертвить его. Но по смерти первосвященника, когда общее горе народа должно было заглушить все личные счеты, невольный убийца мог оставить свое убежище и возвратиться на свою родину и кровомститель не мог уже более преследовать его. Безнаказанными оставались по Моисееву праву и невольно нанесенные телесные повреждения.

Наконец, говоря о Моисеевом уголовном праве относительно возмездия, нужно отметить еще то, что только в случае убийства определенно говорится о невозможности замены кровной мести на денежный выкуп. Что же касается членовредительства, то в Моисеевом праве нет такого прямого постановления, что преступник не может за такое преступление откупиться деньгами.

За клевету, за прелюбодеяния и за другие обиды ближнему, которые не подходили под закон кровной мести, виновный подвергался палочным ударам, но не более как сорока ударам, чтобы наказание не было особенно жестоким. Также применялось и более мягкое наказание плетью, которое не считалось даже постыдным.

К числу уголовных преступлений ныне относится и воровство, которое наказывается арестом. По Моисееву праву воровство считалось только гражданским преступлением и наказывалось штрафом. Причиной такого отношения к воровству является то, что: во-первых, оно было противным Божественным заповедям и считалось, что человек мог пойти на него только от безысходной бедности, которая была недопустима в еврейском обществе или по случайному неблагоприятному стечению обстоятельств; во-вторых, так как не было в употреблении у странствующих евреев наказания в виде заключения под стражу; и в-третьих, так как были предприняты основательные меры по предотвращению воровства с помощью законов о займах и благотворительности.

Воровство, не имевшее последствий (порчи, продажи украденного), наказывалось только тем, что укравший чужую собственность принуждался каким-либо способом вознаградить ее владельца вдвое. Здесь мы видим, что Моисеево право заботится не столько о том, чтобы наказать виновного, сколько о том, чтобы собственник не терпел убытка.

Малозначительность данного карательного постановления имеет свое основание еще и в том, что здесь предполагается возможность будущего раскаяния и возвращения украденного вором.

Если же воровство является проявлением злонравия, о чем должна свидетельствовать испорченность или продажа украденного, то вор принуждался возместить убыток потерпевшего в четыре раза, а если украденное полностью испорчено, истрачено или продано, то в 5 раз.

Гражданские законы Моисеевы поддерживали нравственную чистоту и прочность брачно-семейных отношений, так как от крепости семьи зависит крепость государства. В соответствии с традициями того времени законом не воспрещалось многоженство, но оно значительно ограничивалось: через запрещение царям увеличивать жен, а значит это косвенно касалось и подданных; через обязанность мужа в равной степени между женами разделять как имущество, так и ложе; а также через то, что переспание с женою делает мужа нечистым (не имеющим возможность проявлять общественную жизнь) до вечера.

Брачное законодательство запрещало евреям брать в супруги язычников-иноплеменников, а также состоящих в близкой степени родства. Замечательным исключением из запрещенных браков в близких степенях родства является брак с женою умершего бездетным брата для продолжения потомства, которое считалось юридически от умершего брата. Такой брачный закон называется левиратом (от лат. levir – деверь, мужнин брат) или по славянски – ужичеством.

Муж имел право развестись с женой, только за бесчестное, постыдное поведение жены. Развод осуществлялся в судебном порядке и только в письменной форме и с законодательным запрещением восстановления расторженного супружества, для того, чтобы удержать мужа от необдуманного поступка и чтобы жене предоставить юридическую независимость для дальнейших её действий. Право развода для жены Моисеевым законодательством не урегулировано, но обычай предоставляет женам право требовать развода в случае лишения её супружеского сожития, в случае десятилетнего, или даже ранее, бездетства, в случае неприязни к мужу и заболеванием заразной, например проказой, болезнью.

Касательно отношений между родителями и детьми в гражданских Моисеевых законах существуют следующие постановления. Родители по этим законам обязываются кормить и воспитывать всех своих детей, они не имеют права на жизнь и смерть детей. Дети должны воздавать почтение и повиновение родителям. На сына буйного и непокорного родители имели право жаловаться суду старейшин, и в случае справедливости обвинения, такой ребенок осуждался на смерть.

4. Рассмотрим законы о займах. Закон Моисеев повелевает евреям охотно ссужать деньги своим нуждающимся единоверцам и не брать с них за это ссуду, никаких процентов. Правда, заимодавцу позволялось брать с должника для обеспечения уплаты залог, но и это обставлялось особыми условиями. Так, закон запрещал заимодавцу входить в дом должника и указывать ему, за какую именно вещь он его ссужает, а повелевал ему ждать на улице, что должник сам вынесет ему в залог. Также закон запрещал брать в залог от должника жернова, необходимые для ежедневного приготовления хлеба, а следовательно и другие необходимые в хозяйстве вещи. По закону позволялось брать у должника его верхнюю одежду в залог только до вечера и с наступлением ночи обязательно возвращать ее, чтобы ночью бедняк имел чем укрыться от холода. Да и вообще брать залоги у бедных людей считалось делом предосудительным.

Строгой ответственности подвергались только поручители за должника, если таковые были.

В случае, если должник не мог или не хотел заплатить своего долга, то закон позволял обращать должника или его детей в рабство, чтобы они своею работой вознаградили заимодавца, но обхождение с рабами должно было быть кротким.

В Древне-Еврейском государстве институт рабства образовался как из должников, так и из пленных и купленных рабов, но состояние рабов у евреев не имело ничего общего с их положением у других народов. Тогда как у образованнейших греков и римлян рабы причислялись к числу бесправных домашних вещей, рабы у евреев причислялись к семейному обществу своего господина.

По человеколюбивому Моисееву законодательству запрещалось слишком отягощать рабов трудами, а в субботу предписывалось освобождать их от всякой работы. Господин имел право наказания раба, но без жестокости. Если господин изувечил своего раба, лишил его глаза, зуба, то он обязан был отпустить раба на волю. Закон защищал жизнь раба.

В субботний год, а также в седьмой год рабства заимодавцы должны были как прощать долги, так и освобождать от рабства. Очень вероятно, что такие выгоды, предоставленные в законе должникам для преодоления бедности, могли для жестокосердных граждан служить побуждением – не делать одолжения бедным. Для предотвращения этого Моисей дает высокое нравственное увещание: «берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: «приближается седьмой год, год прощения», и чтобы от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему (в займе); ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе великий грех; дай ему, и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками» (Втор. ХV. 9, 10)

Особенно подробным законодательство Моисея было по вопросу о благотворительности к нищему в полном смысле этого слова, к сироте и вдове. По этому законодательству всякий состоятельный еврей каждый третий год должен был жертвовать десятину из собранных им плодов служителям Божиим – левитам, бедным, сироте и вдове, а также разделять с ними выросшее в 7-й, субботний год. Да и каждый год повелевалось евреям оставлять поля не дожатыми и плоды в садах не собранными до самого конца в пользу бедных. По позднейшему талмудическому толкованию указанных Моисеевых законов, на бедных должно было идти не менее 60-й части состояния богатых. Кроме того, по постановлению Моисея, состоятельные евреи в дни праздников должны были приглашать к своей трапезе бедняков, вдов и сирот, чтобы и они по временам могли иметь день удовольствия и вкусить от радостей жизни.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: Государственный строй в Афинах и Спарте. Афинское право»

ПЛАН

1. Распад родового строя и возникновение государства в Афинах. Реформы Тесея.

2. Реформы Солона и Клисфена.

3. Расцвет афинской демократии. Основные черты права в Афинах. Законы Драконта.

4. Общественный и государственный строй Спарты. Ретры Ликурга.

Основные понятия: фила, фратрия, синойкизм, полис, эвпатриды, демос, геоморы, демиурги, феты, метеки, архонт, ареопаг, буле, базилевс, навкрария, сисахфия, гелиэя, тирания, триттия, фила, стратег, остракизм, экклесия, демагог, докимасия, олигархия, спартиаты, илоты, периэки, сиссития, криптия, эфоры, герусия, апелла, архагет, атимия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всеобщая история государства и права...С. 34-49.

2. История государства и права зарубежных стран (Рабовладельческое и феодальное государство и право)... - С. 94-120.

3. История государства и права зарубежных стран ... - С. 99-122.

4. Омельченко О.А. Указ. соч. – С. 87-121.

5. Федоров К.Г., Лисневский Э.В. Указ. соч. – С.108-147.

6. Черниловский 3. М. Указ. соч. - С. 59-78.

