Тема 5.3. Порядок осуществления мероприятий по охране, защите
И воспроизводству лесов
Студент должен
иметь представление:
– о законах и других нормативно-правовых актах, регулирующих порядок осуществления мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;
знать:
– порядок осуществления мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Порядок размещения государственного заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов. Законодательство в этой сфере. Ответственность лиц, использующих леса, за осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Методические указания
Согласно Конституции РФ вопросы владения, пользования, распоряжения природными (в том числе лесными) ресурсами, природопользование и лесное законодательство относятся к предметам совместного ведения органами государственной власти РФ и субъектов РФ.
В рамках данных предметов ведения органы государственной власти РФ и субъектов РФ обладают определенным объемом нормотворческих, контрольно-надзорных, правоприменительных и иных полномочий.
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на таких принципах, как обеспечение охраны лесов (от пожаров, загрязнения, в том числе радиоактивными веществами, и иного негативного воздействия) и защиты лесов от вредных организмов, а также воспроизводство лесов, улучшение их качества и повышение продуктивности.
Важнейшее значение для обеспечения единства управления в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов имеет сохранение на федеральном уровне всех основополагающих нормотворческих полномочий в указанной сфере. В ЛК РФ к федеральным нормотворческим полномочиям в сфере охраны, защиты лесов отнесено установление:
– правил пожарной безопасности в лесах;
– правил санитарной безопасности в лесах;
– порядка организации и осуществления лесопатологического мониторинга;
– порядка организации авиационных работ по охране и защите лесов и выполнения этих работ;
– особенностей охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также разработки – осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов;
– формы отчета об охране и защите лесов и порядка его представления;
– правил лесовосстановления;
– правил лесоразведения;
– правил ухода за лесами;
– порядка использования районированных семян лесных растений основных лесных древесных пород;
– формы отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении и порядка представления этого отчета.
Согласно части 1 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются как органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ, так и использующими леса лицами.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ федеральные полномочия по охране, защите, воспроизводству лесов передаются органам государственной власти субъектов РФ.
Режим осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий РФ отличается от осуществления собственных полномочий органов государственной власти субъектов РФ по:
– порядку и условиям финансирования реализации полномочий: переданные полномочия осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета, собственные – за счет средств бюджета субъекта РФ;
– уровню самостоятельности осуществления полномочий органами государственной власти субъектов РФ.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Граждане и юридические лица для тушения лесных пожаров привлекаются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
– противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
– создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
– указанные меры пожарной безопасности на лесных участках, переданных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Такие меры санитарной безопасности как санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков. Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
К нормотворческим полномочиям, осуществляемым непосредственно Правительством РФ, относятся в основном либо ключевые, важнейшие полномочия, либо те, реализация которых требует межведомственного взаимодействия, либо те, которые необходимы в случае, когда для относительной стабилизации и повышения эффективности регулирования лесных отношений, исходя из специфики, требуется принятие нормативного правового акта более высокой юридической силы, чем ведомственный подзаконный акт.
В частности Правительством РФ осуществляется:
– установление особенностей размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения соответствующих договоров.
Особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров определены в Положении, утвержденном Правительством РФ от 30 июня 2007 г. № 418.
Размещение государственного или муниципального заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов не возложено в установленном лесным законодательством порядке на граждан и юридических лиц.
Размещение заказа осуществляется путем проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
При заключении государственного или муниципального контракта помимо условий контракта, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом, указываются также обязанности лица, с которым заключается контракт, по учету и хранению заготовленной древесины, а также по передаче этой древесины заказчику по приёмопередаточному акту.
Заказчиками на размещение заказа выступают:
а) органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления – в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно – в собственности субъектов РФ или в собственности муниципальных образований;
б) органы исполнительной власти субъектов РФ – в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства которых предано в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ органам государственной власти субъектов РФ;
в) Федеральное агентство лесного хозяйства – в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны, защиты и воспроизводства которых не передано органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с частью 2 статьи 83 ЛК РФ.
г) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования – в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
д) Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области обороны, безопасности – в отношении лесов расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
При размещении заказа с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.
Литература: 2, 3, 5, 7, 8, 9, 10, 18, 19, 24, 29, 32
Вопросы для самоконтроля
1. Полномочия органов государственной власти РФ в осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
2. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
3. Порядок размещения государственного заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов.