Основные принципы и система социального партнерства
Функционирование системы социального партнерства происходит на основе трипартизма - системы трехстороннего представительства (рис. 45).
Рис. 45. Участники в договорном процессе социального партнерства
Элементами системы являются объект, субъекты, уровни, принципы и органы управления.
Объект системы социального партнерства - общественные, в данном случае социально-трудовые отношения.
Субъекты (стороны) социального партнерства в сфере социально-трудовых отношений - работники, работодатели и государство. Необходимо заметить, что работники и работодатели не являются единственными участниками социального партнерства. Изменение объекта приводит и к изменению субъектов. Так, если общественные отношения складываются в целях использования и охраны окружающей среды, то субъектами партнерства могут выступать хозяйствующие субъекты и природоохранительные организации; если в целях образования - учителя и учащиеся; если в целях реализации прав граждан на самоуправление - органы государственной власти на местах в самоуправляющиеся сообщества граждан и т.д.
С развитием рыночных структур государство в основном выполняет функции координатора и организатора регулирования трудовых отношений, контролера, посредника, но может выступать в системе социального партнерства и как собственник имущества, и как работодатель (в тех случаях, когда речь идет о государственных предприятиях).
Одна из важнейших функций государства - разработка правовых основ и механизма совершенствования организационных форм социального партнерства, правил и механизма взаимодействия сторон, установление обоснованных размеров и порядка определения минимальных социально-трудовых стандартов (минимальной заработной платы, социальных льгот и гарантий и др.), стимулирующих переговоры между сторонами. Представление о российской системе социального партнерства дает табл. 15.
Принципы как элемент системы социального партнерства определяют основные требования к функционированию данной системы. Главными принципами социального партнерства являются: соблюдение норм законодательства; полномочность представителей сторон в принятии на себя обязательств; реальность обеспечения принимаемых обязательств; систематичность контроля и ответственность за выполнение обязательств.
По мнению специалистов МОТ, в рыночной экономике должное функционирование социального диалога и социально-трудовых отношений в духе партнерства предполагает:
• политическую и материальную независимость организаций трудящихся и работодателей друг от друга и от государства;
• примерное равенство сил социальных партнеров;
• профессиональную компетентность партнеров.
Таблица 15
Система социального партнерства в Российской Федерации
Уровни коллективно-договорного регулирования | Объект | Субъекты (участники) соглашений | Органы управления | Виды соглашений |
I. Федеральный | Социально-трудовые отношения на уровне Федерации в целом | 1. Общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские профсоюзы - общероссийские объединения работодателей - Правительство РФ. 2. Общероссийские профсоюзы - общероссийские объединения работодателей - Минтруд РФ | 1. Трехсторонняя комиссия 2. Отраслевая трехсторонняя комиссия | 1. Генеральное соглашение 2. Отраслевое соглашение 3. Профессиональное (тарифное) соглашение |
II. Субъект Федерации (республика, край, область, округ, город федерального значения, автономная область, автономный округ) | Социально-трудовые отношения на уровне субъекта РФ | 1. Объединение профсоюзов (республик, краев, областей и т.д.)-органы исполнительной власти субъекта РФ. 2. Профсоюзы, объединения профсоюзов - объединения работодателей -органы исполнительной власти субъекта РФ | 1. Трехсторонняя комиссия 2. Отраслевая комиссия | 1. Региональное соглашение 2. Отраслевое (межотраслевое) соглашение 3. Профессиональное (тарифное) соглашение |
III. Территориальный (район, городской район, муниципальное образование, и др, территории) | Социально-трудовые отношения на уровне территории | Территориальные объединения профсоюзов - территориальные объединения работодателей -органы исполнительной власти или местного самоуправления территории | Комиссия соответствующего уровня | Территориальные соглашения (специальные) |
IV. Организации (предприятия, учреждения) | Социально-трудовые отношения на уровне организации | Первичные организации профсоюзов, выступающие от лица работников, -работодатель | Комиссия, созданная из представителей сторон | Коллективный договор |
Важная особенность принципов системы заключается в том, что они должны соблюдаться на всех ее уровнях - федеральном при заключении Генерального соглашения; региональном - при заключении социальных (региональных) соглашений; отраслевом (отрасль народного хозяйства) - при заключении тарифных соглашений; местном (локальном) - при заключении коллективных договоров на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности. При этом подобная многоступенчатая система подразумевает еще один важный принцип системы социального партнерства: каждый последующий уровень коллективного соглашения (договора) не может ухудшить условий более высокого уровня и должен отличаться от предыдущего большей выгодой для работников.
