Элементы государства и их интерпретация в рамках разных понятий государства
«Теория 3 элементов». Государство в целом представляет собой единство 3 элементов: государство существует постольку, поскольку существуют население государства, государственная территория и государственная власть.
В позитивистском социологическом понимании государства определяющим выступает элемент власти: государство – это организация власти, наиболее сильная у данного народа на данной территории. В легистском понимании государство изображается как принудительный нормативный порядок (законопорядок), обладающий наибольшей силой у данного народа на данной территории. В обоих вариантах властно-принудительный элемент как бы формирует 2 других элемента: государственная власть превращает общность людей на соответствующей территории в население государства и создает государственную территорию. Обстоятельство, что именно общность людей на определенной территории создает организацию государственной власти остается за рамками объяснения элементов государства.
Так, для Кельзена население государства – это не этническая или социокультурная общность, а единство людей, подчиненных общему для них законопорядку, а государственная территория – не географические пространство, а пространственная сфера действия законопорядка. При таком понимании отрицается необходимость какого-либо внепопотестарного (внесилового) критерия, объясняющего формирование нации и определяющего границы государственной территории.
Современная юридическая теория и МПП трактуют понятия нации и государственной территории как элементы, относительно самостоятельные по отношению к государственной власти. В современном понимании нация признается субстанциональным, исходным, базовым элементом государственности. Причем современное государство признается результатом исторического развития этнополитического развития, а именно результатом, достигнутого на определенной стадии исторического процесса формирования нации.
В современном мире юридическое основание государственности (равно как и в современной теории понятия государственной власти и государственного суверенитета) связывается с естественными правами человека. Причем внешний государственный суверенитет объясняется не как силовые внешнеполитические отношения, а как международно-правовые отношения, вытекающие из права народов или наций на самоопределение. Права «третьего поколения».
Марксистско-ленинская теория классового насилия отражает архаичные проявления политической власти. В этой теории население государства предстает не как элемент государства, а как социальная среда, в которой происходит непримиримая классовая борьба, порождающая государство → диктатуру класса. В рамках этой теории понятие «государствообразующий народ» отвергается. Нация же отождествляется с политически господствующей частью населения, а именно с экономически и политически господствующим классом, который претендует на выражение публичного интереса, но подменяет его классовыми интересами.
Современная позитивистская теория (государств – эмпирическая данность) признает, что население государств образует основную субстанцию в понятии государства, ибо государственная территория и государственная власть должны служить народу. Без государствообразующего народа нет государства… Если в прежние времена можно быть отрицать, что стремление народа является условием возникновения государства, то сегодня это однозначно подтверждается безоговорочным признанием права народов и наций на самоопределение.
Либертарная теория. Население государства – это нация, реализующая свое право на внутреннее и внешнее самоопределение и превращающаяся в результате этого в государствообразующий народ. Государственная территория – это историческая родина самоопределяющейся нации. Нация самоопределяется на той территории, которую она считает своей родиной. Любое изменение государственной территории законно лишь тогда, когда оно подтверждено волеизъявлением народа, проживающего на этой территории.
№ 31