Концепция гражданства и 2го гражданства в МП.

Существует 4 официальные позиции государств по вопросу множественности гражданств:

1) большинство арабских государств, стран Африки и Ю-В Азии. Заключается в недопущении и запрещении для своих граждан приобретать гражданство других иностранных государств. Такое запрещение подкрепляется положениями внутреннего законодательства заинтересованных государств, в частности статьями уголовного кодекса, нормами законов о гражданстве. Санкцией м.б. лишение гражданств первоначального гражданства, а также положениями МД, которые обязывают граждан не приобретать иное иностранное гражданство. Эффективность применения международных правовых актов, направленных на запрещение двойного гражданства, как не странно определяется местом постоянного проживания граждан-участников договора. Очень часто такие договры касаются граждан, постоянно проживающих на территории договаривающихся государств (Китай-Лаос) и абсолютно бездействует в отношении граждан, проживающих в иных странах. У РФ есть такой договор с Чехией.

2) Признание множественности гражданства (поощрение множественности гражданства). Испоьзуют государства, имеющие общие этнические корни, религиозную основу, дружеские отношения, имеющие исторические корни. Также характерно для государств миграционные потоки из которых направлены в определенные государства и не хотят утрачивать связи со своими гражданами. Испания и ибераамериканских государствах (аргентина, Бразилия). Между ними существуют соответствующие договоры о признании 2го гражданства. У России было 2 договора оформляющих 2ное гражданство: Туркменистан 1993 года, Таджикистан 1995. Первый договор был денансирован туркменской стороной. Прорабатывается вопрос о признании двойного гражданства с Францией и Германией.

3) допущение двойного гражданства. Ситуация при которой государство никаким образом не проявляет свою позицию по отношению к 2му гражданству. Во внутренних, международных актах нет никаких ограничений на приобретение 2го гражданства, как нет и регулирования ситуаций с 2ым гражданством в целом.

4) смешенный подход. Ситуация, при которой государство одновременно реализует все или 2 из выше названных подходов.

России запрещает 2ое гражданство со следующими государствами: Монголия, Чехия, Словакия, Румыния, Болгария. На основе соответствующих договоров, доставшихся в наследство от СССР о запрещении двойного гражданства. Данные договоры относятся к категории забытых. На сегодняшний день договоры являются формально действующими, но на практике не применяются.

2ое гражданство с Таджикистаном.

В отношении иных государств РФ не проявляет никак свою юридическую позицию.

ФЗ «о гражданстве». Те лица, которые приобрели гражданство не на основе международного договора – лишь свои граждане.

Такая же позиция у Канады и Франции.

Терминология.

Приоретение в гражданство = натурализация, укоренение.

2 вида приобретения: индивидуальное (на основе заявления ФЛ) и коллективное (при правоприемстве государства).

Трансферт.

Автоматическое изменение гражданства без волеизъявления индивидов, происходящее на основе МД (как правило) при обменен государствами своими территориями.

Прекращение гражданства.

Экспотриация – выход из гражданства по собственному заявлению.

Денационализация – лишение гражданства, которое лицо получило в порядке филяции.

Филяция – приобретение гражданства по рождению.

Денатурализация – лишение гражданства лица, которое оно получило в порядке натурализации.

Домицирий – страна, с которой лицо с наиболшей степенью связано.на основе критерия домицирия решается вопрос о гражданстве.

Оптация – изменение гражданства с учетом волеизъявления лица. Бывает и в случае двойного гражданства и одного.

Оптация позитивная – отказ от гражданства какого либо государства с целью получения гражданства другого государтсва.

Негативсная оптация – отказ от одного из своих гражданства, когда юридически невозможно оставаться бипатридом.

Институт эффективного гражданства.

Институт применяется в противовес или наряду с традиционным институтом гражданства.

На основе критерия эффективного гражданства за индивидом м.б. признано гражданство государства ?

По логике МП применять критерий эффективного гражданства должны международные судебные органы или международные комиссии и органы, а на практике особенно в условиях военного время применяют национальные суды.

Наши рекомендации