Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти
В соответствии со статьей 110 Российской Конституции высшею исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Оно возглавляет единую систему органов исполнительной власти. Его правовой статус обеспечивается его функциями, закрепленными в Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»[531].
Термин «исполнительная власть» в его современном его понимании обязан своим происхождением теории разделения властей, принципы которой в той или иной степени положены в основу государственного устройства большинства стран мира. Конституционные положения, касающиеся исполнительной власти, как правило, не дают полного представления о её положении в системе высших органов государственной власти, хотя в конституциях почти всех государств ей посвящена отдельная глава. И это является типичной картиной для конституционно-правовой реальности. Без особых новелл в этой части обошлись и новые конституции государств Восточной Европы.
По мнению ряда ученых, определяя конституционный статус исполнительной власти, авторы конституций исходили из точки зрения германского ученого В. Лабанда, по мнению которого государство столь же мало может осуществлять свои задачи одним установлением юридических норм, как нельзя пустить машину простым формулированием законов механики. Данная точка зрения позволяет усомниться в ценности конституционной регламентации вообще. По-видимому, в данной ситуации остаётся либо допустить невозможность конституционной регламентации сферы дискреционных полномочий исполнительной власти в силу их обширности и неопределенности, либо признать, что эта сфера сознательно не определена и не урегулирована, чтобы не связывать деятельность исполнительной власти излишней регламентацией[532].
В настоящее время в мировой конституционной практике, в рамках действующих конституций, происходит усиление роли исполнительной власти. И Россия не является на этом фоне исключением. Этот процесс объясняется усложнением административных функций, разнообразием и часто противоречивостью управленческих процессов. При этом можно выделить ряд специфических свойств исполнительной власти:
1. исполнительная власть является обязательным атрибутом государственно-властного механизма, построенного на основе системе разделения властей;
2. исполнительная власть самостоятельна в сфере своей компетенции. Её функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий;
3. основополагающим и принципиальным качеством исполнительной власти является правоприменение позитивного характера, то есть прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной работы всех находящихся под её воздействием объектов экономики, культуры и т.п.
4. исполнительная власть имеет определенное субъектное выражение. Это значит, что она олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Она представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти, которые образуют единую систему;
5. в федеративных государствах исполнительная власть осуществляется на основе принципа федерализма. Это означает, что конституционным или законодательным путями проводится разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными органами и органами исполнительной власти субъектов федерации;
6. исполнительная власть выполняет по отношению к гражданам и их организациям экономические, социальные и правовые функции, возложенные в современный период на государство и его аппарат;
7. исполнительная власть осуществляет непосредственное управление общественными процессами, поведением и деятельностью людей в целях функционирования системы государственного управления.
Как уже было сказано, Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти. Однако в статье 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» нечетко определен его правовой статус как высшего органа исполнительной власти. В названии статьи 2 слово «высший» присутствует, а в её тексте - нет. Данная неточность имеет связь с положениями Конституции Российской Федерации, в которых также отсутствует формулировки, определяющие четкий статус Правительства[533].
Правительство Российской Федерации является органом государственной власти, осуществляющим свою деятельность на коллегиальной основе и возглавляющим систему органов исполнительной власти (ст. 1 Закона). Правовой основой деятельности Правительства является Конституция Российской Федерации, федеральные законы и нормативные указы Президента Российской Федерации. В пределах своих полномочий оно организует исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства.
Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства - Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Для решения оперативных вопросов по предложению Председателя Правительства в соответствии со статьёй 29 Закона может образовываться Президиум Правительства Российской Федерации. Решения Президиума Правительства Российской Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства, которое вправе отменить любое решение Президиума Правительства Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления на должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
Нижняя палата российского парламента рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства в течении недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Подробная регламентация процедуры рассмотрения кандидатуры на должность Председателя Правительства депутатами Государственной Думы определяется Регламентом Государственной Думы. Президент Российской Федерации либо его полномочный представитель в Федеральном Собрании официально представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства.
Кандидат докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства. Перед обсуждением кандидатуры в течении времени, определенного Государственной Думой, но не свыше 30 минут, кандидат отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против неё. Согласие на назначение Председателя Правительства Российской Федерации считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
Часть 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации, закрепляющая основы назначения Председателя Правительства, являлась предметом толкования Конституционного Суда Российской федерации. Поводом к рассмотрению явился запрос государственной Думы о праве Президента представлять отклонённую Государственной Думой кандидатуру Председателя Правительства, и каковы правовые последствия трёхкратного отклонения одной и той же кандидатуры на указанную должность. Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что Президент вправе представлять одного и того же кандидата дважды и трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. После трёхкратного отклонения представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства—независимо от того, представлял ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды, - Государственная Дума подлежит роспуску[534].
Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей 113 Конституции Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства и за выполнение своих функций получает денежное вознаграждение, которое является одной из гарантий его независимости.
Не позднее недельного срока после назначения, Председатель Правительства представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Так же Председатель Правительства предлагает Президенту кандидатуры на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.
На основе предложений Председателя Правительства Президент своим Указом утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти. В неё входят федеральные органы исполнительной власти, подразделяющие на две группы: федеральные министры и иные федеральные органы исполнительной власти. К иным органам исполнительной власти, в соответствии с Указов Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»[535] относятся Государственные комитеты Российской Федерации, Федеральные комиссии России, Федеральные службы, Российские агентства, Федеральные надзоры России.
Председатель Правительства освобождается от должности Президентом Российской Федерации:
—по заявлению Председателя Правительства Российской Федерации об отставки;
—в случае невозможности исполнением Председателем Правительства Российской Федерации своих полномочий.
Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства влечет за собой отставку всего Правительства. В случае освобождения от должности Председателя Правительства Президент вправе до назначения нового Председателя Правительства поручить исполнение обязанностей главы исполнительной власти одному из его заместителей на срок до двух месяцев.
Председатель Правительства Российской Федерации, заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры обязаны при назначении на должность, а впоследствии ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в налоговые органы Российской Федерации сведения о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Налоговые органы Российской Федерации направляют эти сведения Президенту Российской Федерации и в палаты Федерального Собрания. Такие сведения могут быть опубликованы.
Члены Правительства Российской Федерации не вправе:
—быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатами выборных органов местного самоуправления;
—занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
—заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно - правовой формы. Члены Правительства Российской Федерации обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе Правительства Российской Федерации находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом;
—заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
—быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти;
—использовать в неслужебных целях информацию, средства материально - технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;
—получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства Российской Федерации;
—получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;
—принимать без разрешения Президента Российской Федерации почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;
—выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.