7. Всемирная история... Т. 1. - С. 337-685; Т. 2. - С. 34-81.

8. Кечекьян С. Ф- Государство и право Древней Греции. - М.: Изд-во МГУ, 1963. - 72 с.

9. Паршиков А. Е. Организация суда в Афинской державе // Вестник Древней истории. - 1974. - № 2. - С. 57-68.

10. Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Д. П. Каллистова.- М.: Мысль, 1964. - 696 с.

1. В ХПII-Х1I вв. до н. э. жившие родовым строем племена дорийцев вторгаются большими массами на юг Балканского полуострова, захватывают Пелопоннес и изгоняют ахейские племена, в том числе ионийцев, которым досталась для поселения малоплодородная Аттика. То, что мы сейчас называем Грецией, было в античную эпоху территорией, на которой располагались самостоятельные и полусамостоятельные племенные союзы, постепенно приведшие к образова­нию политически обособленных городов - государств- полисов.

Важное значение в истории этого региона имела Троянская война. Около 1200 г. до н. э., т. е. незадолго до вторжения дорийцев, ахейцы, соединившись в единое войско, осадили малоазиатский город Трою. О событиях этой войны повествуют поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», что позволило назвать период ХI1-1IХ вв. до н. э. гомеровским.

Афинское государство возникло на территории Аттики. В гомеровский период в племенах, проживающих здесь, происходит разложение первобытнообщинного строя. Деление на роды, союзы родов(фратрии) и племена(филы) сохраняется, но уже появились безродные чужаки, а также многонадельные и безнадельные люди. Рабство носит патриархальный характер, но число рабов постоянно растет.

Государства еще нет, противоречия между социальными группами не были обострены настолько, чтобы требовались такие учреждения, как постоянная армия, тюрьмы, суды. Это был период военной демократии. Управление обществом осуществлялось с помощью следующих органов.

Постоянно действующим органом являлся совет старейшин(буле), в который входили уже не старики, а наиболее видные представители родовой знати. Первобытная демократия еще сохранилась, поэтому народные собрания играли в общественной организации значительную роль. Возглавлял всю организациюбазилевс (родоплеменной вождь), бывший военачальником племени, верховным судьей и верховным жрецом. Должность была выборной, но при ее замещении стали отдавать предпочтение сыну умершего базилевса, и таким образом должность закрепилась наследственно в од­ной семье.* Фактически он действовал совместно с предста­вителями вполне определенных знатных родов- эвпатридами(т. е. «рожденными от благородных отцов»).

В VIII в. до н. э. наступает новый период в истории Афин, получивший название архаического. В это время происходят серьезные изменения во всем строе общественных отношений. Начинается процесс выделения частной собствен­ности. Многие рядовые земледельцы лишаются своих учас­тков, которые сосредоточиваются в руках родовой знати. Формируется крупное землевладение. Порождается долговая кабала. Развитие ремесленного производства и торговли еще больше ускоряло процессы социально-имущественного расслоения.

Древняя общинная организация, сохранявшая кровнородственные связи между своими членами, перестает отвечать потребностям времени. Повсюду в Греции VIII-VI вв. наблюдается слияние нескольких мелких, ранее обособленных общин, расположенных друг от друга (синойкизм).

По древнему преданию, осевшие в Аттике четыре ионийских племени были объединены при легендарном базилевсе Тесее, учредившем общий совет (IХ-VIII вв. до н. э.) в Афинах. Ему была передана часть дел, находившихся ранее в ведении отдельных племен. Синойкизм имел большое значение, поскольку способствовал разложению родовых отношений и возникновению государства в Афинах.

Социально-имущественное расслоение населения приводит к возникновению определенных групп. Кроме уже упоминавшихся эвпатридов (родовой аристократии), существовали геоморы (земледельцы) и демиурги (ремесленники), которые вместе с фетами (бедняками) составляли демос (народ). Дайте более подробную характеристику этим социальным категориям.

Значительную долю населения составляли метеки, т.е. выходцы из других общин, проживавшие в Афинах. Они были лично свободными, но политическими правами не пользовались и были ограничены в экономических (им запрещалось владеть землей на территории Аттики и иметь собственные дома; кроме того, они выплачивали особый налог).

