Взаимоотношение Правительства Российской Федерации с федеральными органами государственной власти
Взаимоотношения Правительства Российской Федерации с Президентом Российской Федерации.Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации и на заседаниях Президиума Правительства Российской Федерации.
Президент Российской Федерации руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации. Глава Российского государства может отменить постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Это решение оформляется распоряжением Правительства Российской Федерации в день вступления в должность Президента Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации, в том числе и в предусмотренных Конституцией Российской Федерации случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству Российской Федерации.
В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.
Взаимоотношение Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации.В соответствии со статьей _______Конституции Российской Федерации Правительству Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании, которое реализуется посредством внесения законопроектов в Государственную Думу.
Правительство Российской Федерации дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключение Правительства Российской Федерации направляется субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу в срок до одного месяца со дня поступления законопроекта в Правительство Российской Федерации. По согласованию с соответствующим субъектом права законодательной инициативы этот срок может быть продлен.
Правительство Российской Федерации может направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах., которые подлежат обязательному оглашению или распространению на заседаниях Совета Федерации или Государственной Думы. Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством Российской Федерации законопроекта назначается официальный представитель (официальные представители) Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год представляется Государственной Думе Правительством Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета на следующий финансовый год.
Члены Правительства Российской Федерации вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат. Члены Правительства обязаны по приглашению палат Федерального Собрания, полученному не менее чем за 5 дней до заседания, присутствовать на заседании и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном регламентами палат. При этом приглашенный на заседание палаты Федерального Собрания член Правительства информирует об этом Председателя Правительства и (или) Заместителя Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей). В случае невозможности присутствия на заседании палаты Федерального Собрания член Правительства заблаговременно уведомляет палату о причине своего отсутствия с указанием должностного лица, которое может прибыть на заседание и ответить на поставленные вопросы.
При направлении комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания письменных обращений по вопросам своего ведения членам Правительства и руководителям федеральных органов исполнительной власти члены Правительства и указанные руководители сообщают соответствующим комитетам и комиссиям в согласованные с ними сроки о результатах рассмотрения письменных обращений и о принятых мерах.
Председатель Правительства Российской Федерации вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. В этом случае Государственная Дума вправе либо выразить Правительству Российской Федерации доверие, либо отказать в доверии Правительству Российской Федерации. Государственная Дума вправе самостоятельно выразить недоверие Правительству Российской Федерации.
Взаимодействие Правительства с палатами Федерального Собрания обеспечивается полномочными представителями Правительства в соответствующих палатах и статс-секретарями - заместителями (первыми заместителями) руководителей федеральных органов исполнительной власти.
Взаимоотношение Правительства Российской Федерации с судебной властью. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" Правительство разрабатывает проект федерального бюджета в части финансирования судов во взаимодействии с председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации.
Предложения о финансировании в очередном финансовом году судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей, согласованные с Советом судей Российской Федерации, представляются в Правительство Конституционным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации за 60 дней до установленного федеральным законом срока внесения проекта федерального бюджета в Государственную Думу.
В случае признания Конституционным Судом Российской Федерации федеральных законов или их отдельных положений неконституционными, иными судами актов Правительства не соответствующими Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации Правительство принимает решения о приведении указанных актов в соответствие с федеральным законодательством. Решения судов незамедлительно доводятся Правительством до сведения всех органов и организаций, которым рассылались соответствующие акты Правительства Российской Федерации.
[1] Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права // Государство и право.- 1998. - № 7. - С. 6.
[2] Лепешкин А.И. Соотношение советского государственного права и норм Советской Конституции // Советское государство и право. 1971. № 2. С. 102-103.
[3] Коток В.Ф. Содержание конституционного права // Советское государство и право. -1971. - № 2; Лепешкин А.И. Соотношение советского государственного права и норм Советской Конституции // Там же; Так же см.: Лепешкин А.И. О так называемом «конституционном праве» и предмете советского строительства // Актуальные теоретические проблемы развития государственного права и советского строительства. - М., 1976; Фарберов Н.П. О предмете конституционного или государственного права и о наименовании этой отрасли права // Там же.
