Порядок работы Государственной Думы
В соответствии со статьей 99 Конституции Российской Федераций Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат Государственной Думы. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы или его заместителя заседания Государственной Думы могут вести поочередно представители депутатских объединений по согласованию между ними.
На первом заседании Государственной Думы председательствующий сообщает палате фамилии избранных депутатов Государственной Думы согласно списку депутатов, официально переданному ей Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и составленному на день открытия первого заседания Государственной Думы. Так же на первом заседании Государственной Думы депутаты проводят выборы Председателя Государственной Думы, его заместителей, Счетную комиссию Государственной Думы, Временную комиссию по контролю за электронной системой голосования, Временную комиссию по Регламенту Государственной Думы, Временный секретариат Государственной Думы.
Заседания Государственной Думы проводятся открыто, гласно и освещаются в средствах массовой информации. По решению палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Государственной Думой законопроектам и иным вопросам. Представители средств массовой информации могут присутствовать на открытых заседаниях палаты при условии их аккредитации в Государственной Думе.
Не позднее чем за две недели до дня начала работы Государственной Думы нового созыва, а в случае, если Президент Российской Федерации примет решение о созыве первого заседания Государственной Думы ранее срока распоряжением Председателя Государственной Думы формируется временная депутатская рабочая группа по подготовке первого заседания Государственной Думы нового созыва. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат Государственной Думы. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы или его заместителя заседания Государственной Думы могут вести поочередно представители фракций по согласованию между ними.
На своем первом заседании Государственная Дума открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы избирает: а) Счетную комиссию Государственной Думы; б) Временную комиссию Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы; в) Временный секретариат Государственной Думы. На первом заседании Государственной Думы депутаты проводят выборы Председателя Государственной Думы, его заместителей.
Заседание Государственной Думы начинается с регистрации присутствующих на заседании депутатов Государственной Думы, которую проводит председательствующий. Регистрация присутствующих на заседании депутатов осуществляется также после каждого перерыва в заседании палаты. Депутат Государственной Думы вправе зарегистрироваться с помощью электронной карточки, а в случае ее отсутствия - путем подачи личного заявления, написанного на бланке установленной формы. Заседание Государственной Думы является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты.
Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на ее заседаниях. О невозможности присутствовать на заседании палаты по уважительной причине депутат Государственной Думы обязан информировать Председателя Государственной Думы и руководителя соответствующей фракции. Уважительными причинами отсутствия депутата Государственной Думы на заседании Государственной Думы являются направление в командировку по распоряжению Председателя Государственной Думы или Первого заместителя Председателя Государственной Думы, участие в выполнении поручений Государственной Думы и Совета Государственной Думы, исполнение гражданских обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, временная нетрудоспособность, отпуск, рождение ребенка, регистрация брака, смерть близких родственников, иные семейные обстоятельства, а также обстоятельства непреодолимой силы.
По предложению Совета Государственной Думы, Президента Российской Федерации, комитета Государственной Думы или депутатского объединения, Председателя Государственной Думы, Председателя Правительства Российской Федерации может быть поставлен вопрос о проведении закрытого заседания. Данное решение принимается большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании.
Закрытое заседание Государственной Думы назначается не менее чем за один час до планируемого времени его проведения. На закрытое заседание Государственной Думы запрещается проносить и использовать фото-, кино- и видеотехнику, средства телефонной связи и радиосвязи, а также средства звукозаписи и обработки информации. Представители средств массовой информации на закрытые заседания Государственной Думы не допускаются. Сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, обсуждаемые на закрытом заседании Государственной Думы, разглашению и распространению не подлежат.
Сессии Государственной Думы проводятся в следующие сроки: а) весенняя - с 12 января по 20 июня; б) осенняя - с 1 сентября по 25 декабря. Во время сессии Государственной Думы проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий Государственной Думы, парламентские слушания, работа депутатов Государственной Думы в комитетах и комиссиях, во фракциях и в депутатских группах, а также с избирателями.
Заседания Государственной Думы проходят по средам и четвергам. Может быть назначено дополнительное или внеочередное заседание. По вторникам проводятся очередные заседания Совета Государственной Думы. Комитеты и комиссии Государственной Думы заседают по понедельникам и пятницам. Вторник отводится для работы депутатов в комитетах и комиссиях, во фракциях и в депутатских группах.
