Роль Государственной службы занятости в регулировании рынка труда

Государственная служба занятости (ГСЗ) является единой системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на обеспечение контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования трудовых споров.

Функции ГСЗ:

• оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

• разработка и реализация федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

• содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в поиске необходимых работников;

• организация мероприятий активной политики занятости, при необходимости профессиональной ориентации (рис. 13), профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

• осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.

Работу ГСЗ возглавляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, ГСЗ осуществляет свою деятельность непосредственно через территориальные органы и государственные учреждения службы занятости центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В 2006 г. СЗ имела 2127 по-современному оснащенных центров занятости, имеющих возможность выхода в Интернет. Органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления разрабатывают и ревизуют государственную политику в области содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения, включающую:

• разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию рабочих мест;

• правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав, интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, направленное на дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;

• совершенствование разработки и реализации федеральной и территориальных программ содействия занятости населения;

• создание и развитие инфраструктуры рынка труда;

• внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;

• оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными (табл. 4).

Роль Государственной службы занятости в регулировании рынка труда - student2.ru

Рис. 13. Услуги службы занятости по профориентации

Таблица 4

Роль Государственной службы занятости в регулировании рынка труда - student2.ru

Для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики в сфере труда СЗ использует выделяемые средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов), средства внебюджетных источников (как дополнительные).

Роль Федеральной миграционной службы в регулировании рынка труда

Рынок труда тесно связан с политическими, социальными и демографическими процессами, среди которых особая роль принадлежит миграции населения. Миграционные потоки заметно изменяют трудовой потенциал России и воздействуют на рынок труда. Представление о масштабах миграционных потоков дает табл. 5.

Таблица 5

Миграционный обмен населения России со странами ближнего и дальнего зарубежья (человек)

Наименование показателей 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Прибыло в РФ всего 597 651 359 330 193 450 184 612 129 144 119 157 177 230
в том числе: из государств СНГ 57 903 346 774 183 650 175 068 119 661 110 374 168 598
из стран вне СНГ 25 748 12 556
В том числе: из прибалтийских стран Латвии, Литвы, Эстонии 10 926
Выбыло из РФ, всего 232 987 145 720 121 166 106 685 94 018 79 795 69 798
том числе: в государства СНГ 146 961 82 312 61 570 52 099 46 081 37 017 36 109
в страны вне СНГ 86 026 63 408 59 596 54 586 47 937 42 778 33 689
В том числе: в прибалтийские страны Латвию, Литву, Эстонию

Регулирование миграционных процессов в области социальной политики государства реализуется посредством комплекса административно-правовых, организационно-экономических, информационных и иных методов.

Необходимость государственного регулирования территориального перераспределения населения не только не снизилась, но, напротив, повысилась. Первоочередной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для реализации прав мигрантов, обеспечение гуманного отношения к ним.

Федеральная миграционная служба (ФМС) России была создана в июне 1992 г. Ее основными задачами являлись прогнозирование миграционных процессов; защита прав мигрантов; организация внешней трудовой миграции и миграционного контроля; предоставление информации мигрантам (через органы государственной власти и местного самоуправления) о населенных пунктах, рекомендуемых для постоянного проживания, возможностях трудоустройства в них; доработка и корректировка долгосрочной федеральной миграционной программы от 9 августа 1994 г., направленной на решение проблем беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов из третьих стран; заключение с бывшими союзными республиками ежегодных соглашений о квотах на въезд в Российскую Федерацию, правах национальных меньшинств, имущественных правах мигрантов.

Согласно Указу Президента России «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» от 23 февраля 2002 г. № 232 функции федерального органа исполнительной власти по миграционной службе возложены на Министерство внутренних дел Российской Федерации. В связи с этим в структуре центрального аппарата МВД России образована федеральная миграционная служба МВД РФ.

В настоящее время Федеральная миграционная служба МВД России особое внимание уделяет проблеме предотвращения незаконной миграции, развивает сеть постов иммиграционного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также укрепляет институт представительств МВД России по делам миграции за рубежом. Функции ФМС усиливаются в области осуществления мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции; подготовки предложений по основным направлениям государственной миграционной политики; разработки проектов федеральных и межрегиональных миграционных программ и обеспечения их реализации, подготовки предложений по совершенствованию законодательства в области миграции, исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, осуществления в установленном порядке сотрудничества с международными организациями по вопросам миграции.

В своей деятельности ФМС руководствуется нормативно-правовой базой, обеспечивающей регулирование трудовой миграции и эмиграции, основанной на соответствующих статьях Конституции страны, законах Российской Федерации «О гражданстве» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», а также учитывает положения, содержащиеся в двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашениях и специальных миграционных программах. В этой сфере действуют также нормативные акты, входящие в общую систему административных, таможенных, налоговых, инвестиционных, банковских и других законодательств.

Работа по обеспечению занятости мигрантов осуществляется территориальными органами ФСЗ России совместно с территориальными органами ФМС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» квота на Выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации с учетом демографической ситуации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

На 2007 г. квота составит 308 842 человека. Расчет квоты проводился исходя из заявок регионов России, с учетом потребностей различных сфер экономики в привлечении иностранной рабочей силы разного уровня квалификации.

Ситуация, сложившаяся в области миграции, вызвала необходимость упорядочить процессы переселения населения по территории страны. В 2006 г. принята соответствующая «Программа переселений в России на 2006-2012 годы» - осуществление мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции.

Для обеспечения занятости вынужденных мигрантов необходимы: содействие в трудоустройстве и переподготовке в соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации»; создание новых рабочих мест и организация самозанятости мигрантов в предпринимательской сфере, малом бизнесе, фермерстве, строительстве и бытовом обслуживании; выделение субсидий для создания новых рабочих мест и организации производств.

Высокий трудовой потенциал беженцев и вынужденных переселенцев и сложность его практической реализации в нынешней экономической ситуации на фоне ответственности России за обеспечение занятости этой категории мигрантов в соответствии с международными обязательствами и национальным законодательством предполагают необходимость разработки и целевого финансирования программы содействия занятости вынужденных мигрантов.

Наши рекомендации