[4] Безуглов А.А., Беломестных Л.Л. Конституционное право России: учебник для юрид. ВУЗов. - М.: ООО «Профобразование», 2001. - С. 65-66.
[5] Витрук Н.В. Конституционная ответственность: вопросы теории и практики // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. Под ред. С.А. Авакьяна. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - С. 33-34.
[6] Жалинский А., Рёрихт А. Введение в немецкое право. - М.: Спарк, 2001. - С. 117-119.
[7] Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - С. 11.
[8] Государственное право Германии. - Сокр. пер. - М. ИГПРАН, 1994. - Т. 1. - С. 5.
[9] Авдеенков М.П., Дмитриев Ю.А. Основы теории конституционного права. - М.: Издательство «Весь мир», 2005. - С. 13-14.
[10] См.: Жаке Ж.-П. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2002. 365 с.
[11] Хабриева Т.Я Новые французские учебники по конституционному праву // Государство и право. - 2009. - № 1. - С. 107.
[12] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. - С. 3.
[13] Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: учебник для юридических ВУЗов. - М.: ООО «Профобразование», 2001. - С. 10.
[14] Козлова Е.И. К вопросу о предмете конституционного права Российской Федерации: современный формат дискуссии // Материалы международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы ХХI века (Кутафинские чтения). - М.: ООО Изд-во «Элит», 2009. - С. 3-4.
[15] Юдин Ю.А. Предмет и пределы конституционного регулирования // Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). - М.: Институт государства и права РАН, 1999. - С. 118.
[16] Тихомиров Ю.А. Публичное право. - М.: Изд-во БЕК, 1995. - С. 46-52; Постников А.Е. Избирательное право России. - М.: Норма, Инфра-М, 1996. - С. 13.
[17] Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. - М.: Юристъ, 2003. - С. 21.
[18] Авдеенков М.П., Дмитриев Ю.А. Основы теории конституционного права. - М.: Издательство «Весь мир», 2005. - С. 33-34.
[19] Авакьян С.А. Конституционное право России. - Т. 1. М.: Юристъ, 2006. - С. 55.
[20] Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право // В.Д. Сорокин Избранные труды. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. - С. 180-190, 193.
[21] Алексеев С.С.Общие дозволения и общие запреты в советском праве. - М.: Юридическая литература, 1989. - С. 40-45.
[22] Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. - С. 81-83.
[23] Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. В 2-х томах. Т. 1. - М.: Госюриздат, 1961. – С. 68.
[24] Авдеенков М.П., Дмитриев Ю.А. Основы теории конституционного права. - М.: Издательство «Весь мир», 2005. - С. 100.
[25] Добрынин Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. Современная версия новейшей истории государства. Новосибирск: Наука, 2010. С. 26.
[26] Червонюк В.И. Конституционное право: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 19.
[27]Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 28.
[28] Бабошин О.А. Система отрасли конституционного права Российской Федерации: вопросы формирования и структурного содержания // Российский юридический журнал. 2000. № 3. С. 41.
[29] Авакьян С.А. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2010. С. 77-79.
[30] Кокотов А.Н. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение, структура // Правоведение. 1998. № 1. С. 21-22.
[31] Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М., 2001. С. 12.
[32] Кононов К.А. Система отрасли конституционного права: историко-теоретический очерк. СПб.: Издателство «Юридический центр-Пресс», 2011. С. 93.
[33] См.: Биктагиров Р.Т., Кинзягулов Б.И. Курс современного избирательного и референдумного права России: теория, законодательство, практика: Общая часть. Т. 1 [Текст] / Р.Т. Биктагиров, Б.И. Кинзягулов. Уфа: ГУП РБ "Уфимский полиграфкомбинат", 2007. С. 53-55.