На заседаниях Государственной Думы по средам после утверждения порядка работы Государственной Думы проводится «час голосования». По решению Совета Государственной Думы либо по решению палаты, принятому большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, может быть определен иной день и иное время проведения «часа голосования». На «час голосования» выносятся только те законы, законопроекты и проекты постановлений, которые уже были предметом обсуждения палаты (например законопроекты, рассматриваемые в третьем чтении, законы, отклоненные Советом Федерации). Во время «часа голосования» не допускаются внесение в законы, законопроекты и проекты постановлений поправок и возвращение к обсуждению в целом либо обсуждение отдельных разделов, глав, статей, частей, пунктов.
Каждая последняя неделя месяца во время сессии, а также период с 26 декабря по 11 января, период с 21 июня до дня начала ежегодного оплачиваемого отпуска депутата Государственной Думы и период со дня, следующего за днем окончания ежегодного оплачиваемого отпуска депутата Государственной Думы, по 31 августа предназначаются для работы депутатов с избирателями. В период проведения выборов депутатов Государственной Думы нового созыва (со дня назначения выборов до дня выборов) для работы депутатов Государственной Думы с избирателями предназначаются первая и вторая недели каждого месяца, при этом заседания Государственной Думы проходят по вторникам, средам и пятницам, а заседания Совета Государственной Думы - по понедельникам и четвергам.
Работа в Государственной Думе осуществляется на русском языке. Депутат Государственной Думы, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, заблаговременно уведомляет об этом Совет Государственной Думы. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык. Депутат Государственной Думы выступает с трибуны, от установленного в зале микрофона или со своего рабочего места в зале заседаний. Во время работы в Государственной Думе депутаты должны носить деловую одежду, соответствующую официальному характеру деятельности Государственной Думы.
Заседания Государственной Думы проводятся в рабочие дни: а) утренние - с 10 до 14 часов с перерывом с 12 часов до 12 часов 30 минут; б) вечерние - с 16 до 18 часов.
Палатой может быть принято решение об ином времени проведения заседаний. Председательствующий на заседании Государственной Думы вправе без голосования продлить заседание Государственной Думы в среду до принятия окончательного решения по вопросу, обсуждение которого было начато в основное время заседания палаты.
Заседание Государственной Думы начинается с регистрации присутствующих на заседании депутатов Государственной Думы, которую проводит председательствующий. Заседание является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты.
Регистрация присутствующих на заседании депутатов осуществляется после каждого перерыва в заседании палаты. Закрывая заседание, председательствующий напоминает депутатам о порядке работы очередного заседания Государственной Думы.
Депутат Государственной Думы вправе зарегистрироваться с помощью электронной карточки, а в случае ее отсутствия - от микрофона или путем подачи личного заявления, написанного на бланке установленной формы.
На заседаниях Государственной Думы депутаты вправе участвовать в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры и высказывать свое мнение по кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Государственной Думой, задавать вопросы, давать справки, а также пользоваться иными установленными правами.
Никто не вправе выступать на заседании Государственной Думы без разрешения Продолжительность докладов, содокладов и заключительного слова устанавливается председательствующим на заседании Государственной Думы по согласованию с докладчиками и содокладчиками, но не должна превышать 15 минут для доклада, 10 минут для содоклада и 10 минут для заключительного слова.
Выступающим в прениях предоставляется до десяти минут, для повторных выступлений в прениях - до пяти минут, для выступлений депутатов Государственной Думы по процедурным вопросам и выступлений с обоснованием принятия или отклонения внесенных ими поправок к законопроектам или проектам иных решений палаты, по кандидатурам, для сообщений, справок, внесения изменений в порядок работы, предложенный Советом Государственной Думы, - до трех минут, для вопросов, выступлений по порядку работы и ведения заседания Государственной Думы - не более одной минуты. По истечении установленного времени председательствующий предупреждает об этом выступающего, а затем вправе прервать его выступление.
Каждый депутат Государственной Думы должен придерживаться темы обсуждаемого вопроса. Если он отклоняется от нее, председательствующий вправе напомнить ему об этом. Если замечание депутатом не учтено, председательствующий может прервать выступление депутата. С согласия большинства присутствующих на заседании депутатов Государственной Думы председательствующий может установить общую продолжительность обсуждения вопроса, включенного в повестку заседания, время, отводимое на вопросы и ответы, продлить время выступления. Один и тот же депутат может выступать в прениях по одному и тому же вопросу не более двух раз. Прения по обсуждаемому вопросу могут быть прекращены по истечении времени, установленного палатой, либо по решению Государственной Думы, принимаемому большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании.
Выступающий в Государственной Думе не вправе нарушать правила депутатской этики - употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего, а в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания. В случае нарушения указанных правил депутат может быть также лишен права выступления на срок до одного месяца решением палаты, принимаемым большинством от общего числа депутатов.
Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Голосование на заседании Государственной Думы осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов или без использования указанной электронной системы.
Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным и качественным. Количественное голосование представляет собой выбор варианта ответа: "за", "против" или "воздержался". Подсчет голосов и предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся по каждому голосованию.
Рейтинговое голосование представляет собой ряд последовательных количественных голосовании по каждому из вопросов, в которых может принять участие каждый депутат. При этом предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях по каждому голосованию производится только по окончании голосования по всем вопросам.
Альтернативное голосование представляет собой голосование только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование. Подсчет голосов и предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование.
Качественное голосование представляет собой альтернативное голосование с качественной оценкой поставленного на голосование вопроса по одному из пяти вариантов: "очень плохо", "плохо", "удовлетворительно", "хорошо" и "очень хорошо".
При проведении открытого голосования с использованием электронной системы подсчета голосов депутат вправе получить список с результатами поименного голосования. В режиме поименного голосования с использованием электронной системы обеспечиваются результаты поименного голосования, формируются и распечатываются по установленной форме списки с результатами поименного голосования, которые доводятся до сведения депутатов. При проведении тайного голосования с использованием электронной системы данные о результатах поименного голосования депутатов в память электронной системы не заносятся.
Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если не предусмотрен иной порядок. При голосовании по каждому вопросу депутат Государственной Думы имеет один голос и подает его за принятие решения или против него либо воздерживается от принятия решения.
Депутат обязан обеспечить надлежащее хранение и использование карточки для голосования. Свое право на голосование он осуществляет лично. Соблюдение требования о необходимости личного голосования депутата Государственной Думы как существенный элемент надлежащего порядка принятия федеральных законов является обязательным. При использовании для голосования электронной системы допускается передача депутатом Государственной Думы своего голоса другому депутату Государственной Думы в связи с отсутствием на заседании Государственной Думы по обстоятельствам, имеющим исключительный характер (чрезвычайные ситуации на местах, болезнь, направление в командировку, необходимую для выполнения функций палаты, и другие обстоятельства экстраординарного характера).
Заявление о передаче своего голоса другому депутату Государственной Думы в период отсутствия на заседании палаты депутат Государственной Думы составляет на имя Председателя Государственной Думы на депутатском бланке с указанием причины отсутствия, времени, на которое передается голос, а также с указанием того, как распорядиться голосом при голосовании по вопросам, рассматриваемым палатой. Заявление о передаче своего голоса в период отсутствия на заседании палаты депутат Государственной Думы вправе также направить телеграммой. Заявления и телеграммы непосредственно передаются в Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы для учета и хранения.
В ходе голосования с использованием электронной системы до высвечивания его итогов на экране председательствующий выясняет, присутствуют ли в зале депутаты без карточек для голосования, и, если таковые есть, предлагает им устно выразить свое отношение к вопросу, поставленному на голосование. Устные заявления депутатов заносятся в протокол и учитываются при подведении итогов голосования.
Карточки для голосования выдаются группой по техническому обслуживанию электронной системы по предъявлении удостоверения депутата Государственной Думы. При утере карточки для голосования новая карточка выдается депутату группой по техническому обслуживанию электронной системы по его письменному заявлению. Депутат, отсутствовавший во время голосования, не вправе подать свой голос по истечении времени, отведенного для голосования.
В случае выдвижения нескольких кандидатур или предложения более двух вариантов решения рассматриваемого палатой вопроса голосование может быть проведено в два тура по решению Государственной Думы. В первом туре может допускаться голосование каждого депутата Государственной Думы за любое количество выдвинутых кандидатур или предложенных вариантов решения рассматриваемого палатой вопроса. Второй тур голосования проводится по двум кандидатурам или двум вариантам решения, получившим наибольшее число голосов в первом туре. По итогам второго тура считается избранным тот кандидат или принятым тот вариант решения, которые получили наибольшее число голосов, но не менее числа голосов депутатов, установленного для принятия соответствующего решения. Если во втором туре голосования не набрал требуемого числа голосов ни один из вариантов решения, то данный вопрос снимается с рассмотрения.
Открытое голосование на заседании Государственной Думы проводится с использованием электронной системы подсчета голосов либо по решению палаты без использования электронной системы. Открытое голосование может осуществляться в том числе с использованием именных бюллетеней. При проведении открытого голосования без использования электронной системы подсчет голосов поручается Счетной комиссии.
Перед началом открытого голосования председательствующий сообщает о количестве предложений, которые ставятся на голосование, уточняет их формулировки и последовательность, в которой они ставятся на голосование, напоминает, каким большинством голосов (от общего числа депутатов Государственной Думы, от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании, другим установленным большинством голосов) может быть принято решение.