Существенной проблемой, решение которой необходимо для успешного функционирования системы социального партнерства, является создание единых органов управления. В России для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта Генерального соглашения на федеральном уровне создана постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), в которую входят представители общероссийских профсоюзов и их объединений, общероссийских объединений работодателей и федеральных органов исполнительной власти (рис. 46).
Рис. 46. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
Основные задачи РТК: ведение коллективных переговоров, подготовка и заключение Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей, Правительством Российской Федерации; обсуждение проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам социально-экономической политики, регулирования трудовых отношений; изучение международного опыта; участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями, и др. Организационная структура отраслевых, региональных, территориальных комиссий формируется исходя из специфики отрасли, региона или территории.
Формами реализации социального партнерства являются коллективные договоры и соглашения, консультации и переговоры по реализации социально-трудовой политики, согласование действий, направленных на удовлетворение интересов сторон и совместный контроль за выполнением достигнутых договоренностей. Предшествующие их заключению переговоры и консультации, а также последующий контроль за соблюдением достигнутых договоренностей представляют собой механизм реализации социального партнерства.
В настоящее время отмечается растущий интерес к коллективным переговорам, развитию регулирования на их основе социально-трудовых отношений со стороны администраций субъектов Российской Федерации и территориальных образований других государств, входящих в состав СНГ. Во многих регионах администрацией совместно с профобъединениями принимаются постановления о взаимодействии по регулированию социально-трудовых отношений. Они определяют цели и задачи социального партнерства, порядок разработки и заключения трехсторонних соглашений на уровне регионов и административно-территориальных (муниципальных) образований. Одновременно в этих документах находят решение важные принципиальные вопросы, возникающие в процессе совершенствования практики трехстороннего сотрудничества.
9.8. Информационное обеспечение трудового посредничества
в Российской Федерации
Информационное обеспечение трудового посредничества заключается в предоставлении информации о существующих вакансиях рабочих мест, о предложении рабочей силы, существующих профессиях, необходимой квалификации и профессиональной подготовки, правах работников (рис. 47).
Рис. 47. Структуры, располагающие основными байками информации
Государственная служба занятости бесплатно предоставляет информацию о вакансиях лицам, ищущим работу, и фирмам о предложении труда, накапливает информацию о поисках работы безработными и теми, кто хочет сменить работу и обращается за помощью в органы службы занятости.
При недостаточной эффективности работы службы занятости предприятия и организации могут не предоставлять информацию, или заявленная потребность в рабочей силе будет меньше реально существующей. Ситуация, когда предприятия и организации предоставляют службе занятости не всю информацию о вакансиях, в настоящий момент характерна и для России.
Информационные банки о возможностях найма или трудоустройства в средствах массовой информации по своему характеру близки к информации негосударственных посреднических организаций (рис. 48). Существуют специализированные издания, теле- и радиопрограммы, помещающие информацию только о трудоустройстве и найме, а также специальные разделы или отдельные объявления в изданиях и программах, не посвященных непосредственно трудоустройству. Такие издания могут инициироваться и учреждаться государственными и негосударственными организациями, занимающимися трудовым посредничеством, и располагать их банками данных о вакансиях и предложении рабочей силы. Размещение объявлений может осуществляться на платной или бесплатной основе.
Рис. 48. Негосударственные организации, занимающиеся трудовым посредничеством
Особый характер имеет информация о возможностях трудоустройства или найма рабочей силы, предоставляемая органами по трудоустройству при учебных заведениях. Во-первых, учебные заведения располагают подробной информацией о своих выпускниках, т.е. о предложении рабочей силы; во-вторых, они располагают информацией о спросе на своих выпускников и могут оказывать содействие в трудоустройстве.
В учебных заведениях могут создаваться специальные подразделения, оказывающие помощь в трудоустройстве и формирующие специализированные банки информации. Такие подразделения предоставляют свои услуги на платной или бесплатной основе. В России после отмены системы государственного распределения молодых специалистов только начинается становление в высших учебных заведениях информационных банков и структур, способствующих трудоустройству.
Информация, которой располагают организации, осуществляющие трудовое посредничество, используется не только для поиска необходимого работника или рабочего места, но и для принятия решений в сфере бизнеса и трудовой деятельности.