[34] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России [Текст] / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 29.
[35] Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. С. 117-118.
[36] Конституционное право. Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 1999. С. 26.
[37] Богданова Н.А. Система науки конституционного права. - М.: Юристъ, 2001. - С. 27.
[38] Ивановский В.В. Учебник государственного права. - Казань, 1908. - С. 5.
[39] Андриевский И.Е. Русское государственной право. - СПб., 1886. - Т. 1. - С. 1.
[40] См. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Юристъ, 1995. - С. 32-33.
[41] Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории государства и права. - М.: Норма, Инфра-М, 1998. - С. 58, 73.
[42] Богданова Н.А. Система науки конституционного права. - М.: Юристъ, 2001. - С. 8.
[43] Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты. – Учебно-практическое пособие. – М.: Юринформцентр, 1995. – С. 21.
[44] Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М., 2002. – С. 18-19.
[45] Коток В.Ф. О предмете и источниках конституционного права социалистических прав // Конституционное право социалистических стран. – М., 1963. – С. 3.
[46] См.: О.Е. Кутафин Источники конституционного права Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002. С. 16-17.
[47] Роберт А. Седлер Американская федеративная система // Российский юридический журнал. 2009. № 1. С. 52.
[48] Чудаков М.Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран. Минск: Белорусский дом печати, 1998. С. 27.
[49] Конституционное право зарубежных стран. Под. Общей редакцией чл.-корр. РАН, проф. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М. Энтин. М.: НОРМА, 2005. С. 30.
[50] Давид Р., Жоффре Спинози К. Основные правовые системы современности. М: Международные отношения, 1999. С. 310.
[51] Каланда В.А. О трансформации норм международного права в правовую систему Российской Федерации. Конституционно-правовой анализ // Московский журнал международного права. – 1994. – № 3; Даниленко Г.М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика Конституционного Суда // Государство и право. – 1995. – № 11; Усенко Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция // Московский журнал международного права. – 1995. – № 2; Вешняков А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. – М., 1997; Батырь В.А. Имплементация норм международного гуманитарного права в законодательство Российской Федерации. – М., 2000.
[52] Место судебных решений в системе права России является дискуссионным вопросом. По мнению американского профессора Кр. Осакве российская правовая система приближается по своим признакам к романо-германской. Но в России отсутствует такой важный источник права как судебный прецедент. Но в России существуют руководящие разъяснения Пленум Верховного Суда, Постановления Президиума Верховного суда и обзорные письма Высшего Арбитражного Суда, которые следует считать нормативными источниками права, хотя их нельзя считать судебными прецедентами в европейском понимании этого института (Кр. Осакве Типология современного российского права на фоне правовой карты мира // Государство и право. – 2001. – № 4. – С. 20).
[53] Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. – М.,1996. – С. 27.
[54] Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2002.
[55] Козулин А.И. Законодательство о нормативных актах как средство обеспечения единства их системы // Российский юридический журнал. – 2000. № 3. – С. 82-84.
[56] СЗ Российской Федерации. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
[57] Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ Российской Федерации. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.
[58] Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002. С. 145-147.
[59] Зиновьев А.В. Конституционное право России. СПб., 2000. С. 16.
[60] Баглай М.В. Конституционное право. - М.: Норма, 1999. - С. 27-28.
[61] Невинский В.В. Российское конституционное законодательство: проблемы системообразования и пределы унификации // Российская правовая система: становление, проблемы, пути совершенствования. Материалы Республиканской научной конференции. Барнаул, С. 15-16.
[62] Бондарь Н.С. Конституционный Суд как орган по разрешению избирательных споров // Реформирование отечественного избирательного законодательства: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Тюмень, 23 сентября 2005 г. - Тюмень: Изд-во "Вектор Бук", 2006. - С. 15.