После объявления председательствующим о начале голосования никто не вправе прервать голосование. По окончании подсчета голосов председательствующий объявляет, какое решение принято ("за", положительное, или "против", отрицательное). При отсутствии кворума, необходимого для проведения голосования, председательствующий переносит голосование на следующее заседание Государственной Думы.
Если после определения результатов голосования от депутата поступает письменное заявление на депутатском бланке о недостоверности его волеизъявления, зафиксированного электронной системой подсчета голосов, группа контроля за использованием электронной системы подсчета голосов с участием данного депутата обязана проверить исправность работы абонентского устройства депутата. Для этого по предложению председательствующего депутату предлагается в присутствии группы контроля за использованием электронной системы подсчета голосов нажать поочередно кнопки ("за", "против", "воздержался") с демонстрацией результатов в зале заседания на электронном табло. Результаты проверки фиксируются в стенограмме.
Если зафиксированы сбои и неточности в работе абонентского устройства депутата, то по предложению председательствующего палата большинством голосов от принявших участие в голосовании может возвратиться к повторному голосованию. Если не зафиксирована техническая неисправность абонентского устройства депутата, то результаты голосования после их объявления пересмотру не подлежат.
Тайное голосование проводится по решению Государственной Думы, принимаемому большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании. Тайное голосование проводится с использованием электронной системы подсчета голосов или с использованием бюллетеней. Для проведения тайного голосования и определения его результатов палата избирает открытым голосованием Счетную комиссию Государственной Думы. Депутаты Государственной Думы, выдвинутые в состав избираемых органов, на период голосования по их кандидатурам приостанавливают свою деятельность в Счетной комиссии. Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря Счетной комиссии. Решения Счетной комиссии принимаются большинством голосов ее членов.
Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем Счетной комиссии по предложенной ею и утвержденной решением Государственной Думы форме в количестве, соответствующем числу избранных депутатов Государственной Думы, и содержат необходимую информацию. Оставшиеся у Счетной комиссии бюллетени после завершения их выдачи уничтожаются председателем Счетной комиссии в присутствии ее членов. Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются Государственной Думой по рекомендации Счетной комиссии в соответствии с настоящим Регламентом и объявляются председателем Счетной комиссии.
Выдача бюллетеней для тайного голосования начинается не позднее чем за один час до начала голосования; тайное голосование проводится в течение 30 минут с момента начала голосования, если иное не установлено Государственной Думой. Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам Государственной Думы Счетной комиссией Государственной Думы в соответствии со списком депутатов Государственной Думы по предъявлении ими удостоверения депутата Государственной Думы. При получении бюллетеня депутат Государственной Думы расписывается против своей фамилии в указанном списке. Каждому депутату Государственной Думы выдается один бюллетень по выборам избираемого органа или лица либо по проекту решения, рассматриваемому на заседании Государственной Думы. Бюллетень для тайного голосования опускается в специальный ящик, опечатанный Счетной комиссией.
Недействительными при подсчете голосов депутатов считаются бюллетени неустановленной формы, а также бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление депутатов. Дополнения, внесенные в бюллетень, при подсчете голосов не учитываются. О результатах тайного голосования Счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми ее членами. Доклад Счетной комиссии о результатах тайного голосования палата принимает к сведению.
На основании принятого палатой к сведению доклада Счетной комиссии о результатах тайного голосования председательствующий объявляет, какое решение принято ("за", положительное, или "против", отрицательное), а при выборах называет избранные кандидатуры. Результаты тайного голосования с использованием бюллетеней для тайного голосования оформляются постановлением палаты.
Поименное голосование проводится по решению Государственной Думы, принимаемому большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании, и осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов или именных бюллетеней.
Для проведения поименного голосования с использованием именных бюллетеней и определения его результатов палата избирает Счетную комиссию Государственной Думы. Результаты поименного голосования помещаются в стенографическом отчете заседания Государственной Думы и могут быть опубликованы в средствах массовой информации. В случае, если на заседании Государственной Думы приняты как решение о проведении поименного, так и решение о проведении тайного голосования, то проводится тайное голосование.
Являясь палатой представительства субъектов Российской Федерации Совет Федерации несёт ответственность только перед ними. Хотя Совет Федерации и является коллективным органом он не несёт коллективную ответственность: нельзя приостановить его действие или распустить. Представители субъектов Федерации несут ответственность перед органами субъектов Федерации, которые их делегировали. В случае, если субъект Федерации не удовлетворён деятельностью Совета Федерации, он может отозвать своего представителя.