Следующим шагом к образованию государства было уничтожение власти базилевса в ее прежнем («царском») значении и учреждение новой должности архонта. Вначале архонты избирались пожизненно, затем на 10 лет, с 683 г. до н. э. ежегодно стали избирать коллегию из 9 архонтов-эвпатридов. Один из них – первый архонт – стоял во главе коллегии и имел полномочия по надзору за внутренним управлением и судебные полномочия по семейным делам. Базилевс, ставший вторым архонтом, исполнял жреческие функции, а также суд по религиозным делам. К третьему архонту – полимарху – отошла военная власть. Остальные шесть архонтов -

фесмофетов - стали выполнять главным образом судебные функции.

По окончании срока полномочий архонты вступали в атреопаг - высший государственный совет, заменивший совет старейшин (получил название от холма бога войны Ареса, где проводились заседания). Ареопаг был хранителем традиц-ий, высшим судебным и контролирующим органом. Его членами могли быть только эвпатриды. Таким образом, в Афинах данного периода существовало аристократическое правление.

Позднее, с образованием флота, страна была разбита на небольыпшие территориальные округа- навкрарии, созданные, правда, в пределах старых племен (по 12 на каждое племя). Каждая навкрария должна была снаряжать один корабль для флота. Таким образом, происходит деление населения по тгерриториальному признаку и возникает новый орган власти (притан), не связанный с родоплеменной организацией.

В заключение сделайте вывод по данному вопросу, опре­делите главные итоги развития Афин в гомеровский и арха­ический периоды.

2. Раскрывая второй вопрос, следует отметить, что борь­ба между родовой аристократией и демосом привела к созда­нию в Афинах сложной обстановки. В начале VI в. до н. э. началась сильная смута, народ восстал против знатных. Для смягчения противоречий и проведения радикальных преоб­разований в 594 г. до н. э. на пост архонта избирается Солон. Он был наделен широкими полномочиями отменять или сохранять существующий порядок. Солон осуществил реформы, целью которых явилось примирение враждующих-: групп свободного населения.

Первой и самой крупной реформой Солона быласисах-фия («стряхивание бремени»). Она освобождала массу до­лжников Аттигщки. Кроме того, впредь запрещалась долговая кабала, продажа несостоятельных должников за долги в раб­ство, а уже проданные в рабство за пределы Аттики выку­пались за счет государства. Историческое значение отмены долговой кабалы заключалось в том, что дальнейшее разви-гтие рабства происходило уже не за счет сокращения числа свободных членов общества, что подрывало основы его со­циальной и экономической жизни, а за счет ввоза рабов-иноземцев.

В дополнение к сисахфйии Солон издал закон, ограничи-

_ • • .»?> вающий землевладение (был установлен максимальный раД4змер земельных участков).племени - филы - и создал на базе этого деления новый

мер земельных участков). В то же время провозглашалась вгосударственный орган -Совет четырехсот. Он избирался свобода завещаний, что позволило отчуждать и закладываДежегодно из граждан первых трех разрядов по 100 человек от землю на законном основании. Это способствовало развит1Дкаждого племени. Это была уступка родовой знати одно из частной собственности на землю и неизбежно вело к далДпроявлений половинчатости реформ Солона. Сохранился и нейшему обезземеливанию бедноты. Яаоеопаг - оплот ооловпй япм/'тг>ъ-г>с.т^гм ^ ^свобода завещаний, что позволило отчуждать и закладывать землю на законном основании. Это способствовало развитию частной собственности на землю и неизбежно вело к дальнейшему обезземеливанию бедноты.

Ряд мероприятий был направлен на улучшение материального——— --

^ ^ —- -—-г—*~^ .^ ^л^-цАи/пг№ мснсрвправо надзора за соблюдением ;

алъного пположения демоса: разрешался вывоз оливковоДгельностыо народного собрания. масла за границу и запрещен вывоз хлеба, поощрялось раЯ развитие ремесла, проведена денежная реформа, была унифицирована система мер и весов.

Центральное место среди преобразований, осуществленных Солоном, занимают его политические реформы, которые нанесли еще один удар родовому строю. Важнейшей из них является цензовая, илитимократическая, реформа. Все афинские граждане были разделены, независимо от их происхождения, по имущественному положению на 4 разряда. В качестве единицы измерения доходов была принята мера емкости, применявшаяся для зерна – медимн (приблизительно 50-60 л.).

Наши рекомендации