[63] Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. М., 2000. С. 201-228; Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: проблемы теории и государственно-правовой практики. Автореф. дисс…. канд. юр. наук. Саратов, 1999. С. 17; Туманов В.А. Пять лет конституционной юстиции в России: Уроки, проблемы, перспективы // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1996. № 6. С. 11; Страшун Б.А. Конституционное право России, его источники и структура // Журнал российского права. 1997. № 4. С. 3; Колесников Е.В. Постановления конституционных судов как источник российского конституционного права // Правоведение. 2001. № 2. С. 38.
[64] Эбзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным Судом Российской Федерации: теоретические и практические аспекты // Государство и право. - 1998. - № 5. - С. 12.
[65] СЗ Российской Федерации. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.
[66] Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации»: комментарий. От. ред. Н.В. Вирук, Л.В. Лазарев, Б.С. Эбзеев. – М.: Юрид. лит., 1996. – С. 23.
[67] Колесников Е.В. Постановления конституционных судов как источник российского конституционного права // Правоведение. – 2001. – № 2. – С. 38.
[68] Саликов М.С. Источники конституционного права: проблемы структуризации и внутрисистемные противоречия // Проблемы науки конституционного права. – Екатеринбург, 1998. – С. 57-58.
[69] Ответы на вопросы «Российского юридического журнала» академика О.Е. Кутафина // Российский юридический журнал. 2008. - № 6. -- С. 19.
[70] СЗ Российской Федерации. - 2000. № 25. - Ст. 2728.
[71] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 г. по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в составе края, области.// СЗ Российской Федерации. – 1997. – № 29. – Ст. 3581.
[72] Подр. см.: Иванов В.В. Договор в избирательном праве «сложносоставных» субъектов Российской Федерации // Правоведение. – 2000. – № 1.
[73] Тихомиров Ю.А. Международно-правовые акты: природа и способы влияния // Журнал российского права. – 2002. – № 1. – С. 103.
[74] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1996. - № 2. - С. 1.
[75] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2003. - № 12.
[76] Герасименко Ю.В. Правовые основы статуса лиц, не являющихся гражданами Росси: (История, современность, перспективы). М.: Акад. упр. МВД России, 2003. С. 84-85.
[77] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Норма, 1999. – С. 23.
[78] Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2002. – С. 54.
[79] Каланда В.А. О трансформации норм международного права в правовую систему Российской Федерации. Конституционно-правовой анализ // Московский журнал международного права. – 1994. – № 3. – С. 32.
[80] Усенко Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция // Московский журнал международного права. – 1995. – № 2. – С. 18.
[81] Цит. по: Князев С.Д. Современное российское избирательное право. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1999. – С.116.
[82] СЗ Российской Федерации. – 1995. – № 29. – Ст. 2757.
[83] Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие. – М.: Юринформцентр, 1999. – С. 81-82.
[84] СЗ Российской Федерации. – 1994. – № 8. – Ст. 801.
[85] Распоряжение Президента РФ от 05.02.1993 № 85-рп «О мерах по упорядочению подготовки актов Президента Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 7. Ст. 598.
[86] СЗ Российской Федерации. – 1996. – № 22. – Ст. 2663.
[87] Иной порядок предусмотрен в отношении процедуры принятия федерального конституционного закона, где для принятия постановления требуется ¾ голосов от общего числа Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
[88] Цит. по: О.Е. Кутафин Источники конституционного права Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2002. – С. 104.
[89] Тайбаков А.А., Титов И.В. Некоторые проблемы совершенствования конституционного законодательства в субъекте Российской Федерации // Государство и право. – 2002. – № 9. – С. 28.
[90] Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты. Учеб.-практ. и справ. пособие. – М.: Юринформцентр, 1999. –С. 116.
[91] Катков Д.В. Кодификация избирательного права в Российской Федерации // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1999. № 3.
[92] Решение городского Совета Новосибирска от 25 октября 2005 г. № 118 «О Регламенте Совета депутатов города Новосибирска» // Вечерний Новосибирск. - 2005. - № 215.
