Менеджмент и управление редакцией
Редакция любого печатного периодического издания представляет собой коллектив – совокупность людей, объединенных общими целью и задачами. Одно из важнейших направлений редакционного менеджмента — управление этим коллективом. Редакция — производственный коллектив, продукция которого — выпуски газеты или журнала и содержащаяся в них информация — становится на рынке товаром. Как каждый производственный коллектив, редакция работает по плану, подчинена производственному ритму – графику выпуска газетных номеров. Материалы этих выпусков должны в определенное время поступать к читателям.
Одновременно редакция — творческий коллектив. Большая его часть – журналисты – занимаются творческой деятельностью – литературным трудом, создавая свои журналистские произведения или помогая внередакционным авторам готовить их выступления в периодическом издании. В основе формирования этого коллектива лежит разделение труда между сотрудниками редакции.
Редакция – коллектив, объединенный общностью целей и интересов его членов, с особыми, специфическими связями и отношениями. Это – саморазвивающаяся система. В результате внешних и внутренних воздействий редакционная система развивается и совершенствуется, устанавливаются оптимальные в данной ситуации величина, состав и структура редакции.
Правила управления редакцией сформулированы в ее уставе. Этот документ определяет все важнейшие характеристики редакции – ее отношения с учредителем периодического издания, их взаимные права и обязанности, полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции, а также юридические последствия смены учредителя, основания и порядок прекращения деятельности СМИ, реорганизации или ликвидации редакции.
В целях оптимизации управления редакцией могут разрабатываться на основе ее устава и другие документы, уточняющие структуру коллектива, функции и обязанности его звеньев и каждого сотрудника.
Величина редакционного коллектива. Каково оптимальное число сотрудников редакции? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Количество сотрудников редакции должно быть достаточно для выполнения всех творческих, технических и коммерческих задач, связанных с подготовкой и выпуском газеты. В каждом же конкретном случае приходится учитывать множество различных факторов — периодичность выхода газеты, объем ее номера — формат полосы и количество страниц, возможности сотрудников редакции, их профессиональную квалификацию, тип издания и характер его публикаций, возможности оплаты труда сотрудников и др. Но в современных рыночных условиях руководитель вынужден предельного ограничивать число сотрудников редакции, оставляя лишь тот минимум, который в состоянии обеспечить подготовку и выпуск газеты на высоком качественном уровне.
Безусловно, нижняя граница этой величины все же есть. Для того чтобы выпускать даже небольшую газету, требуется минимальный коллектив, состоящий из двух-трех человек.
Задачу минимизации величины редакции обычно решают, уменьшая количество ее штатных работников и одновременно привлекая к работе внештатных авторов. При этом часть «внештатников» работает в редакции на постоянной основе, им даже поручают ведение определенных тематических рубрик издания. Но оплачивают их работу только гонораром за публикации. С ними заключают договор на определенное время, оговорив в нем условия сотрудничества. Особенно удобна такая форма работы для редакций изданий с низкой периодичностью выхода, например, ежемесячниках.
Подобная минимизация величины редакции возможна только при достаточно высоком уровне профессионального мастерства ее сотрудников. Их слабая подготовка неизбежно заставляет увеличивать коллектив и расходы на его содержание.
Состав редакционного коллектива.Если на вопрос о величине редакционного коллектива можно вначале дать лишь приблизительный ответ, то его состав необходимо определить достаточно точно. Для того чтобы ответить на вопрос – кто должен выпускать газету, необходимо иметь ясное представление о типе издания, особенностях его читательской аудитории, структуре редакции, возможностях оплаты труда ее работников. Ведь если редакции массового еженедельника потребуются в основном обозреватели и аналитики, специализирующиеся в разных областях жизни, а также репортеры, то редакции делового издания – журналисты, специализирующиеся на вопросах экономики и финансов.
Поэтому приглашая на работу журналистов нужно учитывать не только уровень их мастерства, но и их профессиональные интересы, их специализацию. Журналисты специализируются по нескольким направлениям. Это – отраслевая специализация (например, спортивные журналисты, международники, аграрники, специалисты в области культуры и др.). Или – жанровая специализация (журналисты-очеркисты, комментаторы, рецензенты и др.). Некоторые журналистские специальности связаны с выполнением сотрудниками газет определенных функций: репортер, собственный или специальный корреспондент. Существует также специализация в соответствии с типом периодической печати, в которой работает журналист. В этом смысле говорят о специализации сотрудника молодежных или детских газет и журналов, журналиста-многотиражника и т,д. Более того, журналистов, работающих в периодической печати, можно разделить на газетчиков и сотрудников журналов. Характеризуя особенности их работы, мы уже говорили о том, что для газетчика важна оперативность, а для работы литературного сотрудника журнала важнее аналитический подход к материалу, умение подать его более образно, ярко.
Из вышесказанного следует, что достижение оптимального состава редакции возможно лишь с учетом журналистской специализации. Руководителя редакции волнует не только вопрос – сколько журналистов требуется для подготовки и выпуска данной газеты, но и — какова их специализация? Эффективность работы сотрудника редакции определяется соответствием его специализации, способностей и опыта месту, которое он занимает в коллективе.
Стремясь обеспечить оптимальный состав редакционного коллектива, менеджер должен представлять себе реальные возможности и источники его пополнения и укрепления.