[93]Закон Новосибирской области от 12 апреля 2004 г. № 170-ОЗ «О местном референдуме в Новосибирской области» // Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. – 2004. - № 17.
[94] Ласаль Ф. О сущности конституции. - Ростов на Дону: Издание «Донская речь» Н. Парамонова, 1906. - С. 6.
[95] Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3030.
[96] Алебастрова И.А. Основы американского конституционализма. - М.: Юриспруденция, 2001. - С. 12-13.
[97] Марченко М.Н. Конституция и политическая система США: механизм взаимодействия // htt:// www.amstud.msu
[98] Пилипенко А.Н. Конституционная регламентация статуса исполнительной власти в зарубежных странах // Очерки иностранного конституционного права. - Отв. ред. Д.А. Ковачёв. - М.: Спарк, 1999. – С. 229.
[99] htt://pwww.constitution.mvk
[100] Чудаков М.Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран. Минск: Белорусский дом печати, 1998. С. 189.
[101] Ответы на вопросы «Российского юридического журнала» профессора Джейн Хендерсон (Лондон, Великобритания) // Журнал российского права. - 2009. - № 1. - С. 19.
[102] Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - С. 75.
[103] Подробно об этой классификации см. Чудаков М.Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран. - Минск: Белорусский дом печати, 1998. - С. 178-188.
[104] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. - М.: Издательство НОРМА, 2005. - С. 11.
[105] Сравнительное конституционное право. Учебное пособие. Отв. ред. В.Е. Чиркин. - М.: «Международные отношения», 2002. - С. 43.
[106] Арановский К.В. Курс лекций по государственному праву зарубежных стран. Сравнительное государствоведение. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного гос-ого ун-та, 1996. - С. 118.
[107] Сравнительное конституционное право. Учебное пособие. Отв. ред. В.Е. Чиркин. М.: «Международные отношения», 2002. С. 47-49.
[108] Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - С. 64.
[109] Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - С. 57.
[110] Эбзеев, Б.С. Прямое действие Конституции Российской Федерации (некоторые методологические аспекты) //Правоведение. -1996. - № 1. - C. 6.
[111] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 1998. - С. 57.
[112] Валадес Д. Язык права и право языка. - М.: Идея Пресс, 2008. - С. 52.
[113] Чудаков М.Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран. - Минск, 1998. - С. 207.
[114] Лассаль Ф. О сущности конституции: Речь, произнесенная в одном берлинском бюргерском окружном собрании в 1862 году // Конституционное право: Общая часть. Учеб. пособие: Ч.II: Хрестоматия: 2-е изд. / Авт. вступ. ст. и сост. Н.А.Богданова. - М., 1996. С. 44.
[115] Арановский К.В. Курс лекций по государственному праву зарубежных стран. Сравнительное государствоведение. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного гос-ого ун-та., 1996. - С. 101.
[116] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М: Юристъ, 1998. – С. 49.
[117] Цит. по: И.А. Кравец Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). – М.: ЮКЗА, 2001. – С. 118.
[118] Конституцiйне право Украiни: Пiдруч. За ред. В.П. Колiсника та Ю.Г. Барабаша. Х.: Право, 2008. - С. 41.
[119] Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). – М.: ЮКЗА, 2001. – С. 118.
[120] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2005. - С. 90-92.
[121] Авакьян С.А. Проблемы реформирования Конституции // Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). – М.: Изд-во ИГиП РАН, 1999. – С. 74.
[122] Топорнин Е.Н. Российский конституционализм на современном этапе // Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). – М., 1999. – С. 3-23.
[123] Баглай М.В. Уважать и соблюдать Конституцию—главное условие правопорядка // Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). – М.: Изд-во ИГиП РАН, 1999. – С. 25.
[124] Гаджиев Г. К вопросу о пробелах в Конституции // Пробелы в российской Конституции и возможности её совершенствования. – М.: Изд-во Центра Конституц. исслед. МОНФ, 1998. – С. 22.
[125] Щербакова Н.В. Пробелы в конституционном законодательстве (на примере Российской Федерации) // Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). – М.: Изд-во ИГиП РАН, 1999. – С. 156-159.
[126] Конституция Российской Федерации. Комментарий. Под. общей редакцией Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. – М.: Юрид. лит., 1994. – С. 57.
[127] Лукьянова Е.А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917-1993). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - С. 156.
[128] Постановление Конституционного Суда Российской Федерацииот 31 октября 1995 г. № 12-П по делу о толковании ст. 136 Конституции Российской Федерации// СЗ Российской Федерации. - 1995. - № 45. - Ст. 4408.
[129] СЗ Российской Федерации. - 1998. - № 10. - Ст. 1146.
[130] Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // СЗ Российской Федерации. - 2009. - № 1. - Ст. 1; Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» // СЗ Российской Федерации. - 2009. - № 1. - Ст. 2.
[131] Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // СЗ Российской Федерации. - 2001. - № 52 (часть I). - Ст. 4916.
[132] Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» // СЗ Российской Федерации. 2004. № 13. Ст. 1110; Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» // СЗ Российской Федерации. 2005. № 42. Ст. 4212; Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. № 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» // СЗ Российской Федерации. № 29. Ст. 3119; Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» // СЗ Российской Федерации. 2007. № 1 (часть I). Ст. 1; Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 г. № 5-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» // СЗ Российской Федерации. 2007. № 30. Ст. 3745.
[133] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. № 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации // СЗ Российской Федерации. - 1995. - № 49. - Ст. 4868.
[134] Гаджиев Х. Понятие конституции и её соотношение с другими нормативно-правовыми актами // Право и жизнь. – 2001. № 34. - С. 3-13
[135] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М.: Рос. Юрид. изд. дом, 1997. - С. 43.
[136] Кравец И.А. Проблемные вопросы прямого действия Конституции // Современные вопросы теории права. Новосибирск, 2001. С. 111-112.
[137] Российская газета от 28 декабря 1995 г.
[138] Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. - С. 47.
[139] Авдеенков М.П., Дмитриев Ю.А. Основы теории конституционного права. М.: Издательство «Весь мир», 2005. С. 218.
[140] Краснов Ю.К. Государственной право России. М: Юристъ, 2002. С. 163-165.
[141] Котляревский С.А. Юридические предпосылки русских основных законов. - М.: типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1912. - С. 84.
[142] Очерки по истории выборов и избирательного права. М., 1997. С. 280-283.
[143] Ильин А.В., Хохлов Е.Б. Первый закон о выборах в Государственную Думу Российской Империи: опыт историко-правового анализа // Известия ВУЗов: Правоведение. 2006. № 1. С. 24-26.
[144] См.: Знаменский О.Н. Всероссийское Учредительное собрание: история созыва и политическое крушение. - М., 1976. - С. 12-17.
[145] Краснов Ю.К. Государственной право России. - М.: Юристъ, 2002. - С. 165.
[146] Иванченко А.В. Избирательные комиссии Российской Федерации. История. Теория. Практика. М.: Весь Мир, 1996. С.19.
[147] Российское законодательство Х-ХХ вв. В 9-ти томах. Т. 9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. М., 1994. С. 72-76.
[148] Кудинов О.А. Учредительное собрание в России 1918 г.: классовая теория против права // История государства и права. 2006. № 4.
[149] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 1999. - С. 43-44
[150] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М.: Рос. Юрид. изд. дом, 1997. – С. 54.
[151] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М.: Рос. Юрид. изд. дом, 1997. – С. 46.
[152] Цит. по: История политических и правовых учений. ХХ в. / Отв. ред. В.С. Нерсесянц. – М., 1995. – С. 77.
[153] Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства РСФСР. – 1918. – № 51. –Ст. 582.
[154] Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерки истории советской Конституции. М.: Политиздат, 1980. С. 7.
[155] Леонов С.В. Советская государственность: замыслы и действительность (1917-1920) // Вопросы истории. 1990. № 12. С. 39.
[156] Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.
[157] Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты: Учебно-практическое и справочное пособие. М.: Юринформцентр, 1999. С. 47.
[158] Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М.: Зерцало-М, 2003. – С. 27.
[159] Пашуканис Е.Б. Марксистская теория и строительство социализма / Избранные произведения по общей теории права и государства. – М.: Наука, 1980. – С. 184.
[160] Малицкий А. Советская Конституция. – Харьков, 1924. – С. 29
[161] Стучка П. И. Конституция гражданской войны // Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права. – Рига: Латв. гос. изд-во, 1964. – С. 252
[162] Ленин В.И. Удержат ли власть большевики // Собр. соч. – Т. 34. – С. 309.
[163] Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М.: Зерцало-М, 2002. С. 142.
[164] История коммунистической партии Советского Союза. М., 1960. С. 472–474.
[165] Берхин И.Б. К истории разработки Конституции 1936 г. // Строительство Советского государства / Отв. ред. Ю.А. Поляков. М., 1972. С. 64.
[166] КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. – Изд. 7. – Ч. III. – С. 266.
[167] История государства и права СССР: В 2-х ч. / Под. ред. А.И. Денисова. – М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1947. – Ч. 2. – С. 181.
[168] Собрание законов и постановлений рабоче-крестьянского Правительства СССР. – 1935. – № 8. – Ст. 69.
[169] Были образованы следующие подкомиссии: по общим вопросам, экономическая, финансовая, правовая, по избирательному праву, по судебным органам, по центральным и местным органам власти, народное образование, труда, обороны и редакционная (в последнюю входили представители всех подкомиссий). См.: Ронин С.Л. Конституция СССР 1936 г. – М., 1957. – С. 36.
[170] Курицын В.М. История государства и права России 1929–1940. – М.: Междунар. отношения , 1998. – С. 72.
[171] Чистяков О.И., Семидеркин Н.А., Портнов А.П. История отечественного государства и права: Курс лекций: В 2-х ч. – М., 1995. – Ч. 2. – С. 47; Жуков Ю.Н. Иной Сталин. Политические реформы в СССР в 1933-1937 гг. – М., 2003. – С. 195.
[172] Ллойд Д. Идея права. Репрессивное зло или социальная необходимость. – М., 2002. – С. 252.
[173] Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского Правительства СССР. – 1936. – № 33. – Ст. 299.
[174] Берхин И. Б. К истории разработки Конституции СССР 1936 г. // Строительство Советского государства. – М., 1972. – С. 76.
[175] История государства и права СССР. – Отв. ред. Г.С. Калинин – Часть 2. –. М., 1966. – С. 292.
[176] Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. – М.: Городец, 2000. – С. 14.
[177] Борисов Ю.С., Курицын В.М., Хват Ю.С. Политическая система конца 20-30-х годов. О Сталине и сталинизме // Историки спорят. Тринадцать бесед. – М., 1988. – С. 277.
[178] Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерки истории советской Конституции. – М.: Политиздат, 1980.
[179] Лукьянова Е.А. Значение Конституции СССР 1977 г. в развитии источников российского государственного права // Государство и право. – 2001. – № 4. – С. 108.
[180] Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. – М., 2001. – Т. 1. – С. 195.
[181] Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 66.
[182] Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 1993 г. № 718 «О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации» // САПП. – 1993. – № 21. – Ст. 1903; № 23. – Ст. 2103.
[183] Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1994. № 6.
[184] САПП. – 1993. – № 21. – Ст. 1903. – № 42. – Ст. 3995.
[185] Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). М.: Юрист, 1994. – С. 19.
[186] Курс советского государственного права. Под. ред. Б.В. Щетинина и А.Н. Горшенева. М.: Изд-во «Высшая школа», 1971. - С. 113.
[187] Чиркин В.Е. Конституционное право: Р